Исследование «Радар безопасности 2024» Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV). Часть 10

28 декабря 2023 года, под занавес года, ведущим мозговым центром Турции, Фондом политических, экономических и социальных исследований (SETAV), был опубликован ежегодник «Радар безопасности 2024», посвященный перспективам взаимодействия Турции с зарубежными партнёрами в наступившем году.

Часть 9 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=105339.

Напомним, что в предыдущих частях нашей публикации мы рассмотрели состояние и перспективы отношений Турции с Россией, США и ЕС, а также политику страны на Южном Кавказе. Также мы осветили положение дел в турецком военно-промышленном комплексе. А также приступили к африканской части Альманаха. Материал озаглавлен как «Прогноз турецко-африканских отношений на 2024 год с рисками и возможностями». Автором материала стал ведущий эксперт-африканист Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) Тунч Демирташ. В наших обзорах турецких материалов, посвященных Африке, Тунч Демирташ – один из наиболее часто разбираемых экспертов.

Мы остановились на главных итогах 2023 года. Особенно отметил турецкий автор то, что африканские страны пришли на помощь (впрочем, конкретный размер помощи не был указан – И.С.) после того, как Турция пострадала от масштабного землетрясения на юго-востоке страны в феврале 2023 года. Как указывает автор, такое отношение африканских стран к Турции стало возможным благодаря успешной и целенаправленной турецкой политике, направленной на африканский континент.

Переходим к разделу материала, который озаглавлен как «Главная динамика» (имеется в виду, что на 2024 год). Цитируем:

«Ожидается, что в 2024 году отношения с Турцией будут поддерживаться в рамках фундаментальных вопросов и динамики, связанных с Африкой, геополитикой, продовольственной безопасностью, обороной и безопасностью, развитием, энергетикой, экономикой, банковским делом и стабильностью.

Растущая роль Африки в процессе трансформации глобальной системы, вероятно, сохранится и в 2024 году. Однако, несмотря на глобальный экономический спад в 2023 году, устойчивая позиция африканских стран позволила сохранить позитивные экономические отношения с Турцией.

Таким образом, из-за положительного экономического импульса в Африке в 2024 году вполне вероятно, что это событие окажет положительное влияние на экономические отношения Турции и Африки».

Сразу отметим два момента, которые обращают на себя внимание выше.

Во-первых, вопрос продовольственной безопасности, очевидно, является не только турецко-африканским, но и российско-турецко-африканским, имея в виду вопрос зерновой сделки или же её альтернатив. Россия, непосредственно до выхода из сделки, предложила ряд альтернатив африканскому континенту и Турции, как своему важному партнёру в вопросе.

Во-вторых, вопрос общей безопасности также можно рассматривать, как касающийся России, с учетом так называемого «марша справедливости» ЧВК «Вагнер» и гибели её основателя и руководителя Е.Пригожина. Турецкие аналитики рассматривают эту динамику как положительную для себя с точки зрения возможности захода на африканский рынок из-за того, что, по их оценкам, российские позиции на континенте должны пошатнуться. «Шатанию» российской позиции также должно способствовать и то, что Россия всерьез отвлеклась на украинский фронт. Как указывают турецкие аналитики, это отвлечение поглощает российские силы, не давая возможности быть на прежнем уровне вовлеченными в дела в Сирии, в Ливии, и в Африке южнее Сахары.

Продолжаем цитирование материала:

«Кроме того, после того, как в прошлом году Банк развития «Зираат» открыл новый филиал в Сомали, ожидается, что в 2024 году он начнет работать в разных странах континента. Это неизбежно окажет положительное влияние на экономические отношения.

С другой стороны, «Зерновой коридор», созданный для борьбы с отсутствием продовольственной безопасности в Африке из-за российско-украинской войны, является одним из наиболее вероятных вопросов, которые будут возвращены в повестку дня в 2024 году.

Важная роль Турции в Соглашении о зерновом коридоре будет сводиться к снова на первый план в отношениях с континентом. Поскольку действие соглашения о зерновом коридоре было приостановлено, международные цены на сырье, вероятно, останутся высокими в прошлом году. Эта ситуация затруднила импорт для африканских стран».

Итак, отметим выше, что Турция намеревается вернуть вопрос зернового коридора в международную повестку дня в 2024 году. Это означает лишь только одно, что Турция будет продвигать этот вопрос на высшем уровне. Напомним, ожидается личная встреча между президентами Путиным и Эрдоганом, причем, в обозримой уже перспективе. И зерновая сделка не может не стать одним из требований или условий Турции при обсуждении других вопросов российско-турецкого сотрудничества, где речь идет о заинтересованности российской стороны.

В первую очередь, речь идет о создании на территории Турции газового хаба. Кроме того, будет целый комплекс вопросов, связанных с угрозой вторичных санкций турецкой банковской системе из-за указа президента Джо Байдена от 22 декабря 2023 года. Существует необходимость продолжения в нормальном режиме функционирования российско-турецких расчетов, однако, это потребует и того, чтобы Турция (хотя она и заинтересованная сторона) приняла бы на себя заметные риски.

