Исследование «Радар безопасности 2024» Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV). Часть 7

28 декабря 2023 года, под занавес года, ведущим мозговым центром Турции, Фондом политических, экономических и социальных исследований (SETAV), был опубликован ежегодник «Радар безопасности 2024», посвященный перспективам взаимодействия Турции с зарубежными партнёрами в наступившем году.

Часть 6 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=105253.

Напомним, что в предыдущих частях нашей публикации мы рассмотрели состояние и перспективы отношений Турции с Россией, США и ЕС.

Как мы отметили «геолокация» Турции в этом треугольнике является функцией того, что один из авторов турецкого сборника назвал «справедливой компенсацией». Разумеется, в свою очередь, «справедливая компенсация» тесным образом связана с национальными турецкими интересами и турецким видением второго столетия Турецкой Республики.

Следующая тема альманаха, которая представляет интерес, — это тема обстановки на Южном Кавказе.

Отметим, что победа Азербайджана, одержанная в Нагорном Карабахе, ознаменовала как формирование турецко-азербайджанского стратегического альянса, так и серьезное укрепление турецких позиций на Южном Кавказе.

Помимо стратегических отношений с Азербайджаном, можно говорить об устоявшемся характере турецко-грузинских отношений, а также о возникших перспективах по нормализации отношений между Турцией и Арменией. Хотя последние будут функцией заключения мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией. Как пишет альманах в части, касающейся отношений между Турцией и Россией, в 2024-м году существует вероятность очередного военного этапа выяснения отношений между Азербайджаном и Арменией.

Обратимся к южнокавказской части альманаха, которая озаглавлена как «Южный Кавказ: риски и возможности». Автором стал выпускник Факультета политики и международных отношений Университета Антальи Мехмет Деврим.

Вот такое резюме текущему положению на Южном Кавказе дает турецкий автор:

«19 сентября Азербайджан начал оперативную контртеррористическую операцию, положив конец 30-летней оккупации своей территории в течение 24 часов. Режим Нагорного Карабаха распался, и в последующие дни и недели многие армяне покинули Азербайджан и перебрались в Армению. За этим последовал быстрый прогресс в мерах доверия и двусторонних связях между Баку и Ереваном.

ЕС официально принял Грузию в программу кандидатов в ЕС.

Вопрос Зангезура и Среднего коридора стал главным вопросом региона, частью которого в той или иной степени хотят стать Турция, Грузия, Иран, Азербайджан и Армения (сразу заметим, что Россия в этом перечислении выведена турецким автором за скобки – И.С.)»

Продолжаем цитирование, начинаем со вводной части материала:

«За прошедшие годы Южный Кавказ постепенно превратился из периферийного региона в ключевую проблему как для Европы, так и для Азии.

Являясь частью китайской инициативы «Пояс и путь» (BRI), это самый короткий и быстрый путь к построению стабильной связи между Европой и Китаем и всем, что находится между ними, но он также был омрачен конфликтами, что сделало его рискованным для заинтересованных сторон.

2023 год, хотя и был напряженным, во второй половине года стал свидетелем быстрого изменения динамики, что не только придало 2023 году в целом позитивную динамику, но и улучшило перспективы 2024 года по повышению стабильности в регионе в целом.

Основным событием в регионе, которое стимулировало эти позитивные изменения, стало решение карабахской проблемы. Хотя она до сих пор не решена окончательно, проблема, похоже, достаточно сдержана, чтобы не привести к новому конфликту в обозримом будущем».

Заметим различие в оценках по сравнению с разделом альманаха, посвященным российско-турецким отношениям. Где, как раз говорится о том, что теоретически можно в 2024-м году ожидать нового витка конфликта между Азербайджаном и Арменией. Таким образом, нельзя говорить о том, что основной раздражитель на Южном Кавказе оказался упокоенным.

Вот какие оценки обстановки на Южном Кавказе в 2023 году даются турецким автором:

«Первое полугодие 2023 года протекало напряженно, но относительно стабильно. Однако во второй половине года произошли быстрые изменения в динамике, управляющей всем регионом.

Начиная с 19 сентября, Азербайджан начал контртеррористическую операцию в оставшихся очагах, оккупированных армянскими силами в Карабахском регионе Азербайджана. Подготовка к операции длилась несколько месяцев, и во многих случаях возникали вопросы о том, государства вступят в войну или нет, при этом регулярно обвиняя друг друга в наращивании войны.

После операции почти все армянское население региона покинуло регион и мигрировало в Армению. Хотя и прискорбно, что конфликту пришлось вновь обостриться и что так много армян покинули свои дома, это также решило коренную проблему региона.

Азербайджан, по-прежнему, готов позволить бывшим жителям вернуться в свои дома, но маловероятно, что многие захотят снова пойти на столь радикальные изменения. Это событие можно рассматривать как триггер для всего, что последовало вскоре после этого».

