О тенденциях развития турецкой концепции «цифровых войск». Часть 2

Воздушная составляющая

Основным элементом является тактический БПЛА самолетного типа BAHA, рассчитанный на низко- и средневысотное использование (сам разработчик применяет термин «подоблачный», англ. sub-cloud) на высотах до 4500 м, задачами которого является разведка, наблюдение и корректировка огня в дневных и ночных условиях посредством размещенной под носовой частью фюзеляжа оптико-электронной системы (ОЭС). Размах крыла аппарата составляет 3,7 м, грузоподъемность – 5 кг. Его особенностью является возможность вертикального взлета и посадки, для чего на рамной конструкции установлены четыре несущих винта, работающих от электродвигателей. Для горизонтального полета имеется толкающий винт, работающий от двигателя внутреннего сгорания. Дальность полета составляет до 80 км, продолжительность – до 6 ч. на бензиновом двигателе и до 2 ч. на электродвигателях. Разборку и сборку БЛА могут осуществить два человека за 30 мин[i].

Его разработка осуществлялась в 2020-2021 гг., первый полет состоялся в 2020 г., спустя пять месяцев после начала работ. Впервые БПЛА BAHA был представлен публике на международных авиационных учениях Anatolian Eagle 2021, а в октябре 2021 года сообщалось об успешных полевых испытаниях, произведенных совместно с пограничными войсками, в ходе которых осуществлялись вертикальный взлет и посадка, полет на высоте около 2250 м и наблюдение, а также передача изображения на расстоянии до 10 км от центра управления[ii].

По результатам испытаний в конструкцию БПЛА были внесены изменения, и в середине 2022 года был построен и приступил к испытаниям перепроектированный образец[iii]. Считается, что после модернизации он стал всепогодным и способным работать при низких температурах, была повышена помехозащищенность бортового радиоэлектронного оборудования, а также установлена более совершенная ОЭС[iv]. Впрочем, мероприятия по повышению устойчивости BAHA в условиях применения РЭБ продолжаются. Кроме этого, к середине 2023 года отработана функция автономного возвращения аппарата на базу при полной потере связи и отсутствии сигнала GPS[v].

В августе 2023 года сообщалось и о первом экспортном успехе – заключении контракта на поставку данного БПЛА в неназываемую африканскую страну[vi], которой, возможно, является Нигерия. Также ведутся переговоры об экспорте в страны Центральной Азии, согласование контракта с одной из этих стран находится на финальном этапе. Можно также отметить, что BAHA использовались для помощи поисково-спасательным отрядам при ликвидации последствий землетрясения в Турции в феврале 2023 г., при этом в сложных условиях гористой местности востребованной оказалась функция вертикального взлета и посадки.

Что касается второго БПЛА – легкого квадрокоптера KAHAP, то информации крайне мало. Изначально его разработали для ведения радиоактивной, химической и биологической разведки и расчета зон заражения с помощью соответствующей аппаратуры. Сохраняя такую возможность, он может вести также оптическую разведку. Аппарат умещается и переносится в рюкзаке, имеет четыре электромотора, работающих на четыре несущих винта, и способен поднимать полезную нагрузку до 1,5 кг. Продолжительность полета достигает 70-80 мин. По некоторым данным, он может также использоваться в качестве барражирующего боеприпаса, но, по всей видимости, эта функция еще не испытана.

Havelsan также заявляет о готовности интегрировать в «цифровые войска» летательные (как, впрочем, и наземные) аппараты других производителей. Так, ведутся соответствующие работы в отношении разработанного турецкой компанией Asisguard и принятого на вооружение ВС Турции ударного БПЛА SONGAR. Данный квадрокоптер, массой 45 кг (в снаряженном состоянии) может действовать на дальности до 10 км и использовать 5,56-мм пулемет или различные малогабаритные бомбы и ракеты.