Все это дает возможности Турции вернуть тему зерновой сделки в международную повестку дня, и турецкие переговорщики, как следует ожидать, этими возможностями намерены воспользоваться.

Продолжаем цитирование материала:

«С другой стороны, почти в половине мира в 2024 году пройдут выборы. При этом выборы пройдут в 18 африканских странах.

Таким образом, события во время или после избирательных процессов могут повлиять на национальную, региональную и континентальную безопасность стран. Эта ситуация может повлиять на двусторонние отношения из-за нестабильности и неопределенности, которые могут возникнуть.

В дополнение ко всему этому, региональные последствия войны в Судане могут повлиять на отношения Турции с окружающими Судан странами. Кроме того, примирительное отношение Турции к войне в Судане позволяет сохранять позитивное восприятие в Судане и странах региона.

Поэтому умеренный и миротворческий подход Турции по таким вопросам станет одним из главных определяющих ее отношений с африканскими странами в 2024 году».

Итак, фиксируем, что Турция пристально следит за развитием политической ситуации на африканском континенте. А те 18 выборов, которые пройдут, находятся в поле турецкого внимания в рамках общей политики по дальнейшему проникновению Турции в Африку, как один из наиболее перспективных регионов мира.

Следующий раздел озаглавлен как «Планирование 2024 года: риски и возможности».

Цитируем:

«После расширения БРИКС в прошлом году он существует как альтернативная организация под руководством Китая. Членство в этой организации ЮАР, Египта и Эфиопии от Африки может привести к тому, что континент получит больший импульс в отношениях с БРИКС в следующем году.

Особенно учитывая, что важность геополитики Красного моря возрастет в 2024 году, включение Эфиопии и Египта в БРИКС выделяется с точки зрения их способности влиять на население и динамику в странах региона в событиях, которые могут произойти на региональном уровне в Красном море и в бассейне Нила».

Заметим очень важное обстоятельство: и Эфиопия, и Египет, между которыми существуют серьезные разногласия по поводу водных запасов реки Нил и водообеспечения в связи со строительством Эфиопией крупных ГЭС, оказываются на одной «альтернативной» площадке БРИКС. Это перемещает возможность диалога между ними и урегулирования проблем под зонтик этой организации, прежде всего, Китая. Это создает вопрос для Турции, которая (пока) находится за рамками БРИКС и не может присоединиться к диалогу. Но, тем не менее, Турция придает большое значение тому, чтобы оставаться на острие африканской проблематики, в которой водная проблема между Египтом и Эфиопией играет заметную роль. Не говоря уже, в целом, о поднятой ранее проблеме продовольственной безопасности.

Из этого напрашивается два вывода: 1) Турция может предпринять усилия по присоединению к БРИКС, 2) Турция активизирует свою личную дипломатию на африканском континенте с тем, чтобы не упустить инициативу.

Продолжаем цитирование:

«Ожидается, что в этом процессе Турция установит партнерство для расширения экономического сотрудничества на основе нормализации отношений с Египтом и продолжающихся хороших отношений с Эфиопией в отношении ее торговли с континентом». — Что, собственно, является подтверждением изложенного выше. И далее:

«После создания Банка развития «Зираат» в Сомали в 2023 году ожидается, что подобная деятельность, являющаяся элементом доверия в экономической и коммерческой деятельности, начнет действовать и в новых африканских странах.

Что касается безопасности, то сбалансированная позиция Турции в условиях отсутствия безопасности в регионе имела решающее значение, особенно после событий в Сахеле.

Военное вмешательство, скорее всего, будет наблюдаться на выборах и последующих процессах, которые пройдут на континенте в 2024 году.

Турция, которая выступает за демократию, продолжит делиться своим опытом с африканскими странами и вносить вклад в обеспечение демократии, мира и безопасности.

Однако в этом процессе могут возникнуть некоторые риски.

Например, после прошлых военных интервенций в Сахельском регионе против ЭКОВАС был сформирован альтернативный блок, в котором главными действующими лицами выступили Буркина-Фасо, Мали и Нигер.

Вероятно, трансферты между членами этих двух разных блоков и атмосфера нестабильности в регионе пойдут на пользу террористическим организациям.

Таким образом, проблемы безопасности и нестабильность в регионе создают риск нанесения ущерба экономическому и торговому сотрудничеству Турции.

Однако в этом процессе, в рамках борьбы с терроризмом, существуют возможности для сотрудничества между Турцией и странами Сахеля и прилегающих регионов в борьбе с терроризмом, а также риски.

В этом контексте полный вывод Францией своих войск из Нигера к концу 2023 года может в какой-то момент оказать положительное влияние на деятельность радикальных группировок и террористических организаций в регионе.

В сложившейся ситуации обмен опытом Турции в борьбе с терроризмом рассматривается как необходимый для африканских стран и как значительная возможность вывести двусторонние отношения на новый уровень».

