О негативном влиянии частой смены правительства на работу государственного аппарата Алжира

Увольнение сразу двух министров правительства АНДР и губернатора провинции наглядно демонстрирует явное самодурство представителей высшего алжирского руководства, неоправданно быстро меняющего крупных чиновников. Это не способствует продуктивной правительственной работе и вызывает вопросы относительно профессионализма президента страны и стоящих за ним военных.

28 ноября алжирский президент Абдельмаджид Теббун назначил сразу двоих новых министров правительства – сельского хозяйства и транспорта, а также снял с должности вали (губернатора) провинции Релизан.

Ранее, 11 ноября, он же заменил премьер-министра Аймена Бенабдеррахмана новым председателем правительства Мухаммедом Надиром Ларбави.

Заметим, что 49-е в алжирской истории правительство Бенабдеррахмана было одним из самых долгоживущих – два года и четыре месяца. И, судя по последним министерским назначениям, Лабави начинает формировать 50-й по счету кабинет министров страны.

В результате получается, исходя из 61-летней истории современного Алжира, что средний срок «жизни» правительства страны составляет менее полутора лет.

Причем предшествующее кабинету министров Бенабдеррахмана правительство Абдельазиза Джерада просуществовало менее пяти месяцев (февраль – июль 2021 года).

Разумеется, такая чехарда отнюдь не способствует продуктивной работе крупных алжирских чиновников. Получается, что не успевают они вступить в должность и войти в курс дела, как их отправляют в отставку.

Так, например, уволенный Теббуном министр сельского хозяйства и развития сельских районов Мухаммед Абдельхафид Хенни занимал свою должность немногим более одного года и двух месяцев и был заменен Юсефом Шорфу, бывшим министром труда, занятости и социального обеспечения, в последние восемь месяцев возглавлявшим Министерство транспорта.

Одновременно президент назначил новым министром транспорта Мухаммеда Лахбиба Зехану, в последние полтора года занимавшего посты генерального секретаря Министерства внутренних дел и местных органов власти, и министра жилищного строительства, городского планирования и городского хозяйства.

Таким образом, происходящее является не просто министерской чехардой, а перетасовкой уже имеющейся правительственной обоймы. Причем замены производятся очень вольно, явно без учета профессиональных и отраслевых навыков и компетенций конкретных людей. Что, как представляется, имеет большое значение в налаживании работы конкретных ведомств.

Параллельно были уволены вали (губернатора) вилайи Релизан Лакхаля Аята Абдессалама и мэра города Дайра Земмуры той же провинции Мессиха Абдельазиза. Согласно официальному заявлению администрации президента АНДР, это произошло за «невыполнение инструкций главы государства и обнаружение ложных отчетов, скрывающих факты, касающиеся реализации проектов развития в указанной вилайе».

Кроме того, по указанию Теббуна министр национального образования АНДР отстранил от должности трех чиновников, отвечающих за обучение в той же провинции. И возможно, увольнений будет больше, поскольку администрация президента страны указывает, что расследования выполнения обязательств различными местными службами «еще продолжаются».

Заметим, что причины отставки министра сельского хозяйства и сельского развития Абдельхафида Хенни официально не объявлялись. Однако реально это связано с невыполнением данного ему Теббуном поручения добиться в кратчайшие сроки (то есть к началу 2024 года) достижения Алжиром продовольственной безопасности за счет местных ресурсов. Конечная цель – полный переход страны на собственные сельскохозяйственные продукты и начало их товарного экспорта на мировые рынки.

Заметим, однако, что изначально эти задачи были невыполнимы. Так, в последние годы Алжир стабильно не мог обеспечить и половины своих потребностей в продуктах питания. С одной стороны, это было вызвано климатическими изменениями, делающими все более неблагоприятным и рискованным ведение в этой стране сельского хозяйства. А с другой – из-за отсутствия в Алжире программы демографического регулирования и ежегодного увеличения алжирского населения в среднем на 800 – 900 тысяч человек. И все это на фоне истощения прежних земельных угодий и водных запасов.

А в-третьих, не лучшим образом сказались на аграрной отрасли и действия самих алжирских властей. Так, например, своим искусственным ограничением иностранного импорта в АНДР продовольствия президент Теббун оказал национальным производителям «медвежью услугу». Тем самым он своими же руками уничтожил в свей стране конкуренцию, которая, как известно, является одним из двигателей экономического развития.

