Дарфурское урегулирование: проблема разделения власти

Суданское руководство вынуждено в настоящее время «воевать» на два фронта. Помимо «взбунтовавшихся» официальных оппозиционеров, Хартуму приходится находить и трудный компромисс с основной партизанской группой Дарфура Движение за справедливость и равенство (ДСР). Как и предполагалось, заключить «рамочное соглашение» с повстанцами — это десять процентов успеха, все основные проблемы впереди и связаны они, прежде всего со щекотливым вопросом будущего разделения власти в Дарфуре и стране.

Как показатель того, что переговоры по этому вопросу идут трудно, стал последний эпизод с полным провалом переговоров между руководителем ДСР И.Халилем и советником президента Судана Г.ат-Табани в Нджамене. Чадское руководство расписалось в своем полном бессилии убедить стороны хотя бы начать какое-то конструктивное обсуждение проблемы «разделения властей» и порекомендовало им покинуть Нджамену, а все вопросы продолжать решать уже непосредственно в Дохе. В результате командир повстанцев предупредил, что «его организация обвиняет суданское руководство в попытках сорвать мирный процесс в Дарфуре и рассматривает вопрос о возобновлении боевых действий».

Более того, И.Халиль заявил, что «мы еще участвуем в переговорном процессе, и если правительство действительно желает мира в Дарфуре, то мы готовы. Но если мир не будет достигнут, то наша позиция известна. Мы будем помогать сменить режим О.аль-Башира. То есть, альтернатива следующая: достижение мира или смена нынешнего режима в Хартуме». Не больше и не меньше. В этой ситуации говорить о каком-то выполнении первоначального замысла катарских медиаторов о подписании полномасштабного договора 15 апреля с.г. не приходится. Тем более что «в довесок» И.Халиль фактически подержал идею о переносе сроков проведения всеобщих выборов, т.к. «говорить о честных выборах до достижения полнокровного мира в Дарфуре нельзя». Что же так разозлило И.Халиля и заставило его делать столь опрометчивые заявления?

Во-первых, полный отказ Хартума от требований руководства ДСР предоставить им в будущем правительстве пост вице-президента Судана. Предложенные повстанцам посты советника и помощника суданского президента не удовлетворяют амбиции И.Халиля. Во-вторых, отказ суданских властей установить некий переходный период для интеграции вооруженных отрядов ДСР в общенациональную армию. То есть Хартум настаивает на немедленной интеграции повстанцев в общие вооруженные силы сразу же после подписания договора о мире. Более того, не была понята идея ДСР и о создании совместных сил по обеспечению безопасности возвращения «временно перемещенных лиц» в места их бывшего компактного проживания.

В третьих, суданское правительство категорически отказывается обсуждать в принципе идею о выплате каждому «пострадавшему» участнику ДСР «моральной компенсации» в размере 1500 долларов США и возвращения к прежней модели административного деления Судана на девять провинций.

Все это накладывается на взаимные обвинения сторон о нарушении перемирия. По заявлениям И.Халиля, «суданское правительство накапливает военный кулак для возобновления боевых действий». Хартум в свою очередь обвинил ДСР в том, «что группировка двадцать раз нарушала перемирие, начиная с момента заключения последних рамочных соглашений».

Примечательно, что позицию И.Халиля полностью поддержал «неуступчивый» А.Нур: «Любые выборы, проводимые в существующих обстоятельствах, только углубят существующее недоверие и не смогут достигнуть желаемого результата по стабилизации страны в рамках ее демократизации. Правительство жестко контролирует средства массовой информации, безопасность и финансовые ресурсы, что дает им несомненное преимущество. Также ясно, что НИК не может осуществлять свою деятельность в прозрачной и честной манере. Отсутствие безопасности в Дарфуре тоже не позволяет проводить выборы сейчас».

Лидер СОД также считает логичным в этой ситуации сформировать переходное национальное правительство, которое сможет завершить урегулирование дарфурского кризиса и подготовить страну к всеобщим выборам.

ДСР, в свою очередь, утверждает, что в нынешних условиях большая часть населения Дарфура не сможет принять участие в голосовании. Это обстоятельство делает любые избранные органы власти нелегитимными. Досталось и правящей Партии национального конгресса (ПНК), которая была обвинена в «игнорировании интересов других политических партий». И.Халиль был категоричен: «Проведение выборов в апреле с.г. ставит барьеры для мирного процесса в Дарфуре и тормозит процесс разделения власти. Определение темы проведения выборов как основного приоритета для власти в Хартуме угрожает процессу преодоления кризиса в Дарфуре, и со всей очевидностью показывает эгоистичный характер ПНК, которая преследует исключительно свои узкие цели, забывая при этом об общенациональных интересах».

Здесь важным является момент того, что в качестве альтернативы А.Нуру в качестве «выразителя интересов всех фур Хартум выдвигает лидера еще одной «примирившейся» группировки ДСС Х.Сусси. который в меру амбициозен, и готов согласиться на пост советника суданского президента. Этот вариант сильно нервирует И.Халиля и А.Нура, которые между собой о распределении власти в Дарфуре давно договорились. Объективности ради отметим, что А.Нур на данный момент является наиболее влиятельным племенным руководителем фур, что объясняется не военным, а, прежде всего, финансовым авторитетом. Ситуация на сегодняшний день такова, что именно через А.Нура идут основные финансовые потоки от спонсоров (среди которых первое место занимают пожертвования зарубежной диаспоры и французов). Несмотря на жесткий прессинг на лидера СОД со стороны министра иностранных дел Франции Б.Кушнера, он продолжает совершенно спокойно оставаться «на плаву». Примечательно, что атаку Б.Кушнера на А.Нура постарались отбить (или ослабить) влиятельные силы в еврейской диаспоре Франции, которые тесно связаны с правозащитными организациями. Это вновь заставляет вспомнить о связях лидера СОД с Израилем и о многочисленной суданской диаспоре в этой стране. Несомненно, что именно через Израиль идет один из основных потоков финансовой подпитки СОД. Еще одной причиной французской поддержки А.Нура являются интересы «Тоталь», которая, по некоторым данным, его «спонсирует» и защищает от депортации. Связано это с намерением «Тоталь» построить новый нефтепровод через территорию Дарфура, а конкретнее через районы компактного проживания фур.

В этой связи возникает закономерный вопрос: насколько серьезны шансы, что ДСР и СОД-Нура смогут сорвать выборный процесс в Дарфуре? Несмотря на все заверения повстанцев, на сегодняшний день количество зарегистрированных избирателей составляет 70%. Этим данным можно вполне доверять, так как они подтверждены наблюдателями ЮНАМИД. Это говорит о том, что выборы состоятся при любых вариантах. Остается опасность возникновения вооруженных противостояний в местах традиционного расположения боевиков в районах Джабаль Марра и Джабаль Мун. Но опять же это вряд ли сможет повлиять на весь процесс голосования в целом. Что же касается заявлений о том, что «большинство населения не сумело зарегистрироваться в качестве избирателей», так в этом А.Нур должен винить, прежде всего, себя. Именно он дал команду подконтрольным ему шейхам из лагерей «для перемещенных лиц» бойкотировать регистрацию. Теперь, в результате его сторонники оказались «по своей воле» вне процесса голосования.

52.24MB | MySQL:103 | 0,471sec