И далее:

«К числу рисков относится увеличение зон боевых действий, количества нападений и доступа к оружию террористических группировок в Сахеле в 2024 году. Также представляется возможным увидеть в 2024 году активизацию деятельности JNIM, фракции «Аль-Каиды» (апрещена в России).

С другой стороны, Исламское Государство Большого Сахеля (ISGS; ИГ – здесь и далее, запрещенная в РФ террористическая организация – И.С.) может стать решающим фактором на юго-востоке Буркина-Фасо и юго-западе Нигера, создавая серьезную угрозу региональной безопасности.

В этом контексте кажется возможным ожидать военных интервенций, контрпереворотов или контролируемых интервенций в таких странах, как Чад, Камерун, Сьерра-Леоне и Кот-д’Ивуар.

Опять же, торговля в бассейне озера Чад, который охватывает границы Нигерии, Камеруна, Чада и Нигера, а также в регионах Нигера, Того и Бенина, прервана из-за терроризма.

Такая ситуация представляет значительные риски для торговли.

Когда мы выходим за пределы региона Сахеля, экономикам разных стран и регионов, таких как Мали-Берег Слоновой Кости, Сомали-Кения, Алжир-Мали и Демократическая Республика Конго, также угрожает терроризм.

Короче говоря, борьба с терроризмом станет одним из наиболее важных вопросов в 2024 году.

В этом контексте террористические организации в Танзании и Мозамбике, а также тот факт, что эти организации угрожают границе и экономической безопасности между двумя странами, являются важными факторами риска.

Запуск инициативы под руководством Турции совместно с международными партнерами как на Востоке, так и на Западе по борьбе с ростом терроризма в Африке в 2023 году положительно отразится на роли Турции в глобальной системе.

Кризис беженцев в Сахеле, вероятно, еще больше усугубится из-за войны в Судане. Учитывая, что более 7 миллионов гражданских лиц в настоящее время перемещены внутри страны и 25 миллионов человек нуждаются в помощи в Судане, и без того тревожная ситуация, похоже, может ухудшиться.

Эта ситуация также несет в себе различные риски для чиновников региона, которым необходима помощь.

Турция также должна быть более осторожной во время своей деятельности по оказанию гуманитарной помощи в регионе, которая имеет высокий потенциал ухудшения ситуации, поскольку поддержка, оказываемая различным группам нерегиональными субъектами с разными целями и интересами в регионе, несет в себе различные риски.

Усилия Турции в отношении Сомали не уменьшатся в 2024 году. Развитие мировой системы затрагивает фундаментальные вопросы безопасности, такие как борьба с терроризмом в Восточной Африке, геополитика Красного моря и безопасность международных торговых путей.

Если не будут приняты необходимые меры предосторожности, Сомали, расположенная на критическом перекрестке, вероятно, создаст риски, связанные с упомянутыми проблемами. Однако, помимо безопасности Сомали, роль Турции в разрешении региональных кризисов также способствует глобальной безопасности. Поэтому, помимо поддержки борьбы с «Аш-Шабаб», ожидается, что Турция внесет значительный вклад в переговоры между Сомали и Сомалилендом в 2024 году».

Подводим черту под изложенным выше:

  1. Расширение БРИКС на такие африканские страны как ЮАР, Египет и Эфиопия рассматривается Турцией как новая вводная, уводящая геополитический вес в сторону Китая. Соответственно, Турции надо рассматривать для себя варианты того, как остаться в «игре».
  2. Одна из главных африканских проблем – это водная и продовольственная безопасность. Одним из эпицентров водных проблем региона является река Нил и проблема раздела его водных ресурсов между Египтом и Эфиопией.
  3. В контексте продовольственной безопасности, следует ожидать усиления давления Турции на Россию по вопросу возвращения к зерновой сделке. Это, пожалуй, самая «распиаренная» инициатива в данной сфере, где Турция может не только внести свой логистический и перерабатывающий вклад в вопрос, но и поддерживать для Африки свой высокий реноме.
  4. В 2023 году Турция запустила свою африканскую инициативу по борьбе с терроризмом. В фокусе пристального турецкого внимания геополитика Африканского рога и Красного моря. Отметим, что Турция поддерживает прямое авиасообщение с Могадишо, имеет в Сомали свою военную базу и осуществляет программу обучения сомалийских военнослужащих и сил безопасности.
  5. Турция продолжает свою конкуренцию с Францией за влияние в Африке и рассматривает как положительный, с точки зрения террористической обстановки, фактор вывод из Черного континента французских военнослужащих.
  6. Следует прогнозировать усилия Турции по тому, чтобы продолжать выдавливать из Африки Францию, а также конкурировать с Китаем и с Россией за влияние на континенте. Говоря о России, следует акцентировать внимание на именно услугах обеспечения государственной безопасности.
55.82MB | MySQL:116 | 0,515sec