Следующий раздел материала озаглавлен как «Внутренняя и внешняя динамика». Цитируем:

«Внутреннюю и внешнюю динамику в регионе Южного Кавказа можно сгруппировать в три концепции: нормализация, регионализм и диверсификация.

Нормализация – это процесс, начатый странами Южного Кавказа с целью отпустить свои обиды и установить нормальные, возможно, даже плодотворные отношения друг с другом. Мы можем видеть это в Армении и Азербайджане, упомянутых ранее, а также между Турцией и Арменией, с одной стороны, и Ираном и Азербайджаном, с другой».

Заметим, что упоминание турецкого автора не включает отношения между Россией и Грузией, а также те сложности, которые в последнее время начали испытывать российско-армянские связи.

Продолжаем цитирование:

«Второй важной динамикой, царящей в регионе Южного Кавказа, является регионализм. Лидерами этой динамики являются Турция, Иран и Россия, три крупнейшие страны региона.

Это определяет их процесс снижения негативного влияния внерегионального интервенционизма на стабильность и перспективы региона.

Одним из примеров здесь может быть вмешательство региональных внешних держав в мирный процесс между Азербайджаном и Арменией.

ЕС пытался действовать в качестве посредника, но попытки ЕС провалились в Гренаде, поскольку ЕС отказался позволить Турции участвовать в переговорах, одновременно открыто поддержав Армению, что в конечном итоге привело к отказу Азербайджана от участия.

Точно так же Франция и Индия сейчас вмешиваются в мирный процесс между Азербайджаном и Арменией, увеличивая продажи оружия Армении, которые Азербайджан рассматривает как угрозу.

В конечном, итоге это может привести к тому, что Армения либо попытается снова вторгнуться в Азербайджан, либо, по крайней мере, сделает вид, что хочет, вызвав упреждающий или превентивный удар со стороны Азербайджана.

Таким образом, мирный процесс оказался в руках стран региона, а важные события произошли во время Платформы сотрудничества Южного Кавказа».

Заметим, что создание «клубов по интересам», нацеленных на решение тех или иных проблем, становится всё большим трендом. Основная их характеристика заключается в том, что лишь страны региона, которых непосредственно касается тот или иной вопрос, должны привлекаться к решению проблемы. Примером такой площадки стал Астанинский формат, который, впрочем, по Ливии не вполне удалось повторить. Южнокавказская платформа – это один из продвигаемых Турцией проектов. И, надо сказать, что с учетом логистической и торговой значимости, можно назвать эту платформу одним из турецких приоритетов.

Продолжаем цитирование документа:

«После саммита Армения объявила об инициативе «Перекресток мира», а в декабре этого года завершила обмен пленными с Азербайджаном и объявила о дальнейших мерах по укреплению доверия.

Платформа сотрудничества Южного Кавказа представляет собой толчок к более региональной политике со стороны участвующих членов, при этом Иран, Турция, Азербайджан и Россия явно недовольны негативным вмешательством внерегиональных государств.

На своем втором саммите в октябре этого года она собрала вместе Россию, Иран, Турцию, Азербайджан и Армению, тогда как Грузия бойкотировала платформу из-за участия России.

Позитивное влияние кажется несколько желанным. После того как ЕС официально принял Грузию в качестве кандидата на членство, посольство Турции в Тбилиси написало поздравительный твит.

Последней значимой динамикой является диверсификация, подразумевающая диверсификацию дорог и отношений. Однако его также можно назвать «выходящим за рамки регионального сотрудничества».

Упомянутое ранее развитие кандидатуры Грузии в ЕС является попыткой Грузии диверсифицировать своих партнеров.

Турция и Азербайджан вкладывают крупные средства в Организацию тюркских государств.

У Ирана есть своя ось сопротивления, а Армения ищет новых партнеров после того, как почувствовала, что ее бросила Россия.

Все это обусловлено дорогами. Южный Кавказ расположен в ключевом регионе между Европой и Китаем. В рамках инициативы «Пояс и путь» Китай диверсифицирует свои транспортные маршруты в Европу, одним из которых является «Средний коридор». Это самый короткий путь и самый близкий к древнему Шелковому пути.

Однако, поскольку регион охвачен конфликтом, заинтересованные стороны предпочли другие пути. Чтобы привлечь инвесторов, регион должен иметь видимость стабильности».

Из изложенного выше просматривается достаточно непростой и противоречивый характер отношений стран Южного Кавказа.

Тем не менее, есть достаточно серьезный аргумент, который применим к большинству региональных держав.

Речь идет о важном логистическом коридоре на Южном Кавказе, который является аргументом для всех региональных держав по тому, чтобы находиться за одним переговорным столом.

Для нашей страны – южно-кавказский коридор – это, прежде всего, один из выходов во внешний мир.

В плане подключения к проекту «Один пояс, один путь» он значения не имеет. Поскольку Россия – держательница северного коридора, который, по причине СВО, утратил на обозримую перспективу свою актуальность. Аналогичным образом, России для получения доступа к китайским товарам нет нужды в южнокавказской платформе.

