Турецкое издание Kriter о взгляде Китая на палестино-израильский конфликт

Ведущий мозговой центр Турции Фонд политических, экономических и социальных исследований (SETAV) в новом декабрьском номере своего журнала Kriter опубликовал материал, посвященный китайскому взгляду на палестино-израильский конфликт. Позиция Китая продолжает интересовать Турцию и её партнёров по ОИС-ЛАГ. Напомним, что первый визит, который совершила контактная группа по палестино-израильскому конфликту, созданная по решению ОИС и ЛАГ, был в Пекин. Накануне состоялись посещения другого полюса силы – США и Канады (некоторые комментарии касательно последнего опубликованы в материале на сайте ИБВ – прим.)

Возвращаясь к позиции Китая – она нашла свое отражение в статье одной из ведущих китаисток Турции Дирен Доган, которая вышла под заголовком «Подход Китайской Народной Республики к палестинской проблеме и будущему мирового порядка».

Цитируем: «В то время как война между Израилем и ХАМАСом, начавшаяся 7 октября, быстро превратилась в кампанию массовых убийств палестинского гражданского населения и принуждения его к миграции из региона, позиция глобальных игроков перед лицом происходящих на глазах событий мира является одним из вопросов, за которым тщательно следят.

Хотя события в Палестине являются проверкой для стран, защищающих нынешний мировой порядок, особенно для США, это также отдельное испытание для стран, которые делают громкие заявления об изменении глобальной системы и параллельно реализуют стратегии.

Среди вопросов — предложения стран, представляющих вторую группу, по смягчению напряженности и прекращению гуманитарного кризиса, какую сторону они поддержат в конфликтах и ​​каким образом они будут делать заявления, чтобы повлиять на международное сообщество и собственных граждан. за этим внимательно следили, особенно начиная с первого периода конфликтов. Одна из этих стран, Китайская Народная Республика, выделяется как игрок, который рисует свою собственную дорожную карту по израильско-палестинскому вопросу, по которому мир все больше разделяется, и пытается донести ее до международного сообщества, объединив ее с свой собственный нарратив международных отношений.»

Итак, отметим то, о чем мы говорили уже в наших прошлых публикациях на сайте ИБВ: кризис, подобный палестино-израильскому – это своего рода тест тем самым «вторым странам», то есть нарождающимся центрам силы, на способность предложить альтернативную повестку, альтернативные подходы и, что самое важное, добиться имплементации и тех и других. В этом смысле, КНР, в нынешних условиях, смотрится как главный кандидат на то, чтобы выйти из относительной тени на первый план.

Как пишет турецкий автор, прежде чем анализировать позицию Китая относительно событий в Палестине, важно будет посмотреть, в какой степени напряженность между Израилем и ХАМАСом влияет на Китай.  Потому что, судя по атмосфере на Ближнем Востоке накануне вспышки напряженности, влияние Китая было достаточно высоким.

В этом смысле автор напоминает, что в рамках этого процесса, определяемого как «Ближневосточная инициатива», начиная с последнего квартала 2022 года, президент Китая Си Цзиньпин посетил Саудовскую Аравию, провел встречи со многими лидерами региона и получил возможность дословно передать китайскую точку зрения.

Как мы помним, что в результате этого процесса было достигнуто примирение Ирана и Саудовской Аравии, на которое обратил внимание весь мир, и это развитие украсило посреднический имидж Китая и добавило плюсов в его дипломатию. Действительно, нельзя не согласиться с тем, что Китай набрал очень серьезных дипломатических очков перетянув на себя решение значимого для ближневосточного процесса вопрос.

Кроме того, параллельно с этим, вниманию международного сообщества были представлены подготовленные Министерством иностранных дел Китая варианты рецептов управления глобальной системой, подготовленные для конфликтов на Ближнем Востоке, особенно в Афганистане и израильско-палестинском вопросе.

Цитируем: «Страны региона распахнули свои объятия приближающемуся китайскому веку. Они выстроились в очередь для подписания соглашений с Китаем во многих областях, особенно в области технологий, торговли, искусственного интеллекта и зеленой трансформации и организовывали визиты в Китай. Параллельно со смягчением атмосферы, замораживание споров между региональными странами положительно повлияло на отношения между Китаем и Израилем и портрет относительно стабильного Ближнего Востока дал возможность Китаю составить инвестиционные планы для региона в рамках «Пояса и пути»».

Как указывает турецкий автор, эти события, которые послужили стратегическим интересам как Китая, так и стран Ближнего Востока в целом, были заменены «совершенно иной структурой в виде операции ХАМАСа «Наводнение Аль-Аксы»». После этого процесса страны региона и Китай, как и все участники глобальной системы, заняли позицию, чтобы внимательно следить за развитием событий.

Говоря о позиции Китая по палестинскому вопросу, турецкий автор отмечает, что на ранних стадиях напряженности между Израилем и ХАМАС, китайская сторона предложила проявлять умеренность и оставаясь относительно на заднем плане.

