по материалам фарсиязычных СМИ
С началом полномасштабной войны в секторе Газа, которую начал Израиль в ответ на террористические атаки ХАМАСа на израильскую территорию (по иранской версии –«операция, организованная Движениями сопротивления» – Irna.ir. 20 декабря 2023), сопровождавшиеся многочисленными жертвами среди гражданского населения и военных, захватом большого числа заложников, фарсиязычные СМИ как внутри Ирана, так и международные, обратили пристальное внимание на эту военно-политическую организацию, признанную в ряде стран террористической. Авторы публикаций анализируют истоки этого движения, описывают взлеты и падения Движения исламского сопротивления (так расшифровывается с арабского аббревиатура ХАМАС) за последние десятилетия, рассуждают о том, какими были его отношения с Тегераном за более чем три десятилетия после его образования, чем характеризуются поддержка ХАМАСа со стороны Исламской Республики? Все издания подчеркивают наличие у ХАМАСа политической и военной ветви («Бригады Изз ад-дин аль-Кассама»). Пишущие на фарси о ХАМАСе СМИ связывают его основание с началом в 1987 г. Первой интифады (вооруженного народного восстания) на палестинских территориях, называя в числе отцов-основателей членов исламистской радикальной организации «Братья-мусульмане» Абдель-Азиза Рантиси, Ахмеда Ясина и Абу Аймана. Именно они разработали проект базовой Хартии, определившей стратегические цели и задачи ХАМАСа. В этом документе говорилось, что «земля Палестины является исламской землей» и постулировались задачи «уничтожения Израиля и образование исламского государства Палестина». Его границы провозглашались в Хартии по состоянию на 4 июня 1967 г., до Шестидневной войны Израиля с арабскими странами, а столицей — Иерусалим. Первая палестинская интифада продолжалась до 1993 года, когда были подписаны мирные соглашения в Осло и создана Палестинская национальная администрация (ПНА). Как пишут фарсиязычные СМИ, базируясь на исламе и черпая свои принципы из Корана, ХАМАС определил себя исламской в контексте конфликта между Израилем и палестинцами, «прежде чем стать палестинской национальной группой». Виднейшим из основателей ХАМАСа СМИ называют покойного палестинского проповедника шейха Ахмеда Ясина, который своими выступлениями возбуждал антиизраильские настроения аудитории. В течение десяти лет после Шестидневной войны, он руководил Исламским центром в секторе Газа. Следующее десятилетие до Первой интифады шло расширение исламистских сил путем вербовки других группировок в секторе Газа и на Западном берегу р.Иордан, вылившееся в формирование исламистского блока. В его рамках выкристаллизовалась крупная сеть мечетей, благотворительных организаций, школ, детских садов и других социальных институций, базировавшихся на жестких исламских законах. Победа Исламской революции в Иране в 1979 г., несомненно, привела к дальнейшему распространению идеологии исламизма на Западном берегу и ее углублению в секторе Газа. Кроме того, антиизраильский нарратив политики исламского режима в Иране усилил и углубил антиизраилизм ХАМАСа. Сам Израиль, пишут фарсиязычные СМИ, с самого создания ХАМАСа считал его террористической организацией и в ходе различных точечных операций убил одного за другим десятки его лидеров. ХАМАС признан террористической организацией в нескольких странах, включая Канаду, США, Великобританию и Японию, но некоторые другие страны, такие как Египет, признают террористической организацией только его военное крыло.
Именно из-за такого понимания Израилем сущности этой организации, все последние годы реализуется его стратегический курс на физическое устранение лидеров ХАМАСа. Фарсиязычные СМИ в эти дни приводят наиболее хрестоматийные примеры таких действий. Так, шейх Ахмед Ясин, духовный лидер ХАМАСа, был убит в результате израильской ракетной атаки в 2004 году, когда выходил из мечети в секторе Газа. В том же году был ликвидирован Абдель-Азиз Рантиси, один из основателей ХАМАСа, когда по его дому была выпущена ракета. После этих потерь на политическое руководство ХАМАС в изгнании был выдвинут Халед Машаль, выпускник физического факультета Кувейтского университета, один из основателей и ветеранов организации. С 1987 г. он представлял ХАМАС в Кувейте, а с 1991 г. жил в Иордании. В 1997 г. израильская спецслужба «Моссад» осуществил на него покушение в Аммане, влив ему в ухо отравленную жидкость. Спас его король Иордании Хусейн, незадолго до этого подписавший мирный договор с Израилем. Он пригрозил, что, если Израиль не отправит немедленно противоядие Машалю, Иордания аннулирует мирный договор.
Несмотря на то, что жизнь Машаля была спасена, король Хусейн выслал его из Иордании в 1999 г. по обвинению в «незаконной деятельности» и «попытке подорвать безопасность Иордании». Последующие годы он живет между Дамаском и Дохой. Однако именно под руководством Машаля ХАМАС добился решающей победы на выборах в секторе Газа, узурпировав там всю власть. С усилением конкуренции между ведущими палестинскими политическими движениями, ХАМАС силовым путем отстранил в 2007 г. от власти ПНА, что было интерпретировано как «переворот», и продолжает единолично управлять сектором Газа по сей день. Иранские СМИ изображали это как революцию самого жестокого типа со всеми ее кровавыми атрибутами – отрезанием голов противников, сбрасыванием их с крыш местных небоскребов, показательными гонками мотоциклистов с привязанными к ним трупами. Последовавшее вслед за этим пребывание Машаля на посту политического лидера ХАМАСа проходило на фоне внутренних «разборок» и внешних неурядиц. Иранские СМИ особо отмечают разногласия Машаля с Тегераном и Дамаском по поводу гражданской войны в Сирии, в результате чего его выслали из страны, а отношения с Ираном серьезно осложнились. В частности, это произошло из-за временного сближения ХАМАСа с Саудовской Аравией, в период, когда саудовско-иранские отношения находились на этапе резкой конфронтации. Острые противоречия были у Машаля и с главой внешнеполитического ведомства ХАМАСа Махмудом аз-Захаром, выступавшим за сближение с Ираном. Наконец, на внутренних выборах в ХАМАСе в мае 2017 г. Машаль объявил о снятии своей кандидатуры на пост главы политбюро, куда был избран Исмаил Хания, бывший до этого главой ХАМАСа в Газе. При нем произошло укрепление политической ветви ХАМАСа по сравнению с его военной составляющей. Это нашло понимание в Иране. Именно при Хании во главе офиса ХАМАСа за рубежом произошло сглаживание противоречий с ИРИ в политической и военной сферах, стратегическое сближение, достигшее своего пика созданием офиса ХАМАСа в иранской столице и декларированием поддержки Исламской Республики в «исламском измерении палестинского дела». Как раз при Хании лидеры ХАМАСа много раз посещали Тегеран, встречались и беседовали с верховным лидером ИРИ аятоллой Али Хаменеи.
По интерпретации фарсиязычных СМИ, в качестве базового основания ирано-палестинского диалога лидеры ИРИ рассматривают действующую Конституцию Ирана, которая аргументирует необходимость поддержки проиранских группировок ближневосточного региона, по сути — краеугольного камня «для продолжения революции внутри и за пределами страны», особенно посредством «расширения отношений с другими исламскими движениями». Именно этим обосновывалось оказание финансовой поддержки и всевозможной военной помощи ХАМАСу.