О создании и основных направлениях работы израильской рабочей группы по планированию послевоенного устройства сектора Газа

В ходе последнего по времени визита в Израиль госсекретарь США Э.Блинкен отчетливо дал понять главе правительства ближневосточной страны Б.Нетаньяху, что необходимо приступить к выработке сценариев послевоенного устройства власти в секторе Газа, а также заблаговременно ознакомить с таким проектом умеренные региональные режимы. Судя по всему, руководствуясь в том числе этой причиной, израильский премьер-министр учредил группу в составе высокопоставленных представителей ЦАХАЛа, «Моссада» и ШАБАКа под руководством председателя Совета национальной безопасности Ц.Ханегби и министра по стратегическим вопросам Р.Дермера, которая поручено заниматься различными аспектами, связанными с палестинским анклавом по окончании операции «Железные мечи». В частности, по данным израильских источников, помимо решения о том, кто войдет в политическое руководство сектором Газа после демонтажа системы управления ХАМАСа, рабочая группа также предложит свои подходы к обеспечению безопасности, причем не только на юге, но и на севере, то есть на границе с Ливаном.

СМИ ближневосточной страны сообщают, что за последние несколько недель состоялось, как минимум, четыре встречи в указанном формате, а это означает, что комиссия приступила к активности еще до визита главы Госдепартамента США. Также, судя по данным из открытых источников, работа ведется по нескольким направлениям. Первое из них военное и сосредоточено оно вокруг вопроса о постепенном определении конфигурации власти в Газе во время продолжения боевых действий. Так, генерал-майор Э.Толедано из Генерального штаба ЦАХАЛа, судя по всему, курирующий данный вектор, полагает, что «между разгромом ХАМАСа и полным подавлением очагов сопротивления пройдет большой временной интервал». Как следствие, в рамках этого промежутка, как считает представитель АОИ, приступить к восстановлению анклава и началу политического процесса возможным не представляется. Из сказанного следует, что вопрос власти в Газе, определиться с которым от Израиля США требуют уже сейчас, самой ближневосточной страной отодвигается на весьма продолжительный срок. Судя по всему, именно поэтому, несмотря на  наличие рабочей группы Белый дом не удовлетворился самим фактом ее учреждения, продолжив настаивать на конкретных сценариях.

Интересно еще и то, что военная составляющая, созданной Б.Нетаньяху рабочей группы, поручена Э.Толедано, который в Генштабе возглавляет управление стратегии и т. н. третьего круга противников. В ведении данной структуры находятся вопросы краткосрочного и долгосрочного планирования, а также зарубежные связи ЦАХАЛа, в том числе как с представителями вооруженных сил иностранных государств, так и международными организациями, имеющими в своем распоряжении миротворческие контингенты. Исходя из этого не исключено, что Израиль прорабатывает вопрос присутствия в планируемой буферной зоне между своей территорией и палестинской «голубых касок». Упомянутый третий круг противников, в свою очередь, состоит из государств, представляющих для Израиля угрозу, но не граничащих с ним напрямую. Основное внимание среди них уделяется, разумеется, Ирану. Таким образом, военно-политическое направление работы группы планирования устройства сектора Газы после «Железных мечей», судя по всему, вновь концентрируется на деятельности ХАМАСа через призму статуса иранской прокси. Вероятнее всего, по тем же соображениям в компетенцию созданной группы попала и северная граница.

Р.Дермер на текущем этапе успел озвучить необходимость внести «радикальные изменения» в палестинскую систему образования, поскольку, по его словам, «без этих культурных изменений Израиль окажется перед лицом враждебного населения». В связи с этим можно ожидать активизации израильских усилий, направленных на повышение контроля над учебными материалами и образовательными программами, реализуемыми на палестинских территориях при финансовой поддержке Европы и США. Помимо этого, Р.Дермер, по некоторым данным, получил личное задание от Б.Нетаньяху разработать стратегию снижения плотности населения в анклаве. Каким именно способом будет достигаться эта задача, пока не ясно, подчеркивается лишь, что делаться это будет ненасильственно. Впрочем, даже при таком раскладе ни один из возможных сценариев задействованные в нем государства явно не поддержат. В частности, высказывается мнение, что Израиль может попытаться стимулировать переселение палестинцев из Газы в Египет, тем самым побуждая последний взять контроль над сектором. В том случае, если Каир откажется, то он способен не препятствовать оттоку переселенцев в Европу, но это уже явно встретить сопротивление соседних европейских стран, и без того страдающих от миграционного кризиса.

