Получение крупных американских инвестиций в Алжире считают делом решенным. Соответствующим индикатором, по мнению высоких алжирских чиновников, служит активность бизнесменов из США в АНДР. Вопрос, однако, состоит в том, какие объемы финансовых средств готовы вложить в Алжир американцы и на каких условиях.
Алжирские чиновники усматривают в повышенной активности на своей территории представителей американских политических и экономических кругов признак грядущих серьезных инвестиционных вложений США в их страну.
Речь, в частности, идет о продолжении регулярных «рейдов» по Алжиру американской посла Элизабет Мур Обен и прибытии в страну представительной делегации бизнесменов из США.
По данным алжирских источников, если раньше из Вашингтона они приезжали с «разведывательными» намерениями, то теперь их желания более определенные, говорящие о «реальной инвестиционной зрелости».
И теперь в Алжире ожидают, что, наконец, американский бизнес вложит многие миллиарды долларов в конкретные отрасли и регионы. Исходя из встреч с определенными представителями высшего чиновничества АНДР, Вашингтон прежде всего интересуют вложения в сырьевой, индустриальный и сельскохозяйственный сектора.
Так, 22 января представители американской делегации встретились с министрами промышленности АНДР Али Ауном, энергетики и горнодобывающей промышленности Мухаммедом Аркабом, а также представителями руководства аграрного сектора.
Алжирскую сторону в первую очередь интересовало «партнерство в области передачи технологий и ноу-хау». В качестве серьезного бонуса для прихода сюда американского бизнеса министры АНДР предложили его представителям «выгодно использовать последние изменения Инвестиционного кодекса» страны. Они указали, что этим уже воспользовались китайские, итальянские, французские и прочие компании, запустившие «тысячи проектов, включая сотни, предполагающие получение прямых иностранных инвестиций на сумму в несколько миллиардов долларов».
При этом американцы, по данным алжирских источников, «ясно продемонстрировали свою заинтересованность». Среди них были представители мировых гигантов в своих областях – Exxon Mobil и Chevron, считающиеся одними из первых в нефтегазовой области, Hecate Energy и ARC Energy, названные указанными выше алжирскими министрами «международными лидерами в области возобновляемых источников энергии».
На переговорах с американцами представители АНДР указывали на «большую заинтересованность европейцев в развитии в Алжире производства экологически чистого водорода, и их намерениях инвестировать в отрасль возобновляемых источников энергии». Чему, по их данным, способствует «геополитическая конъюнктура», позволяющая Алжиру рассчитывать на серьезное вытеснение российского конкурента по газу при помощи получения дополнительных источников электроэнергии.
Также в рамках проведенного 22 января совещания алжиро-американского делового совета (Usbac) состоялось совещание 20 руководителей американских компаний с руководством государственной энергетической компании Sonatrach, обсудивших алжирские инвестиционные возможности.
Американцев интересовала вся «углеводородная цепочка» от разведки до транспортировки.
Кроме того в сырьевой группе американских гигантов отметились и представители группы Philippe Group Mining, интересующиеся добычей лития и других редкоземельных элементов. По запасам которых, как указывает алжирская сторона, она является одним из лидеров на планете.
Далее среди присутствовавших в АНДР представителей американского бизнеса выделялась компания Nesr, называемая в Алжире «самородком Силиконовой долины» в области «инвестиционных технологических решений».
Особые надежды алжирская сторона возлагает и на компанию Laeis, в том числе производящую промышленное оборудование, которая, по данным источников АНДР, уже «реализует мега-проект с алжирским партнером Als Reractory», не сообщая, впрочем, каких-либо дополнительных подробностей.
Важно заметить, что участившиеся визиты представителей американского бизнеса в АНДР стали возможны в результате их подготовки послом Соединенных Штатов в Алжире Элизабет Мур Обен. За время своей миссии в Алжире она развила прежде небывалую для американских дипломатических посланников активность. Это выражается в ее регулярных выездах по изучению конкретных алжирских провинций.
Так, неделю назад она посетила под видом интереса к археологическому и историческому памятнику Бордж-Эль-Мокрани в столице вилайи Бордж-Бу-Арреридж. Впрочем, она особенно и не скрывала, что в алжирской глубинке ее интересовало выявление «преимуществ в экономической сфере».
Также американская дипломат отметила, что находящийся здесь университет Башира Эль Ибрагими уже продуктивно сотрудничает с университетом Оклахомы. Посетив алжирский ВУЗ, она рекомендовала включить в программу обучения конкретные дополнительные дисциплины для «укрепления научных исследований, обмена опытом и экспертизами», а также разработать учебные программы на английском языке «для всех алжирских университетов».
И это не случайно – кроме своей профильной работы дипломаты нередко одновременно выполняют и разведывательные функции. А в данном случае американская посол откровенно навязывает Алжиру отказ от использования в научной сфере французского языка.
Цель – не только сокращение возможностей своего конкурента в лице Парижа, но и переориентация алжирской научной среды на Вашингтон с дальним прицелом по выкачиванию наиболее талантливых ее представителей в США.
Элизабет Мур Обен при этом подчеркнула, что этот визит является частью «программы посещения нескольких вилай по изучению других перспектив экономического партнерства, особенно в области сельского хозяйства, в частности, в секторе крупного рогатого скота и производства молока».
Однако никаких конкретных свидетельств относительно намерения американского бизнеса вложить в Алжир действительно крупные средства, пока нет.
С одной стороны, это обусловлено надеждами Вашингтона на получение серьезных преференций и гарантий своих вложений. Алжир же стремится работать со всеми своими партнерами на «общих» основаниях.
Между тем, представители американского бизнеса рассчитывают в случае своего прихода в эту страну на снятие всех инвестиционных и бюрократических ограничений. В частности, на упразднение закона «51/49», подразумевающего получение разрешений иностранным компаниям работать в Алжире только под контролем местных коллег и возможность иметь долю в таких совместных проектах не более 49%.
Пока подобные ограничения полностью сняты лишь в секторе возобновляемых источников энергии.
Кроме того, Вашингтон отнюдь не намерен делиться просто так своими технологическими открытиями с Алжиром.
Во-первых, США вряд ли будут продавать их даже за серьезные деньги.
Во-вторых возможность предоставить даже не самые знаменательные новации американская сторона оговаривает необходимостью принятия алжирской стороной дополнительных обязательств.
Речь, в частности, идет о необходимости прекратить подрывную деятельность против Израиля с одной стороны, и, напротив, приостановить развитие сотрудничества с недружественными для Вашингтона странами вроде России и Китая.
На каких условиях договорятся стороны? Пока неясно. Однако сомнительно, чтобы Алжир выполнил все пожелания США, особенно политические. Кроме того, с учетом нарастающих социальных проблем в Алжире Вашингтон вряд ли будет рисковать действительно крупными суммами.
Что же касается поездок американского посла по АНДР, то они вовсе не означают проявления настоящего расположения США по отношению к этой стране. Подобное может объясняться стремлением получить данные о том, каким образом конкуренты США могут использовать те или иные особенности в Алжире для своего усиления.