О российско-иракских экономических связях

Ирак, являясь одним из государств-основателей Организации стран экспортеров нефти (ОПЕК), располагает крупными запасами нефти (115 млрд баррелей в 75 разведанных месторождениях), добыча которой постоянно растет. Страна прошла непростой и длительный путь государственного развития. После распада Османской империи мандат на управление Ираком получила Великобритания, которая вплоть до свержения в 1958 г. монархии и провозглашения республиканского строя осуществляла контроль над страной.

Говоря об экономике Ирака, следует особо подчеркнуть, что нефть обеспечила ему благосостояние. Однако война с Ираном, введенные ООН серьезные экономические санкции в отношении Ирака и, конечно же, американо-британские оккупационные действия крайне негативно отразились на экономическом состоянии государства. В этой связи возникла острая необходимость в поэтапном восстановлении и последующем развитии отраслей экономики Ирака (в первую очередь — нефтяной).

В довоенный период (до 2003 г.) Ирак являлся одним из основных торгово-экономических партнеров России на Ближнем Востоке. После окончания активной фазы военной операции коалиционных сил в Ираке наши усилия были сосредоточены на защите интересов российских организаций на завершающем этапе гуманитарной программы ООН, реализации ранее заключенных в ее рамках контрактов. В настоящее время реализуются контракты на восстановление теплоэлектростанций в иракских городах Басра и Насирия, а также в пригороде Багдада. В стране находится порядка 350 специалистов российских компаний.

Стоит заметить, что перспективность иракского рынка всегда определялась его высокой платежеспособностью, обеспеченной вторыми по величине в мире запасами нефти, возможностями экспорта на этот рынок российской продукции.

Однако описанные выше события, с которыми столкнулся Ирак за последние два десятилетия, резко сократили объем двустороннего товарооборота. В 2003-2009 гг. российско-иракская торговля практически представлена российским экспортом и, как видно из Таблицы, характеризуется следующим (в млн. долларов).

Таблица

2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
янв.-окт.
Товарооборот 167,5 205,8 107,2 113,5 51,8 102,4 43,6
Экспорт 167,5 205,8 107,2 113,5 51,8 102,3 43,6
Импорт 0,1

Источник: ФТС России                                                           

Примечательно, что объем российского экспорта в 2008 г. увеличился по сравнению с 2007 г.  почти вдвое и составил 102,3 млн долларов. С чем это связано?

По данным Минэкономразвития России, прирост российского экспорта  был обеспечен за счет поставок в 2008 г. 148,7 тыс.т пшеницы на сумму 42,7 млн долларов (в 2007 г. поставки не осуществлялись) и увеличения поставок металлоизделий на сумму 42,8 млн долларов (в 2007 г. — на сумму 11,7 млн долларов). Доля этих товаров составила 84% стоимостного объема российского экспорта в эту страну.

В январе-октябре 2009 г. российский экспорт (на 76% представлен зерновыми) составил на сумму 43,6 млн долларов ( уменьшение на 37,5 %  по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.).

Стоит особо отметить, что до недавнего времени эффективное и действенное энергетическое сотрудничество России с Ираком было невозможно не только из-за сложной политической ситуации в стране, следствием которой явилось огромное количество различных рисков, но и из-за того, что не получили решения вопросы признания иракскими властями аннулированных или приостановленных иракской стороной в одностороннем порядке следующих контрактов и договоренностей в сфере углеводородов:

·       контракт между Министерством нефти Ирака и консорциумом компаний во главе с компанией «Лукойл» по разработке второй очереди месторождения Западная Курна;

·       контракт с компанией «Зарубежнефть» на дообустройство и разработка месторождения Нахр Бен Умр;

·       контракты с «ВО «Машиноимпорт» по обустройству первой очереди месторождения Западная Курна, бурению скважин на юге Ирака, строительству газопровода «Насирия-Багдад»;

·       контракт «Стройтрансгаз» по строительству второго стратегического нефтепровода и разведке блока № 4 (Западная пустыня), а также участие российской компании в проекте строительства газопровода «Западный газ» и нефтепроводов «Ирак-Сирия» и «Ирак-Иордания»;

·       контракт с компанией «Татнефть» по разведке и разработке блоков № 8, 9 (Западная Пустыня);

·       привлечение «ВТК «Нефтегазэкспорт» к разработке и обустройству нефтяного месторождения Гарраф;

·       участие «МНГК «СоюзНефтеГаз» в реализации проекта разработки месторождения Рафидейн.

Иракская сторона по-прежнему предлагала российским операторам вновь участвовать в тендерах на разработку и обустройство указанных месторождений и строительство трубопроводов, но отечественные игроки не наделялись никакими привилегиями, а имели право участвовать лишь на общих основаниях.

