В сфере внешней политики палестино-израильский конфликт продолжает оставаться одним из самых важных вопросов для турецкого руководства. Мы не раз говорили, впрочем, о том, что палестинский вопрос – весьма важен для Турции, которая реализует свою стратегию «возвращения» на Ближний Восток.
И эта стратегия включает как минимум следующие аспекты: 1) стратегический альянс с Катаром, имеющим как финансовый, так и информационный ресурс, 2) акцент на отношениях с Ираком, который является одним из крупнейших потребителей турецких продукции услуг, 3) отчасти связанная с предыдущим пунктом, борьба с курдским сепаратизмом, как на иракском, так и на сирийском направлении, 4) на идеологическом уровне – опора на палестинский вопрос, который выводит Турцию на первый план на Ближнем Востоке.
По состоянию на момент написания данного материала, серия поездок представителей, включая и турецких, ОИС – ЛАГ в ведущие государства мира завершена. И, как можно заметить, эти поездки не привели к изменению Израилем хода военных действий в секторе Газа. Что на этом фоне предполагает делать Турция, кроме продолжающегося информационного давления на государство Израиль? – Этот то вопрос, которым задаются турецкие обозреватели и аналитики.
В этом смысле, хотим обратить внимание на две публикации.
Одна из них опубликована 21 декабря с. г. на сайте информационного агентства «Анадолу». Её автором стал политолог-ближневосточник профессор Катарского университета Али Бекир. Статья вышла под заголовком «Будущее Газы: послевоенные сценарии».
Под заголовком значится: «Устойчивый мир в регионе зависит от привлечения Израиля к ответственности за его преступления против человечности, предотвращения безнаказанности со стороны США и некоторых европейских стран, и подчинения Тель-Авива международному праву».
Переходим к рассмотрению публикации, цитируем:
«Война Израиля с Газой в 2023 году породила спекуляции о том, кто будет иметь право голоса в будущем Газы, когда уляжется пыль вокруг израильского наступления. Эти вопросы имеют решающее значение не только для ближайшего будущего Газы и палестинцев. Это также имеет далеко идущие последствия для Ближнего Востока и международных дипломатических усилий.
В основе разворачивающейся катастрофы лежит судьба ХАМАСа, который стал де-факто управляющей властью в секторе Газа после выборов 2006 года. Израильские официальные лица заявили, что их целью после принятия 27 октября решения об отправке войск в Газу является «уничтожение» ХАМАСа. Однако в этом случае «уничтожить» ХАМАС становится практически невозможно, поскольку не определено, каким образом осуществляется действие по «уничтожению ХАМАСа».
Тем не менее, несмотря на заявленную цель, Тель-Авив открыто высказывался о рассмотрении возможности депортации палестинцев-беженцев, многие из которых приезжают в Газу из разных частей оккупированной палестинской территории, в Синайскую пустыню в Египте. После этой военной операции возникает ряд сценариев, каждый из которых имеет свои уникальные сложности и проблемы».
Итак, отметим в связи с изложенными выше мыслями следующее.
Прежде всего, палестино-израильский вопрос, а точнее его влияние, далеко выходит за рамки географической территории конфликта. Речь идет, как минимум, о Ближнем Востоке, а, как максимум, об одном из глобальных вопросов современности. На турецкий взгляд, уничтожение ХАМАСа является вопросом практически невозможным. Отдельный вопрос составляет тема депортации палестинцев из сектора Газа. Заметим, что вплоть до настоящего времени ни одна из стран региона и, прежде всего, Египет не продемонстрировали готовности к тому, чтобы принимать беженцев на своей территории. Более того, в той же Турции открыто высказывается неприятие данного сценария. На турецкий взгляд, депортация палестинцев из сектора Газа попирает права коренного населения и нарушает комплекс ранее достигнутых договоренностей.
Кроме того, не будем забывать и того, что турецкое руководство рассматривает для себя сектор Газа как опорную «базу» на Средиземном море и одну из «точек входа» в регион. Попытки «прорыва блокады» силами так называемой «Флотилии мира» четко указывают на наличие подобного подхода нынешнего турецкого руководства. Соответственно, выдавливание палестинцев из сектора Газа и ликвидация палестинского анклава противоречит коренным интересам Турции и будет встречать нарастающее противодействие со стороны самой Турции.
Более того, «расползание» беженцев по странам региона, в особенности, с учетом сирийского опыта, также вряд ли встретит поддержку со стороны региональных стран и, прежде всего, со стороны того же Египта, имеющего с Газой сухопутную границу.
Первый раздел — сценарий материала озаглавлен как «Возвращение палестинского управления». Цитируем:
«Учитывая влияние Израиля на палестинскую администрацию и снижающийся авторитет администрации Махмуда Аббаса среди палестинцев, этот вариант невозможен. Израиль постоянно и последовательно саботировал, и ослаблял авторитет палестинского руководства, как для того, чтобы сорвать решение о создании двух государств, так и для того, чтобы утверждать, что он не является адекватным партнером с палестинской стороны.