Кроме того, самым пагубным образом сказываются на алжирской аграрной отрасли попытки властей АНДР сохранить в стране местный вариант социализма. Он предполагает субсидирование руководством страны основных продуктов питания с целью недопущения роста их стоимости для конечного потребителя.

Однако на практике государственные компенсации за продажу товаров по стоимости ниже рыночной являются настолько мизерными, что все чаще алжирские крестьяне предпочитают отказываться от своих прежних занятий.

Еще более невыгодным их работу сделало усиление преследований со стороны властей «спекулянтов». То есть тех, кто продает продовольственные товары выше их официальной стоимости, зачастую назначаемой властями очень произвольно.

В конечном итоге все это привело к исчезновению ряда категорий продуктов питания из магазинов и расширению «черного рынка», на котором они продаются втридорога.

Все это в последние недели и месяцы было замечено на самом алжирском «верху» и привело к серии отставок. Это же касается и отстранения с поста премьер-министра Аймена Бенабдеррахмана и назначения на его место Надира Ларбави.

Важно заметить, что, описывая произошедшее, алжирские СМИ подчеркнули, что Теббун, меняя председателя правительства, намерен «сохранить остальной состав правительства».

Но, как мы видим, традиционно уход конкретного премьер-министра влечет за собой и замену, по крайней мере, части подчиненных ему министров.

При этом Теббун, вводя Надира Ларбави в курс дела, указал на «настоятельную необходимость ускорения выполнения всех решений, ранее принятых Советом министров, нереализованных или задерживаемых». Их список, правда, президент АНДР открыто не стал уточнять. Однако источники в его администрации утверждают, что речь в первую очередь идет о проваленной А.Бенабдеррахманом задаче «обуздания цен».

Предупреждая о серьезных последствиях невыполнения государственных обязательств своим гражданам, глава государства призвал членов правительства вообще и Надира Ларбави в частности «избегать раздутых обещаний, далеких от обязательств перед алжирским народом».

Он также призвал нового премьера «поддерживать уязвимый и средний классы, держа в центре внимания сохранение покупательной способности и жилищных программ, чтобы сохранить достоинство граждан и облегчить их жизнь».

Не случайны и произошедшие перестановки в транспортном секторе: президент поставил перед правительством задачу «разгрузить дороги крупных городов», где граждане часами стоят в пробках по дороге на работу и домой.

Также новому премьеру, как говорится в коммюнике алжирского Совета министров, предстоит выполнить государственные обязательства в секторах «национального образования и экономики знаний, стартапов и микропредприятий».

Причем новый премьер-министр был, мягко говоря, не рад своему назначению. Судя по фотографиям, на которых Теббун ставит Ларбави задачи, глава правительства был скорее похож на виноватого и обескураженного происходящим школьника, отчитываемого директором, чем на чиновника столь высокого ранга.

И такую реакцию понять вполне можно. Ларбави поручено «вытянуть» менее чем за полтора года то, с чем не справился почти за два с лишним года его предшественник.

Дело в том, что время работает не в его пользу: у нового премьера задача все исправить и выполнить полуфантастические обещания Теббуна избирателям до декабря 2024 года, то есть к моменту президентских выборов в Алжире.

Но может быть, Алжир получил настоящего титана-управленца, для которого все эти задачи будут по плечу? Позволим себе в этом усомниться. Бывший чемпион Алжира по гандболу, Ларбави имеет также за плечами опыт работы в МИДе страны на второстепенных должностях, в том числе послом в разных странах и организациях, а также руководителем ряда отделов внешнеполитического ведомства. И, наконец, последние восемь месяцев он возглавлял президентскую администрацию.

То есть речь идет о «доверительном кризис-менеджере», который, впрочем, не обладает реальным опытом управленческой правительственной работы, необходимым для эффективного руководства кабинетом министров страны.

Теоретически за него выполнение «наказов президента» могли бы вытянуть подчиненные ему министры. Однако как мы видели на примерах последних назначений и перестановок, у них во многом схожие с Ларбави опыт и компетенции. А потому чуда от них ждать не стоит.

Причем претензии здесь не к этим конкретным людям, а к самому Теббуну и стоящим за его спиной военным, выдвигающим на важнейшие государственные посты, особенно в такой сложный момент, непрофессионалов. И они явно не готовы успешно реализовать весь спектр данных им поручений, от которых во многом будет зависеть устойчивость алжирского правящего режима в целом.

55.95MB | MySQL:116 | 0,656sec