Не помогло и подписанное 11 февраля 2008 г. Межправительственное соглашение об урегулировании задолженности Республики Ирак перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам, которое сократило иракский долг с 12,9 млрд до 1,5 млрд. долларов с погашением остающейся суммы до 2028 г.

Свет в конце тоннеля российская сторона увидела лишь в декабре 2009 г., когда консорциум во главе с «Лукойлом» (доля – 63,75%, 11,25% – у норвежской  «Статойл», 25% – у иракской компании) выиграл тендер на оказание сервисных услуг по проекту «Западная Курна-2», предложив Багдаду наиболее выгодные условия. Ирак отдает компаниям в качестве вознаграждения 1,15 доллара за каждый добытый баррель сверх установленного объема, а консорциум обязуется нарастить добычу до 1,8 млн баррелей в сутки.

Кроме того, дочерняя компания крупнейшего газового монополиста «Газпром нефть» выиграла схожий тендер на месторождение Бадра (объем добычи 170 тыс. баррелей в сутки, ставка возмещения 5,5 долларов за баррель).

Остальные нефтяные участки, выставленные на декабрьский тендер, распределились следующим образом:

·       месторождение Маджнун – британско-голландской компании «Ройал Датч Шелл» и малазийской «Петронас»;

·       месторождение Хальфая – Китайской национальной нефтяной корпорации, французской «Тоталь» и малазийской «Петронас»;

·       месторождения Кияра и Наджма – ангольской компании «Сонангол»;

·       месторождение Гарраф – малазийско-японскому консорциуму во главе с «Петронас»;

·       месторождение Румейла – британской «Бритиш Петролеум» и китайской CNHC.

Примечательно, что уже в 2008 г. иракцы передали внеконкурсные контракты на освоение перспективных полей в Киркуке, Зубейре, Западной Курне, Суббе и Люхейсе крупным западным энергетическим концернам.

В августе 2008 г. Ирак вообще создал прецедент, подписав с Китайской национальной нефтяной корпорацией соглашение о «реанимации» подписанного в 1997 г. и «замороженного» в 2003 г. контракта на разработку месторождения аль-Ахдаб (сумма сделки — около 3 млрд долларов, мощность месторождения — около 90 тыс. баррелей в сутки).

Справедливости ради стоит заметить следующее. Несмотря на то, что иракская сторона не осуществляла такого рода действий в отношении российских компаний, но, тем не менее, в последнее время активизировалось российско-иракское экономическое взаимодействие в таких сферах, как транспортировка нефти и электроэнергетика.

Так, в 2008 г. был подписан Протокол между «Стройтрансгазом» и Северной нефтяной компанией Ирака о проведении инспекции нефтепровода Киркук-Баниас на территории Ирака с  возможным последующим привлечением российской компании в качестве генерального подрядчика для выполнения полного спектра ремонтно-восстановительных работ на нефтепроводе.

В рамках данного документа «Стройтрансгаз» подготовил и передал на рассмотрение заказчику техническое и коммерческое предложения по комплексной диагностике технического состояния нефтепровода. В настоящее время сторонами ведутся переговоры по вопросам организации обеспечения безопасности на проекте, а также согласовываются проект контракта и стоимость выполнения диагностических работ.

В области электроэнергетики компания «Силовые машины» реализует проект поставки основного энергетического оборудования для ТЭС «Дибис». Предполагается также участие компании в проекте ГЭС «Бадуш». Строительство станции общей мощностью 500 МВт запланировано на 2010-2012 гг.

Два года назад «Силовым машинам» удалось добиться от Багдада возобновления исполнения заключенного в 2001 г. контракта с генеральной компанией по электрическим проектам иракского министерства электроэнергетики на поставку оборудования для строящейся ГЭС «Аль Адаим», мощность которой составляет 26,8 МВт.

Тогда же компания «Технопромэкспорт» выиграла тендер на восстановление блоков 2 и 3 (2х200 МВт) ТЭС «Харта» и 10 апреля 2009 г. подписала соответствующий контракт. Более того, с иракской стороной сегодня ведутся переговоры об условиях и сроках завершения прерванных в 2003 г. работ на ТЭС «Юсифия».

Однако не все так гладко, как может показаться на первый взгляд. Подписание в сентябре 2008 г. правительством Ирака меморандума о взаимопонимании с концернами General Electric Co. (США) и Siemens (Германия) на поставку оборудования для увеличения мощностей национальной электроэнергетики на 10 тыс. МВт может оказать сдерживающее влияние на дальнейшее расширение российско-иракского сотрудничества в сфере электроэнергетики.