Есть ещё один момент, который заключается в том, что южнокавказская платформа является аргументом, создающим взаимные интересы у стран-участниц и сглаживающие политические противоречия – вот этот аргумент, полагаем, для России имеет значение в плане инструментов проецирования своих интересов в регионе.

Следующий раздел материала озаглавлен как «Проектирование будущего: нормализация, диверсификация, регионализация», что, как сказано выше, является отражением турецкого взгляда на будущее региона. Как можно заметить, эта платформа является одновременно платформой диалога или выстраивания баланса между тремя «империями» региона – Россией, Турцией и Ираном, игра между которыми продолжается непрерывно.

Цитируем раздел, который, как раз, описывает турецкий взгляд на суть продолжающейся игры в этом многоугольнике:

«Три основные проблемы на Южном Кавказе оказывают существенное влияние на его перспективы.

Одним из них являются отношения между Арменией и Азербайджаном, которые продолжают оставаться напряженными, но в которых наблюдается значительный прогресс, особенно после решения карабахской проблемы.

Другим фактором является продолжающаяся оккупация части Грузии Россией.

И, наконец, проблема коридоров, центральными из которых являются Зангезурский и Средний коридоры.

Что касается Грузии, то страна оккупирована Россией с 2008 года. Она недовольна оккупацией, но, похоже, не имеет желания предпринимать активные действия против нее. Конфликт, вероятно, останется замороженным в обозримом будущем. поскольку интересы России безраздельно сосредоточены на Украине. Грузия, скорее всего, сосредоточится на выполнении условий членства в ЕС.

Армения, с другой стороны, ясно дала понять, что хочет диверсифицировать свои отношения и союзников.

Франция, Индия, Иран, ЕС и США выступили в качестве потенциальных союзников. Армения, вряд ли, полностью разорвет связь с Россией, но она, безусловно, скорее убегает, чем просто уходит из сферы влияния России.

Франция и Индия объявили о поставках оружия в Армению, но их географическое расстояние ограничивает влияние, которое они могут оказать на регион.

Иран – другое дело. 25-30% населения Ирана составляют этнические азербайджанцы, и любая проблема, которая может привести к этническому национализму или сепаратизму на севере Ирана, может стать экзистенциальной угрозой для страны.

Но эта угроза также существенно сдерживает открытые действия Ирана против Азербайджана. После напряженности 2023 года и решения карабахского вопроса Иран захочет пересмотреть свои отношения с Азербайджаном и снизить напряженность, одновременно расширяя сотрудничество.

Первым индикатором этого стало заявление после Второго саммита Платформы сотрудничества Южного Кавказа о том, что две страны согласились построить коридор, соединяющий Азербайджан и его бывший клав Нахичевань через Иран, а не через Армению. Эта тенденция, вероятно, продолжится в качестве возможных источников напряжение уменьшается.

Независимо от исхода войны на Украине, российское влияние на Южном Кавказе продолжит снижаться в 2024 году. Война выявила пределы возможностей России.

На Южном Кавказе больше всего выиграли Азербайджан и Турция.

Помимо военных успехов, две страны углубили свои отношения друг с другом, а также с другими тюркскими государствами через Организацию тюркских государств. Азербайджан укрепил двусторонние связи с Турецкой Республикой Северного Кипра и Узбекистаном.

Ожидается, что и Азербайджан, и Турция расширят свои двусторонние связи с тюркскими государствами Центральной Азии, а также установят региональные связи.

«Средний коридор», если он получит развитие, станет региональным связующим звеном между Южным Кавказом и Центральной Азией. Мы можем ожидать дальнейшего развития событий в этом отношении в 2024 году, когда страны Центральной Азии и Южного Кавказа станут ближе и межрегионально связаны.

В 2024 году следует остерегаться отмены роспуска Нагорно-Карабахской республики.

Бывшее правительство карабахских сил в Азербайджане постановило, что их предыдущий указ о роспуске был издан под давлением и, следовательно, недействителен. Это наверняка «раздражит» Азербайджан.

Маловероятно, что это станет серьёзной проблемой вскоре после того, как все карабахские армяне покинут регион, но его можно считать искрой в пороховой бочке.

Определяющим фактором азербайджано-армянских отношений будет пристальное наблюдение за тем, как будет развиваться проблема: начнут ли армяне, покинувшие Карабах, новую жизнь в Армении и поселятся, вернутся ли в Азербайджан или разовьют экстремистские мысли.

В этом контексте главная тема 2024 года для всех участвующих стран, вероятно, будет соответствовать трем основным вопросам. Укрепление двусторонних связей друг с другом при одновременном принятии мер по укреплению доверия, расширении регионального сотрудничества и попытках выйти за рамки регионального сотрудничества».

55.87MB | MySQL:116 | 0,693sec