Администрация Байдена в Соединенных Штатах (США) намекнула на свое желание увидеть «обновленную» палестинскую администрацию, вернувшуюся к власти в секторе Газа. Однако приемлемость такого предложения, как и его осуществимость, являются спорными. Кроме того, формула «оживления» расплывчата и на нее могут повлиять внешние силы, что, в конечном итоге, поставит во главе палестинской администрации израильскую марионетку.
В этом смысле в последние годы выдвигались некоторые планы по замене Махмуда Аббаса Мухаммедом Дахланом. После оккупации Газы Израилем журнал The Economist опубликовал аналитический отчет о Дахлане с целью представить его как вариант для послевоенной Газы. Однако, Дахлан отрицал, что хотел эту роль. Фактически, большинство палестинцев считают Дахлана коррумпированным израильским элементом».
Итак, отмечаем, что сценарий «рокировки» ХАМАСа на ПНА в секторе Газа турками рассматривается в качестве невозможного. Прежде всего, потому что ПНА и её руководство не пользуются достаточным авторитетом, а также рассматриваются в качестве ставленников израильских властей.
Вторым заголовком статьи является: «Устойчивость и популярность ХАМАСа растут».
Цитируем:
«ХАМАС был основан в 1987 году после начала Первой интифады против израильской оккупации. ХАМАС занимает глубокое место в палестинском обществе и политике. В этом смысле нереалистично ожидать полной ликвидации ХАМАСа. Более того, после продолжающихся нападений Израиля на палестинцев в секторе Газа, как сообщается, популярность ХАМАСа растет. Это показывает, что ХАМАС, как сила, сопротивляющаяся израильской оккупации, продолжает иметь значительное влияние и поддержку в палестинском обществе.
В этом сценарии возможное участие ХАМАСа в обновленной палестинской администрации кажется более вероятным, если лидер национального освобождения Марван Баргути, находящийся в заключении в Израиле с 2002 года, возьмет на себя руководящие роли в Организации освобождения Палестины (ООП) и палестинской администрации. Эта ситуация потребует немедленного признания и эффективного создания свободной, независимой и суверенной Палестины со стороны США и Европы».
Итак, турецкая сторона рассматривает скорее не тот сценарий, что ПНА придет на место ХАМАСа, а тот сценарий, что именно влияние ХАМАСа будет распространено на ПНА. Что, на взгляд турецкого автора, является не только более перспективным, но и более реалистичным подходом.
Следующий раздел озаглавлен как «Иностранное участие», цитируем:
«Во время продолжающейся войны Израиля против палестинцев многие игроки выдвигали идею международного или арабского военного присутствия в секторе Газа после войны. Арабские правительства отвергли это предложение, подчеркнув, что арабы не войдут в сектор Газа, проехав за израильским танком. На закрытых встречах могли быть высказаны и другие идеи, например, о потенциальной роли правительств «Авраамовых соглашений».
Несколько дней назад премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил комиссии Кнессета, что Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) будут финансировать восстановление сектора Газа после войны. ОАЭ, с другой стороны, объявили, что они обусловят финансовую и политическую поддержку восстановления Газы продвижением поддерживаемой США инициативы по решению проблемы двух государств.
Турция предложила модель гаранта, в которой страны региона и за его пределами выступают гарантами как для палестинцев, так и для израильтян. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил: «Мы готовы быть одним из гарантов палестинской стороны своим гуманитарным, политическим и военным присутствием». Он сказал и добавил: «Мы призываем страны с сильной волей рассмотреть наше предложение».
Проблема всех этих форм участия заключается в том, что ни одна страна, в частности, Соединенные Штаты и европейские страны, не может эффективно сдерживать Израиль, который имеет опыт игнорирования резолюций Совета Безопасности ООН (СБ ООН), привлекать его к ответственности или налагать санкции, когда он нарушает любое соглашение – это отсутствие желания его выполнять».
Итак, как мы можем видеть, идет обсуждение будущего устройства сектора Газа. Начнем с того, что принципиально финансовая поддержка восстановлению сектора Газа со стороны стран региона, прежде всего, КСА и ОАЭ, может быть оказана. Однако, данная финансовая поддержка является обусловленной целым рядом факторов. Первый из них – это, в принципе, та модель существования сектора Газа, которая будет выбрана на период после завершения военных действий. В частности, это подразумевает решение вопроса безопасности, а именно нахождения на территории сектора Газа тех или иных военных контингентов. Вторая тема – более широкая: речь идет о практическом создании Палестинского государства. Как можно понять, именно это – главный стимул, который может вызвать участие стран региона в судьбе сектора Газа.
