Шведские оценки ратификации турецким парламентом заявки Стокгольма на членство в НАТО и перспектив отношений с Анкарой

25 января президент Турции Р.Т.Эрдоган ратифицировал шведскую заявку на вступление в Североатлантический альянс. Этому событию предшествовало голосование в поддержку такого шага сначала парламентской комиссией по иностранным делам, а затем Великим национальным собранием. Долгожданное устранение препятствий на пути к членству в военно-политическом блоке ожидаемо вызвало одобрительную реакцию Стокгольма. Премьер-министр североевропейской страны У.Кристерссон в комментарии по случаю указанного события сообщил: «мы приветствуем ратификацию Турцией заявки Швеции в НАТО. Сейчас мы достигли решающей вехи на пути к полноправному членству». Глава внешнеполитического ведомства Швеции Т.Биллстрём, в свою очередь, назвал итоги голосования турецких депутатов «отрадными».

Глава шведского правительства и министр иностранных дел в дополнение несколько подробнее высказались о причинах, позволивших добиться прорыва. С одной стороны, оба политика подчеркнули, что «решающую роль» сыграла поддержка США, под чем, судя по всему, подразумевал прогресс в деле получения Турцией американских истребителей F-16. По словам Т.Билльстрёма, Стокгольм не имел прямого отношения к достижению данных сопутствующих договоренностей, поскольку они обсуждались между США, Грецией и Турцией. При этом шведские СМИ, характеризуя данную часть согласований, ссылаются на мнение американского сенатора-демократа председателя Комитета по иностранным делам Сената Конгресса США Б.Кардина, утверждающего, что ему крайне трудно было пойти на уступки Турции, однако сделал это в интересах расширения НАТО.

С другой стороны, как указали и премьер-министр, и глава МИД, Швеция полностью выполнила турецкие требования к продвижению своей заявки. Более того, У.Кристерссон акцентировал справедливость условий Анкары по некоторым вопросам, отметив, что турецкие власти «были правы, желая увидеть более решительные действия Швеции против РПК и финансирования РПК». Относительно претензий Анкары, касавшихся необходимости введения запретов на акции с уничтожением Корана, никто из членов правительства предпочел не высказываться. В этом контексте нельзя не обратить внимания на то, что не был урегулирован вопрос об экстрадиции в Турцию сторонников РПК, которых в списке Р.Т.Эрдогана, представленном около года назад, значилось более 100 человек. Однако еще одним замечанием, озвученным Т.Билльстрёмом по случаю ратификации шведской заявки турецким парламентом, оказалась готовность приступить к исполнению трехстороннего соглашения с участием Финляндии 2022 г., 8-й пункт которого содержит обязательства для Стокгольма обрабатывать запросы на высылку в Турцию лиц, подозреваемых в терроризме.

Руководитель Института турецких исследований Стокгольмского университета П.Левин полагает, что несмотря на одобрительные заявления, прозвучавшие из Швеции в адрес Турции, в действительности отношения между государствами сейчас крайне сложные, что отразиться в перспективе как на двустороннем, так и на многостороннем сотрудничестве внутри НАТО. Наибольшие проблемы в будущем североевропейский эксперт связывает с уровнем общественности, в среде которой под воздействием неудач в переговорах было создано взаимное негативное восприятие друг друга. Так, П.Левин отмечает недовольство шведов имиджем «убежища для террористов», сформированного турецкими СМИ. В связи с этим не исключено, что акции против Турции и лично ее президента, не раз становившиеся поводом для критики Анкары, продолжат проводиться и дальше.

Помимо этого, не исключено, что возрастет и внутреннее давление на шведские власти.

Во-первых, часть населения недовольна уступками Турции, факт которых прямо признали главы правительства и внешнеполитического ведомства.

Во-вторых, обозреватели оппозиционных шведских СМИ обращают внимание, что своим присоединением к НАТО, а точнее тем, как этот шаг был достигнут, Стокгольм фактически попустительствовал наращиванию гонки вооружений. Последний вывод обусловлен тем, что, во-первых, как утверждалось выше, в обмен на ратификацию Анкара получила подвижки в приобретении F-16. Во-вторых, согласно трехсторонним договоренностям 2022 г., шведские власти не могут блокировать отправку вооружений и техники в Турцию.

В целом преодоление разногласий, касавшихся расширения Североатлантического альянса, открывает новую страницу как в двусторонних отношениях Стокгольма и Анкары, так и в шведской внешней политике, в том числе в регионе Большого Ближнего Востока. При этом власти Швеции пока стараются дистанцироваться от комментариев о своих дальнейших планах, сосредотачиваясь на краткосрочных задачах интеграции в НАТО. Вместе с тем, подчеркнутая роль США во вступлении североевропейского государства в военно-политический блок, весьма вероятно, послужит основанием для того, чтобы хотя бы в краткосрочной перспективе Стокгольм по важным вопросам, включая отношения с Анкарой, ориентировался на курс, предложенный Вашингтоном.

55.72MB | MySQL:118 | 0,549sec