После годичных инспекций и переговоров Турция официально заявила 22 ноября, что хотела бы приобрести 40 самолетов Eurofighter Typhoon в качестве временного варианта до поступления на вооружение истребителя пятого поколения местного производства Kaan в 2030 году. Турецкие официальные лица в прошлом года сообщили, что ВВС Турции рассматривают Eurofighter в качестве страхового полиса на случай, если США замедлят или даже заблокируют продажу и модернизацию F-16, поскольку их нынешний парк истребителей быстро стареет. Поскольку администрация Дж.Байдена, похоже, не спешит продвигать сделку по F-16 стоимостью 20 млрд долларов, привязывая ее к ратификации турецким парламентом заявки Швеции на вступление в НАТО, Министерство обороны Турции продолжает искать альтернативы. Запрос Анкары на 40 единиц Eurofighters соответствует текущей сделке с F-16, которая включает 40 усовершенствованных F-16V и пакеты модернизации для 79 существующих самолетов. Однако министр обороны Турции Яшар Гюлер заявил парламенту, что Анкара была бы заинтересована в покупке как F-16, так и Eurofighters одновременно, что является дорогостоящим и неожиданным обязательством. Для сравнения, Саудовская Аравия подписала сделку с Великобританией на сумму 12,5 млрд долларов на покупку 48 самолетов Eurofighter в 2017 году. «Мы хотим купить Eurofighter. Очень эффективный самолет. Эти самолеты совместно производятся Великобританией, Германией и Испанией. И Великобритания, и Испания говорят «да», и теперь они работают над тем, чтобы убедить Германию. Великобритания и Испания говорят: «Мы решим эту проблему»», — заявил Гюлер. С прошлого года Турция в основном ведет переговоры о сделке с Великобританией.
Джан Касапоглу, старший научный сотрудник вашингтонского аналитического центра Тhe Hudson Institute, полагает, что эксплуатация обеих систем неизбежно вызовет трудности, связанные с раздвоением арсенала: «Это означало бы разные тренажеры, управление двумя пилотными пулами, разную инфраструктуру технического обслуживания и даже другие перспективы базирования. Тем не менее, в сфере оборонной дипломатии закупка Eurofighter Typhoon намного безопаснее, чем российские или китайские варианты. В конце концов, выбор в пользу европейского решения не приведет к санкциям или дипломатическим разногласиям [со стороны США]». Турецкий источник, знакомый с мнением Министерства обороны, сказал, что у Турции недостаточно пилотов, чтобы инвестировать в F-16 и Eurofighter, поэтому в конечном итоге ей придется выбрать один из них: «Турция заинтересована в самом продвинутом варианте четвертого транша. Одним из главных препятствий на пути к сделке является противодействие Берлина. Самолеты производятся консорциумом стран, состоящим из Германии, Испании, Италии и Великобритании». Кристиан Моллинг, заместитель директора исследовательского института Германского совета по международным отношениям, полагает, что Турция долгое время находилась в списке стран, находящихся под пристальным вниманием Германии, из-за использования ею немецкого оружия, такого как танки Leopard, в операциях по обеспечению внутренней безопасности или наземных боевых действиях в Сирии, поэтому Берлин не удивлен этим запросом: «Долгое время существовал вопросительный знак по поводу поставок оборудования в Турцию. [Эрдоган] сам усложнил ситуацию просто из-за своей политики в отношении ХАМАСа, рассматривая его не как террористическую группу, а как борцов за свободу и т.д. Конечно, это просто не вызвало большой симпатии в Берлине ни у кого из политического спектра» Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган посетил Берлин на прошлой неделе, где встретился с канцлером ФРГ Олафом Шольцем. Отвечая на вопрос журналиста, Эрдоган гневно заявил, что никто не может угрожать Турции продажей истребителей, и Анкара может найти другие страны для таких закупок. Это закупка была одной из целей этого визита, но никакого положительного ответа Эрдоган от Шольца не получил. Позже Эрдоган заявил, что сам Шольц не поднимал тему продажи Eurofighter во время переговоров, но это ничего не меняет: ее поднимал Эрдоган, но без всякого результата. Германия ранее заблокировала продажу аналогичных самолетов Eurofighter Саудовской Аравии, вызвав гнев британских властей. Местный немецкий производитель Airbus и его профсоюз IG Metall совместно провели демонстрацию на прошлой неделе в Манчинге, заявив правительству Германии, что его противодействие крупномасштабным закупкам из неевропейских стран и прекращению действия таких программ, как Eurofighter, является ошибкой. Если проще, то некоторые заводы Airbus могут закрыться, если компания не получит больше заказов к 2030 году. Один немецкий источник, знакомый с мнением правительства Германии по поводу продажи, сообщил, что Airbus уже лоббировал канцлера для продвижения сделки, но «партия Зеленых в коалиции Шольца — это та сила, которая выступает против любого экспорта в Турцию, а канцелярия и Шольц прагматичны». Источник сказал, что если сделка зайдет в тупик, она в конечном итоге попадет в руки Федерального совета безопасности, в который входят «зеленые тяжеловесы», такие как вице-канцлер Роберт Хабек и министр иностранных дел Анналена Бербок, которые точно будут выступать против нее. Но Германия в данном случае сильно рискует выпасть из процесса, так как ее европейские партнеры, такие как Италия, Испания и Великобритания, в будущем могут предпочесть производить оружие без участия немецкой промышленности. «Это было бы большим ударом, учитывая также заявления Шольца и министра обороны Бориса Писториуса об укреплении оборонно-промышленной базы в Европе», — полагает источник, связав это с речью канцлера в «Цайтенвенде» после начала военной операции России на Украине, в которой говорилось, что Германии необходимо потратить 100 млрд евро на модернизацию своих вооруженных сил.
