Казахстан исключил афганское движение «Талибан» из своего списка запрещенных организаций, предприняв шаг, который Министерство иностранных дел 29 декабря охарактеризовало как соответствующий рекомендациям ООН. «Решение исключить движение «Талибан» из нашего списка запрещенных организаций находится в строгом соответствии с резолюциями, принятыми Советом Безопасности ООН», — цитирует государственное информационное агентство «Казинформ» слова представителя министерства Айбека Смадиярова, который пояснил, что это был намек на тот факт, что движение «Талибан» не было классифицировано Советом Безопасности ООН как террористическая организация. Однако Верховный суд Казахстана в 2005 году назвал движение «Талибан» террористической организацией наряду с несколькими другими группами, такими как «Аль-Каида», «Исламское движение Восточного Туркестана», «Исламское движение Узбекистана» и Конгресс курдского народа. Несмотря на это включение, Астана спокойно развивает связи с самопровозглашенным исламским эмиратом в Афганистане с тех пор, как движение «Талибан» взяло власть в свои руки после вывода войск США в августе 2021 года. Двусторонние контакты значительно активизировались после проведения в апреле казахстанско-афганского бизнес-форума. Позже этот формат привел к заключению коммерческих соглашений на сумму около 200 млн долларов. Ежегодный товарооборот между Казахстаном и Афганистаном вырос почти на 1 млрд долларов с момента прихода к власти талибов. Казахстанские сельхозпроизводители сочли это особенно перспективным направлением, учитывая давление, с которым они столкнулись на фоне острой конкуренции со стороны своих российских коллег. Однако решение об отмене запрета движения «Талибан» несколько неожиданно. В июле прошлого года заместитель министра иностранных дел Канат Тумыш официально заявил, что вариант исключения организации из списка запрещенных организаций не рассматривался. В то же время он отметил, что Соединенные Штаты и другие крупные западные страны формально не считают движение «Талибан» запрещенной организацией. Такая позиция была выдвинута в защиту официального взаимодействия Казахстана с талибами. Как утверждал Досым Сатпаев, глава аналитического центра Risk Assessment Group, эта двусмысленность была создана для того, чтобы позволить Соединенным Штатам поддерживать некоторую форму дипломатического диалога с движением «Талибан», который продолжается в Катаре с 2018 года. По его оценке, для Казахстана важно исключить «Талибан» из списка запрещенных организаций, чтобы продолжать взаимодействие с Афганистаном.
Как полагают британские эксперты, поскольку «Талибану» не удается привлечь серьезные иностранные инвестиции, неформальное участие государств Центральной Азии (к которым добавляется Казахстан) в экономике Афганистана отражает некоторое ощущение срочности поддержания дипломатических отношений без официального признания «Талибана». Это гуманитарная помощь или укрепление региональной торговли с новыми правителями, прикрываемое региональными амбициями? В наступившем 2024 году, ситуация в Афганистане остается неизменной даже после двух лет правления талибов. Государство продолжает страдать от острого гуманитарного кризиса, и в соответствии с последним отчетом, опубликованным ЮНИСЕФ, в 2024 году, по оценкам, 23,7 млн человек – более половины местного афганского населения — остро нуждаются в гуманитарной помощи. Афганская экономика остается хрупкой, полностью зависящей от внешней гуманитарной помощи и денежных переводов от стран-доноров. По мнению некоторых экспертов, эта ситуация может быть объяснена высылкой / принудительной миграцией афганских беженцев без документов из Пакистана, что напрямую влияет на жизнь почти 1,3 млн афганцев. Принимая во внимание вышеупомянутые проблемы, на фоне ограниченных ресурсов Афганистан продолжает оставаться менее приоритетным для многих европейских государств и, в частности, Соединенных Штатов. Аналитики в значительной степени винят в этом пренебрежении продолжающийся конфликт между Россией и Украиной, а также войну Израиля против ХАМАСа в секторе Газа, заставляющую страны расставлять приоритеты во внешней политике. Поэтому можно считать, что Афганистан на сегодня является аутсайдером во многих политических дискуссиях.
Возможно решение, принятое Казахстаном, крупнейшей страной Центральной Азии, исключить «Талибан» из списка запрещенных организаций, ставит его в лидеры среди всех стран, которые все еще задаются вопросом о действиях/последствиях открытой борьбы с талибами. Решение Астаны было выверенным. Отметим замечания президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в 2021 году, когда он спорил о возможности того, что Афганистан станет более стабильным, суверенным и политически единым, интегрируясь с соседними государствами. Возможно, это отразило решение Астаны активно участвовать/вносить свой вклад в региональный рост Афганистана посредством развития инфраструктуры, в областях транспорта, цепочки поставок, энергетики и других секторов инфраструктуры. Миссия Астаны могла бы заключаться в том, чтобы, в конечном счете, интегрировать Афганистан в экономику Центральной Азии, открыв Кабулу двери для расширения международной торговли.
При этом Казахстан стал последней страной в списке экономик Центральной Азии, принявших дипломатических посланников «Талибана» без официального признания новых правителей законным правительством Афганистана. Эта ситуация сложилась в то время, когда предыдущее законное правительство Ашрафа Гани все еще контролировало посольства дипломатов на Западе и в некоторых государствах Азии. Представитель МИД Казахстана защищал такое решение Астаны мотивируя его необходимостью неформальных отношений с новыми правителями в Афганистане.