Благодаря этой позиции Китай занял позицию, которая воздерживается от выбора между сторонами, заявляя о необходимости мирного разрешения споров и выступая против любой деятельности, направленной против гражданского населения.

Здесь как пишет автор, у Китая всегда было предложение по решению израильско-палестинской проблемы, состоящее из трех пунктов. Эти предложения были озвучены самим председателем Си Цзиньпином во время визита президента Палестины Махмуда Аббаса в Китай в июне 2023 года и включают в себя следующие пункты. Автор перечисляет эти пункты следующим образом:

  1. Фундаментальное решение палестинской проблемы заключается в создании независимого палестинского государства с полным суверенитетом, основанного на границах 1967 года, со столицей в Восточном Иерусалиме.
  2. Крайне важно, чтобы экономические и социальные потребности Палестины были удовлетворены, а международное сообщество увеличило объем помощи в целях развития и гуманитарной помощи Палестине.
  3. Важно, чтобы мирные переговоры шли в правильном направлении. Следует уважать исторический статус-кво святых мест в Иерусалиме и избегать чрезмерно провокационных слов и действий.

Также как указывается автором, в рамках китайского подхода, «более масштабная, более авторитетная и более эффективная международная мирная конференция» должна быть созвана, чтобы создать необходимые условия для возобновления мирных переговоров и внести вклад в конкретные усилия, направленные на то, чтобы помочь Палестине и Израилю жить в мире. В этом процессе, сам Китай готов сыграть позитивную роль в оказании помощи Палестине в достижении внутреннего примирения и содействии мирным переговорам.

Как указывается турецким автором, основная позиция Китая по палестинскому вопросу формируется вокруг трех вышеперечисленных пунктов. При этом, в период усиления атак Израиля, Китайская Народная Республика также предприняла дипломатическую атаку, чтобы сыграть свою роль в разрешении кризиса в регионе.

В связи с этим Китай активно участвовал во встречах по Палестине, проводимых в ООН, а также организовал сессию ООН под названием «Общее развитие способствует прочному миру», на которой обсуждались вопросы мирного управления Палестиной и глобального мира. система. Аналогичным образом, способствуя одобрению резолюции 2712 по палестино-израильскому вопросу, состоявшейся под эгидой ООН 15 ноября, Китай стала одной из заинтересованных сторон первой резолюции, принятой Советом Безопасности с октября, когда напряженность возросла.

Также, как напоминает турецкий автор, Си Цзиньпин, проведший в ноябре саммит с президентом США Байденом в рамках саммита АТЭС, включил палестинский вопрос в свою повестку дня как на двусторонней встрече, так и на саммите АТЭС.

Также автор говорит о том, что Китай стал местом первой остановки, 20-21 ноября, контактной группы ОИС-ЛАГ с участием министра иностранных дел Саудовской Аравии Фейсала бен Фархана бен Абдаллы аль Сауда, министра иностранных дел Иордании Аймана Сафади, министра иностранных дел Египта Самеха Шукри, министра иностранных дел Индонезии Ретно Марсуди, министра иностранных дел ПНА Рияда Малики и генерального секретаря Организации исламского сотрудничества Хусейна Ибрагима Таха.

Цитируем: «Тот факт, что этот чрезвычайный Комитет министров, назначенный Организацией исламского сотрудничества (ОИК) и Лигой арабских государств для проведения дипломатических переговоров по Газе, нанес Китаю первый из запланированных визитов к пяти постоянным членам Совета Безопасности ООН, был представлен Пекином международному сообществу как доказательство доверия к их беспристрастному отношению.»

Как указывается турецким автором, делегация, которая встретилась с министром иностранных дел Китая Ван И, имела возможность на месте наблюдать за достижением консенсуса с Китаем по прекращению гуманитарных разрушений в Газе и решению о создании двух государств.

С другой стороны, БРИКС, одна из платформ, где глобальный Юг высказывает свой голос, организовал в ноябре «Специальный саммит по палестино-израильскому вопросу», и все члены, за исключением Индии, приняли в нем участие на уровне глав государств.

Выступая на саммите с речью под названием «Достижение прекращения огня, обеспечение постоянного мира и безопасности», Си Цзиньпин изложил обновленную информацию из трех пунктов: (1) стороны должны немедленно прекратить боевые действия, (2) обеспечить безопасную и беспрепятственную доставку гуманитарной помощи, (3) обеспечить предотвращение эскалации конфликта.

Китайский лидер перечислил список предложений и подтвердил в своей речи, что основным решением, позволяющим разорвать порочный круг конфликта между Палестиной и Израилем, является реализация «решения о двух государствах».

Цитируем турецкого автора: «Одним из наиболее примечательных заявлений в той же речи был акцент Си Цзиньпина на том, что «без решения палестинской проблемы не будет устойчивого мира и безопасности на Ближнем Востоке». При этом он также упомянул о незначительном воздействии ранее проведенной мирной конференции и призвал к немедленному созыву более эффективной и авторитетной Международной мирной конференции и подчеркнул ее необходимость.»