Указанные выше контракты заключались непосредственно с федеральной властью Ирака, однако, на наш взгляд, для России крайне важно налаживать сотрудничество на предпринимательском уровне и с регионом иракского Курдистана. Надо сказать, работа в этом направлении ведется.

В 2008 г. в Иракский Курдистан посетила российская делегация во главе с Президентом ТПП России Е.М. Примаковым. Данный визит, в ходе которого  академик провел встречи и дружественные, доверительные беседы со всеми руководителями Курдистана, позволяет вполне обоснованно ожидать того, что в перспективе обеими сторонами будут приняты принципиальные решения о дальнейшем развитии российско-иракско-курдских связей. Эти принципиальные решения тем более важны, что Россия получила мощный инструмент для проведения своей политики в Ираке и непосредственно в Курдистане – консульство в Эрбиле.

Уже несколько лет в Иракском Курдистане работает компания «Norbest Limited», которая была образована несколькими акционерами ТНК-BP из консорциума AAR («Альфа-Групп», Access Industries и «Ренова») с целью вести самостоятельную деятельность на территории Ирака.

В 2008 г. деловые отношения с местными организациями Курдистана начали устанавливать компании «ОРГРЭС» (филиал ОАО «Инженерный центр ЕЭС»), «ВТК «Нефтегазэкспорт», «Интерэнергосервис», «Стройтрансгаз», Трубная Металлургическая Компания.

Повышение интереса отечественного бизнеса к сотрудничеству с Курдистаном, вызванное относительной безопасностью работы в этом районе Ирака, его автономностью в выборе приоритетов и принятии экономических решений, в том числе в части распределения нефтеносных участков. На территории автономии в ближне- и среднесрочной перспективе планируют начать свою деятельность большое количество крупных зарубежных компаний из разных стран. В этой связи для нашего государства особенно важно заручиться поддержкой курдов, так как в этом случае российские игроки могут рассчитывать на какие-либо уступки и преференции со стороны местной власти. Это, если хотите, был бы весомый козырь в нашей колоде.

Кроме того, если отечественным политикам и бизнесменам все же удастся закрепить наметившиеся положительные тенденции во взаимоотношениях с курдским регионом и достичь видимого, а не иллюзорного прогресса в двустороннем сотрудничестве, то, вероятнее всего, это может стать своеобразным залогом нашего успеха не только в Ираке, но и на значительной части Ближнего Востока. Почему?

Связано это, прежде всего, с тем, что «курдский вопрос» довольно остро стоит в Турции, Иране, Сирии.Курдистан занимает ключевое геополитическое положение во всем Ближневосточном регионе, а борьба курдов за национальное освобождение делает «курдский фактор» актуальной проблемой мировой политики и международных отношений. Особенностью географического положения Курдистана является отсутствие четких физических и юридически фиксированных политических границ.

Иракская проблема вот уже более семи лет представляет особую остроту для всего мирового сообщества в целом, а для нашего государства в особенности. Для того чтобы наладить наиболее эффективное совместное торгово-экономическое сотрудничество и восполнить образовавшийся по понятным причинам информационный вакуум в отношении потенциала российских инвесторов в Ираке, на сегодняшний день созданы и ведут свою деятельность следующие институты:

·       Российско-иракская комиссия по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству;

·       Деловой совет по сотрудничеству с Ираком;

·       Деловой совет по сотрудничеству с Курдским автономным районом Ирака.

Договорно-правовая база российско-иракских торгово-экономических отношений представлена нормативно-правовыми актами:

·       Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ирак о торговле, экономическом и научно-техническом сотрудничестве от 5 августа 1993 г. (предусматривается предоставление режима наибольшего благоприятствования);

·       Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ирак об учреждении Российско-Иракской комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству от 5 августа  1993 г.;

·       Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ирак о сотрудничестве в сооружении объектов в области нефтяной и газовой промышленности от 25 апреля 1995 г.;

·       Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ирак об урегулировании задолженности Республики Ирак перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам от 13 февраля 2008 г.

Таким образом, проанализировав двусторонние торговые связи России с Ираком, можно прийти к выводу, что в последнее время их динамика постепенно увеличивается и, по всей видимости, этот процесс будет продолжаться и в будущем. Российские компании все-таки начнут полноценно вести свою деятельность на иракском рынке, однако им следует быть крайне внимательными и осторожными в неустанном поиске «места под солнцем», так как в стране все еще сильны экономические и политические риски для потенциальных иностранных инвесторов, что проявляется, прежде всего, в сложности и отсутствии стабильности обстановки в государстве. Это в очередной раз показали и результаты мартовских выборов депутатов нижней палаты иракского парламента.

52.3MB | MySQL:103 | 0,527sec