Наземная составляющая

Сегодня основой наземной составляющей концепции «цифровых войск» является гусеничный РТК BARKAN, впервые представленный публике 27 февраля 2021 года во время визита высшего военного руководства Турции на предприятие Havelsan. С лета начались его полевые испытания, в частности, производилась стрельба из 7,62-мм пулемета. Одновременно с этим проводились сравнительные испытания с РТК аналогичного класса, разработанными другими турецкими компаниями. К октябрю в них принимали участие три комплекса, которые уже отрабатывали совместное патрулирование. В том же месяце BARKAN был продемонстрирован президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану. В ноябре состоялась еще одна демонстрация, в ходе которой аппарат самостоятельно осуществлял слежение за людьми и техникой, а в завершении погрузился на более крупный РТК GÖLGE SÜVARİ (выполнен на основе БТР M113). В 2022 году новой информации практически не было – вероятно, проводились отработка, доводка и устранение выявленных недостатков. По словам генерального директора Havelsan, BARKAN получил дополнительную функцию транспортного средства для перевозки грузов и людей, а также приборы для ведения радиоактивной, химической и биологической разведки. В январе 2023 году был продемонстрирован пуск с РТК BARKAN малоразмерной 40-мм ракеты METE с лазерной ГСН разработки компании Roketsan, ведется также разработка многозарядной ПУ для данных ракет. В августе 2023 года было объявлено о принятии BARKAN на вооружение ВС Турции, интерес к нему также проявляет Азербайджан.

Данный аппарат имеет следующие характеристики: размеры 140 х 90 х 110 см, масса около 500 кг, электродвигатель, скорость до 12 км/ч. Продолжительность работы – до 8 ч., радиус действия по заряду аккумуляторной батареи – до 40 км. С помощью специального пульта управлять им можно на дальности 4-5 км. По словам разработчиков, управление осуществляется посредством 3G, LTE и спутниковой связи, а также по кабелю и даже с телефона. На вооружении стоит дистанционно управляемый боевой модуль SARP с 7,62-мм пулеметом. Установлены тепловизионная и обычная камеры, обеспечивается круговой обзор. Для улучшения возможностей наблюдения и связи в кормовой части установлена выдвижная трехметровая мачта. Использовать BARKAN предполагается для разведки, охраны объектов, перевозки грузов и людей, в том числе раненых.

Продолжая работы над РТК BARKAN и используя полученный опыт, Havelsan объявил о разработке его новой версии — BARKAN 2, отличающейся увеличенными размерами (180 х 125 х 100 см) и массой (900 кг), измененным шасси, улучшенным обзорным комплексом и усиленным вооружением, в частности, заявляется использование в перспективе 12,7-мм пулемета и 40-мм гранатомета с возможностью стрельбы ракетами METE. Однако об испытаниях BARKAN 2 пока ничего неизвестно, и действующий образец публично представлен не был.

Еще одним РТК, интегрированным в программу «цифровых войск» является более тяжелый колесный KAPGAN, имеющий массу 1400 кг и размеры 320 х 175 х 100 см. Электродвигатель обеспечивает продолжительность работы до 6 ч. и скорость до 25 км/ч. Дальность, на которой можно управлять этим РТК, достигает 5 км. Имеются тепловизор, телевизионная камера и выдвижная четырехметровая мачта, заявляется возможность использования в качестве ретранслятора для передачи сигнала на другие машины. KAPGAN будет вооружен 30-мм пушкой, но на данный момент озвучивалась информация об испытаниях только в версии с 12,7-мм пулеметом Canik M2 QCB на башне компании Unirobotics. Открытой демонстрации испытаний данного РКТ пока не проводилось, поэтому судить о его возможностях можно лишь на основании пресс-релизов и коротких комментариев разработчиков.

[i] https://www.havelsan.com.tr/en/sectors/training-and-simulation/robotics-and-autonomous-systems/havel….

[ii] https://www.defenceturk.net/havelsanin-bulutalti-ihasi-bahadan-basarili-test

[iii] https://www.havelsan.com.tr/haberler/guncel/havelsan-baha-insansiz-hava-aracini-yeniden-tasarladi

[iv] Havelsan redesigned Baha, the Unmanned Aerial Vehicle // European Defence Review, 10.10.2022, https://www.edrmagazine.eu/havelsan-redesigned-baha-the-unmanned-aerial-vehicle

[v] HAVELSAN Dijital Bülten № 19, Temmuz 2023, p. 3.

[vi] https://www.havelsan.com.tr/en/news/daily/baha-spreads-its-wings-to-africa

55.78MB | MySQL:116 | 0,722sec