Впрочем, главной целью привлечения Р.Дермера к работе в рамках рассматриваемой группы стало вероятнее всего поддержание контактов с США, для которого он изначально был приглашен в кабмин. По имеющимся сведениям, постоянный контакт с рабочей группой поддерживает посол Израиля в Вашингтоне М.Герцог, однако Р.Дермер все же считается имеющим большие связи в американских политических кругах. Кроме того, в Белом доме в нем видят своего рода умеренного члена правительства Б.Нетаньяху, в отличие от министра национальной безопасности И.Бен-Гвира или министра финансов Б.Смотрича. Контраст с последними в контексте плана снижения плотности населения сектора Газа крайне значим, так как разработать и возможно довести до сведения США его предположительно должен Р.Дермер, в то время как внутри ближневосточной страны опорой для утверждения крайне спорной инициативы должны стать как раз упомянутые И.Бен-Гвир и Б.Смотрич. Немаловажно и то, что именно Р.Дермер, рассматривался одним из главных израильских контактных лиц при подготовке нормализации отношений Иерусалима и Эр-Рияда под патронажем Белого дома.

Совместная работа с Саудовской Аравией и ОАЭ – еще одно направление деятельности рабочей группы по послевоенному устройству Газы. О необходимости подключить две указанные страны к контролю над сектором успел заявить глава СНБ Израиля Ц.Ханегби. По его словам, не исключено участие данных государств в реализации экономических и инфраструктурных инициатив, ориентированных на стабилизацию обстановки в анклаве и, как следствие, снижения антиизраильской активности. Не упоминается при этом два значимых момента.

Во-первых, в ОАЭ проживает М.Дахлан, в последнее время, как уже сообщалось интенсифицировавший контакты с оппозицией ФАТХа.

Во-вторых, в определенной степени Иерусалим может пытаться сыграть на амбициях двух монархий Персидского залива в условиях дипломатического усиления Катара. Можно предположить, что подобный курс продвигается Иерусалимом потому, что Доха склоняется к невозможности продолжать нормализацию сотрудничества Израиля с умеренными региональными режимами до того, как будет урегулирован палестино-израильский конфликт, что в региональную стратегию правительства Б.Нетаньяху явно не вписывается.

Таким образом, Израиль, в том числе под воздействием внешнего давления пытается показать, что приступил к разработке сценариев послевоенного устройства сектора Газы. Вместе с тем, проявленная к настоящему моменту активность свидетельствует о попытке, пусть и более завуалировано, но продолжать добиваться собственных первоначальных целей. С точки зрения операции «Железные мечи» основной задачей является демонтаж власти ХАМАСа, а потому сформированная рабочая группа продвигает тезис о невозможности в короткие сроки создать в анклаве новые структуры управления. В региональном контексте приоритетами Иерусалима остается повышение вовлеченности арабских стран в дела Газы при создании условий для расширения процесса нормализации отношений с ними. Наконец, в более широких геополитических рамках рабочая группа показывает, что, так или иначе, но основным источником угрозы для себя Израиль по-прежнему рассматривает Иран, читая ХАМАС частью его террористической сети.

Как кажется, отчасти создание рабочей группы снимает в краткосрочной перспективе проблему поддержания видимости шагов по определению послевоенного будущего Газы. Однако предлагаемые пока сценарии как таковых проблем не решают. Прежде всего, Израиль продолжает обходить острую тему приемлемого для себя палестинского лидерства, хотя без участия палестинцев в управлении сектором Газа западные союзники, судя по всему, урегулировать конфликт не позволят. Помимо этого, правительство Б.Нетаньяху, привыкшее концентрироваться на ИРИ, не учитывает одну из ключевых причин, позволивших случиться «Черному шаббату» 7 октября. Заключается она в том, что вопреки сотрудничеству, там, где необходимо, все антиизраильские режимы и группировки руководствуются еще и собственными целями, что требует не только универсальных, но и специфических подходов к противодействию им.

55.76MB | MySQL:116 | 0,797sec