Тем не менее, стремится ли Астана развивать более широкий трансграничный торговый коридор, возможно, с намерением ограничить последствия гуманитарного кризиса и предотвратить последующий крах афганской экономики? Астана была одним из доноров гуманитарной помощи Афганистану на протяжении многих десятилетий, даже во время первого правления талибов, однако исключение «Талибана» из списка запрещенных организаций или неофициальный прием его посланников не окажут большого влияния на этот процесс.
Тем не менее, интерпретируя заявление, сделанное президентом Токаевым в 2021 году, Астана стремится к тому, чтобы Кабул стал мостом, а не торговым барьером. Это можно объяснить растущей торговлей Казахстана после прихода к власти в Афганистана новых правителей. Двусторонняя торговля между двумя странами выросла до 1 млрд долларов в 2022 году, что почти вдвое больше, чем в 2021 году. Более половины приходилось на экспорт муки. Импорт из Афганистана в 2022 году не превысил 9 млн долларов, в основном это безалкогольные напитки, сухофрукты, овощи и бумага. Астана стремится увеличить товарооборот как минимум до 4 млрд долларов в 2024-2025 годах. В целях расширения торговли и дальнейшего укрепления экономических отношений между двумя экономиками в августе 2023 года в Астане состоялся казахстанско-афганский бизнес-форум, на котором присутствовали более 300 государственных чиновников и представители более 500 коммерческих частных предприятий из обеих стран, в результате чего были заключены сделки по поставкам зерна и муки в Афганистан от казахстанских предприятий на сумму около 200 млн долларов. По словам одного эксперта, такие бизнес-платформы / выставки гарантировали, что обе частные организации будут способствовать налаживанию связей между деловыми домами двух стран и расширению торговли другими товарами. По словам одного аналитика, присутствовавшего на саммите, одна компания получила контракт на поставку в Афганистан пшеницы и риса на сумму 5 млн долларов, что оценивается более чем в 300 000 тонн, ежегодно в течение трех лет. Платформы, подобные этой, не только обеспечивают уверенность в поставках продовольствия, но и открывают двери для Астаны для оказания своевременной помощи Кабулу. В 2022 году Кабул импортировал почти 1,3 млн тонн казахстанской муки, став ключевым покупателем этого товара после Узбекистана и Таджикистана. В 2022 году Афганистан был свидетелем торговли более чем 70% казахстанского экспорта муки и импорта безалкогольных напитков.
Тем не менее, 2024 год представляется более амбициозным для Астаны. Она может надеяться увеличить экспорт зерна не только в Афганистан, но и завершить строительство зернового терминала на восточной границе Таджикистана. Извлекая уроки из бизнес-форума в 2023 году, Астана может стремиться расширить торговлю товарами путем проведения различных подобных форумов в 2024 году. Это может включать торговые форумы по продуктам питания/напиткам, включая говядину, баранину, готовые сорта муки и другие кондитерские изделия, тяжелое землеройное оборудование, химическое, металлургическое, легкое машиностроение и промышленные товары. В контексте двустороннего взаимодействия весьма вероятно, что Астана расширит спектр переговоров с талибами в течение следующих нескольких месяцев. Сотрудничество между Кабулом и Астаной, похоже, расширяется, что принесет пользу региону, по крайней мере, экономически. Это также дает возможную возможность правительству талибов добиваться международного признания, тем более со стороны крупнейшей экономики Центральной Азии, которая готова вкладывать значительные средства в торговлю, игнорируя предполагаемые ограничения, налагаемые образованием женщин, прискорбные нарушения прав человека среди других ущемлений меньшинств.
При этом Астана заявила, что право официального признания движения «Талибан» подлежит Совету Безопасности Организации Объединенных Наций, но, потенциально увеличивая торговое партнерство, взаимодействие / кооперация с точки зрения укрепления инфраструктуры в Афганистане не только обеспечивает интеграцию последнего в экономику Центральной Азии, но и реализует региональные амбиции Астаны двумя способами:
- Расширяя торговое партнерство с Афганистаном, Казахстан не только стремится к большим экономическим выгодам, но и стремится диверсифицировать инвестиционные возможности в контексте своих весьма амбициозных транспортных коридоров, таких как Транскаспийский международный транспортный маршрут, который Астана продвигает на протяжении многих лет. С участием движения «Талибан» именно Астана станет единственным посредником в торговле, контролируя поток товаров между Азией и Европой.
- Добиваясь поддержки талибов, Астана стремится отслеживать поток исламистских группировок, проникающих в Центральную Азию. Как ведущий посредник, Казахстан находится в уникальном положении, позволяющем не только сдерживать распространение радикальных группировок за пределами Афганистана, но и укреплять правоохранительные возможности учреждений безопасности, возглавляемых движением «Талибан». При более активном участии Казахстан не только находится в уникальном положении для отражения любых атак «Исламского государства и «Аль-Каиды» (запрещены в России) на соседние государства, но и, возможно, даже может открыть возможности для создания специального аппарата безопасности для Центральной Азии, снимая нагрузку с ее хрупкой экономики, которая испытывает напряжение из-за санкций, введенных Западом в отношении ее крупнейшего торгового партнера, России, даже учитывая этот момент, а также риски дальнейшего противостояния талибов и сторонников ИГ, Астана потенциально может привлечь экономики соседних стран Центральной Азии в первой половине 2024 года в попытке интегрировать Афганистан в качестве регионального партнера и, возможно, развивать/укреплять его торговые маршруты, обеспечивающие доступ в Центральную и Южную Азию.