В дополнение к дипломатическим шагам, предпринятым Китаем в отношении событий в Палестине, как указывается автором, также видно, что Китай оказывает экономическую поддержку, особенно для смягчения последствий гуманитарного кризиса в регионе. Согласно данным, обнародованным в ходе выступления китайского руководителя в БРИКС, Китай предоставляет различную помощь для облегчения гуманитарного кризиса в секторе Газа. Эта помощь включает в себя 2 миллиона долларов США, предоставленных через Палестинскую национальную администрацию и агентства ООН, а также 15 миллионов юаней (приблизительно 2 миллиона долларов США) на чрезвычайные гуманитарные поставки, такие как продукты питания и лекарства, в сектор Газа при помощи Египта.

Завершается материал турецкого автора следующим образом:

«На сегодняшний день палестинский вопрос, который превратился в гуманитарное разрушение после нападения Израиля на сектор Газа, представляет собой один из важных переломных моментов в истории с точки зрения воздействия и разрушительного воздействия напряженности на мировую систему. В этом процессе вопрос о том, на чьей стороне истории окажутся действующие лица международной системы, ставит серьезные проблемы и потенциальные последствия, которые будут переданы будущим поколениям.

Один из этих игроков, Китайская Народная Республика, является одним из самых яростных критиков нынешнего глобального порядка, возглавляемого США, и в то же время критикует международное сообщество. Ею (КНР) говорится, что она стремится создать многополярный мир, включающий в себя такие интегративные эффекты, как равенство, взаимовыгодность, мирное сосуществование и общее будущее.

Мировой порядок в китайском стиле день ото дня увеличивает свое влияние, особенно среди дискурсов, поддерживаемых слаборазвитыми и развивающимися странами в надежде на достижение более справедливого мира. Несомненно, интерес к этому глобальному порядку в китайском стиле, который распространяется от Латинской Америки до Африки, от Ближнего Востока до Азии, является не просто философским идеалом, но также инвестициями в инфраструктуру, экономическими субсидиями и многогранными стимулами развития, которые окружают такие дискурсы. Это — также спасательный круг для экономики.

Все более позитивный имидж Китайской Народной Республики в слаборазвитом и развивающемся мире, называемом глобальным югом, и ее позиционирование как соперника США в глобальной конкуренции, называемой борьбой великих держав, привели к тому, что ее (КНР) стали рассматривать как один из потенциальных полюсов нового мирового порядка.

Международное сообщество теперь ожидает от Китая кодекса поведения в кризисах, возникающих в глобальной системе, точно так же, как оно ожидает от США почти в каждой проблеме, и требует, по крайней мере, услышать предложение по решению.

В этом контексте израильско-палестинский вопрос является очень важным испытанием для Китая, который является кандидатом на роль лидера нового мира.

Шаги, предпринятые Китаем, завоевавшим признание международного сообщества и укрепившим свое дипломатическое влияние в ходе сближения Ирана и Саудовской Аравии, в отношении событий в Палестине повлияют не только на напряженность в регионе, но и на положение Китая в мировой системе.

В этом контексте видно, что Китайская Народная Республика, которая продвигается дипломатическими и экономическими шагами, в настоящее время развивает дискурсы параллельно с аудиторией, которую она хочет представлять, и шаги, которые она предпримет на следующих этапах для решения проблемы. проблемы будут тщательно отслеживаться».

Итак, какие выводы можно сделать по итогам изложенного выше:

  1. Китайская Народная Республика активизировалась в качестве не просто важного и одного из ведущих международных акторов, но и игрока политического, который выступает с предложением общих контуров будущего многополярного мирового порядка.
  2. Помимо общих политических контуров, следует говорить и о том, что Китай стал участником шагов по разрядке обстановки на ближневосточном направлении, имея в виду тот прорыв, который был установлен с помощью Пекина в отношениях между КСА и ИРИ.
  3. Палестино-израильский конфликт, получается, выходит за рамки «одного из кризисов» на Ближнем Востоке, где ведущие мировые игроки могут продемонстрировать свой статус. Он может рассматриваться в качестве кризиса – «лакмусовой бумаги», где тем или иным игрокам можно либо подтвердить, либо утратить свой статус.
  4. Китаем уже предпринят целый ряд шагов по конфликту, которые обращают на себя внимание: от оказания гуманитарной помощи региону до вынесения вопросов конфликта на высший уровень отношений с США.
  5. Продвижение китайской модели многополярности основывается на крепком экономическом фундаменте. Однако, заметим, что как показывает практика его также оказывается недостаточным без серьезных политических и даже военно-политических шагов. Китай в случае палестино-израильского конфликта все больше обозначает свою позицию, однако, динамика его шагов пока уступает динамике с которой разворачивается противостояние. Это – серьезной вызов не столько предложениям китайской стороны как таковым, но привычно неспешной китайской дипломатии.
55.77MB | MySQL:118 | 2,025sec