Продолжаем цитирование, следующий раздел материала озаглавлен как «Прямая военная оккупация Израиля Газы»:
«В 2005 году Израиль заявил о прекращении оккупации Газы. Однако это вводящее в заблуждение заявление противоречило фактам на том основании, что Израиль имел «эффективный контроль» над сектором Газа. После наземного вторжения в сектор Газа в октябре Израиль заявил, что намерен сохранить общий контроль безопасности над сектором Газа. Этот сценарий может проявиться по-разному, включая сокращение Газы и ее населения.
В этом контексте Израиль выдвинул идею создания буферной зоны с севера на юг между Газой и собственной границей, чтобы предотвратить «внезапные» нападения на себя в будущем. Это предложение станет частью трехэтапного процесса, который включает в себя уничтожение ХАМАСа, демилитаризацию сектора Газа и дерадикализацию региона.
Израиль уже пробовал эти планы как в Палестине, так и в Ливане, но потерпел неудачу, потому что, пока существует оккупация, будет существовать сопротивление. С заявлением, подтверждающим это, выступил и генеральный секретарь движения «Палестинская национальная инициатива» Мустафа аль-Бергуси. По словам Мустафы аль-Бергуси, целью Нетаньяху является этническая чистка Газы и контроль над сектором с помощью солдат без участия населения Газы.
Какими бы ни были послевоенные сценарии развития Газы, крайне важно признать более широкий контекст израильско-палестинского конфликта, который включает оккупацию, расширение поселений и отрицание права палестинцев на самоопределение. Более того, устойчивый мир в регионе зависит от привлечения Израиля к ответственности за его преступления против человечности, предотвращения безнаказанности, обеспечиваемой Соединенными Штатами и некоторыми европейскими странами, и подчинения Тель-Авива международному праву. Более того, если нынешняя война Израиля против палестинцев не приведет к созданию свободного, суверенного и независимого Государства Палестина, мы должны подготовиться к худшим сценариям».
Итак, турецкий автор видит так цели Израиля в нынешнем противостоянии: уничтожение ХАМАСа, демилитаризация сектора Газа и дерадикализация региона. Как минимум, по первому пункту турецкий автор указал на невозможность решения задачи. Что же до второго и третьего, то решение должно быть увязано с созданием Палестинского государства. Соответственно, говоря о «худших сценариях», турецкий автор имеет в виду дальнейшую эскалацию конфликта без урегулирования главного вопроса.
Перейдем к рассмотрению ещё одного свежего материала, посвященного вопросу. Речь идет о статье, опубликованной со стороны SAM – Центра стратегических исследований, мозгового центра тесным образом связанного с Министерством иностранных дел Турции. Приход к руководству внешнеполитическим ведомством Хакана Фидана, похоже, вносит оживление и в деятельность SAM. Вплоть до настоящего времени лидирующие позиции в турецкой аналитике были за Фондом политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV).
В декабрьском номере SAM #24 вышла статья под заголовком «Модель гаранторов для Палестины: альтернативный подход к миру».
Автором материала стал Умут Узер. Вот его краткая биографическая справка.
Умут Узер является преподавателем кафедры гуманитарных и социальных наук Стамбульского технического университета. Доктор Умут Узер занимается вопросами национализма, идентичности и формирования государства на Ближнем Востоке и на Кавказе.
Умут Узер, автор книг «Интеллектуальная история турецкого национализма и идентичности» и «Внешняя политика Турции», окончил факультет международных отношений Билькентского университета, получил степень магистра на факультете международных отношений ODTÜ (Ближневосточный технический университет) и докторскую степень. по политологии в Университете Вирджинии.
Он провел постдокторантское исследование для книги «Турецкий национализм» в Центре ближневосточных исследований Гарвардского университета (CMES) и начал писать книгу.
Умут Узер, который работал в Смит-колледже, Университетском колледже Университета Мэриленда и Государственном университете Нью-Йорка (SUNY FIT) в США, работал исследователем в аналитическом центре под названием Центр европейских политических исследований (CEPS) в Брюсселе.
Обратимся к материалу автора с весьма характерным заголовком, посвященному палестино-израильскому конфликту. Обратим внимание на ключевые слова «модель гаранторов» — они прозвучали от высшего руководства Турции, президента Р.Т.Эрдогана некоторое время назад и активно Турцией продвигаются. Цитируем:
«Палестинский вопрос считается ключевым вопросом среди конфликтов на Ближнем Востоке и находится в мировой повестке дня уже более столетия. В свете войны между Израилем и ХАМАСом, которая началась 7 октября 2023 года, этот вопрос представляет собой угрозу стабильности в регионе и мире в целом и требует срочного долгосрочного решения. На карту поставлено не что иное, как региональный мир и порядок, поскольку многие другие страны могут оказаться втянутыми в перерастание локальной войны в региональную. Более того, гуманитарный кризис в секторе Газа требует срочного вмешательства со стороны стран, которые готовы помочь разрешить этот конфликт».