А конкуренты уже начинают опережать немцев на турецком рынке. Во время собрания законодателей своей правящей партии 20 ноября президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил о начале подготовки к строительству авианосца нового поколения для Турции. Эрдоган упомянул о соглашении с Испанией о строительстве нового флагмана во время празднования 100-летия Турецкой Республики 29 октября. Подчеркнув, что новое судно, разработанное в сотрудничестве с Испанией, превзойдет крупнейший военно-морской корабль Турции TCG Anadolu, Эрдоган заявил, что для выживания Турции в регионе необходимы надежные вооруженные силы. Эрдоган поочередно называл TCG Anadolu и авианосцем, и первым кораблем в мире, с которого взлетают и приземляются беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Однако, несмотря на заявления Эрдогана, военные эксперты отмечают, что корабль не является ни первым в мире, на котором размещены беспилотники, ни обычным авианосцем. В интервью турецкому телеканалу 18 мая Исмаил Демир, бывший глава Управления оборонной промышленности (Savunma Sanayii Baskanligi, SSB), заявил, что в TCG Anadolu необходимо внести некоторые изменения для размещения как пилотируемых, так и беспилотных самолетов, а также самолетов, находящихся на вооружении военных, чтобы они могли взлетать с корабля и садиться на него, подтверждая обвинения в том, что правительство ввело корабль в эксплуатацию раньше недоработанным с целью получить необходимый пропагандистский эффект перед выборами 14 мая. 4 ноября в своем выступлении перед бизнесменами Сельчук Байрактар, зять Эрдогана и владелец Baykar Makina, производителя военных беспилотников Bayraktar, сообщил, что были проведены летные испытания недавно разработанных беспилотников TB3. Он заявил, что после развертывания на TCG Anadolu эти беспилотники станут значительным усилителем сил, по сути, признав, что военные беспилотники в настоящее время пока не способны взлетать и садиться на корабль.
TCG Anadolu является крупнейшим кораблем ВМС Турции, его длина составляет 231 метр, ширина — 32 метра, а водоизмещение — 27 436 тонн. Корабль развивает максимальную скорость 20,5 узлов и дальность плавания 9000 морских миль при полной загрузке. Строительство судна началось в апреле 2016 года, а киль был заложен в феврале 2018 года. Корабль выполняет такие задачи, как военные действия и операции по оказанию гуманитарной помощи. Кроме того, он действует как командный центр и новый флагман военно-морского флота. TCG Anadolu был спроектирован испанской Navantia и построен на верфи Sedef в Турции. Морские приемо-сдаточные испытания начались в июне 2022 года.
23 апреля Эрдоган объявил, что Великобритания и Испания сотрудничают в строительстве более совершенной версии флагмана турецких ВМС. Он также заявил, что британцы стремились извлечь выгоду из опыта Турции в строительстве беспилотной подводной лодки. Анонимный турецкий источник сообщил в этом контексте, что Великобритания заинтересована в совместном производстве беспилотных подводных лодок с Турцией. Однако представитель Королевского военно-морского флота Великобритании заявил в заявлении Breaking Defense, что «никто ничего не знает об этих [турецких] переговорах», в которых якобы участвуют команды из британского агентства по поставке подводных лодок, Оборонной ядерной организации и ядерной и судостроительной компании BAE Systems.