Что стоит за разрывом Алжирского соглашения по Мали

Отказ властей Мали от Алжирского соглашения способен стать самой крупной внешнеполитической неудачей АНДР, которая реально может объясняться ослаблением алжирского влияния в стратегически значимых для него странах Сахеля ввиду усиления там позиций других иностранных игроков.  

25 января «официальный Бамако денонсировал мирное соглашение в Мали». Так трактуют проправительственные алжирские СМИ отказ нынешних малийских властей договариваться с выступающими против них сепаратистскими и террористическими группировками.

По данным же официального Бамако произошло следующее: малийский министр территориального управления и децентрализации, пресс-секретарь правительства страны полковник Абдулай Май опубликовал коммюнике с обвинениями в адрес АНДР.

В нем переходное правительство Мали резко осудило Алжир, обвинив его в «недружественных действиях, проявлении враждебности и вмешательстве во внутренние дела Мали, и ухудшении ситуации в области безопасности в Сахеле. Вмешательство Организации Североатлантического договора (НАТО) усилило террористическую угрозу. Однако в первую очередь в результате действий Алжира в Сахаре была создана алжирская салафитская группа проповеди и борьбы (GSPC), выразившая затем приверженность «Аль-Каиде» (запрещена в РФ – авт.). Это знаменует собой приход международного терроризма в регион».

В связи с этим малийские власти открыто осудили «ошибочное восприятие руководством Алжира Мали как своего заднего двора, покровительствующего враждебным силам и при этом выражающего нашей стране высокомерие, презрение и снисходительность».

По их данным, это наглядно проявилось в ходе январских попыток сторон договориться. И тогда якобы малийскому лидеру А.Гойты представители алжирского МИДа «прозрачно намекнули» на то, что он пришел к власти незаконно, в результате путча. А потому всерьез с ним считаться не будут.

Схожие обвинения Алжира со стороны Бамако, но гораздо менее выразительные, содержались в предыдущем коммюнике, опубликованном 20 декабря 2023 года Министерством иностранных дел Мали.

Важно заметить, что малийские власти квалифицируют членов CSP-PSD («Постоянная стратегическая основа мира, безопасности и развития») как террористов. Однако благодаря алжирскому посредничеству они и подписали «Соглашение о мире и примирении под эгидой Организации Объединенных Наций в 2015 году в Бамако.

А теперь, по данным властей АНДР, после государственного переворота 2022 года «переходные власти Мали стремятся похоронить Алжирское соглашение. Затянув с его реализацией, Бамако отказался включить его содержание в свой проект Конституции, принятый в 2023 году».

Напомним, что подобная позиция малийских властей побудила CSP-PSD, объединяющую сепаратистов и джихадистов севера Мали, 28 марта 2023 года осудить Бамако за отказ признавать их права. Ее руководство указало, что «указанный проект не отражает каких-либо особых изменений в Конституции от 25 февраля 1992 года, что ущемляет целые категории населения».

А потому оно объявило о «непризнании этого проекта новой Конституции», одобренного на общенациональном референдуме в июне прошлого года.

Далее, по данным МИД АНДР, «чтобы окончательно покончить с Алжирским соглашением, малийские официальные лица потребовали ухода миссии ООН МИНУСМА, обвинив ее в «шпионаже и неспособности сдержать террористическую угрозу».

Что и было исполнено 31 декабря прошлого года. Однако CSP-PSD резко раскритиковала вывод миссии ООН, не предоставившей «другой заслуживающей доверия альтернативы», расценив это «преднамеренным ударом по мирному соглашению, создающим смертельную угрозу безопасности Мали и всему региону. За это правительство в Бамако, дополнительно ущемляющее и без того уязвимое население от терроризма и отсталости, несет полную ответственность».

Соответственно, не успели силы МИНУСМА покинуть север Мали, как боевые действия между переходными властями и радикальными группировками, курируемыми алжирскими спецслужбами, возобновились с новой силой. Это стало наблюдаться уже в сентябре 2023 г. Входящие в CSP-PSD силы при этом ссылались на «самооборону» и призвали гражданское население «максимально удаляться от военных объектов».

Напомним, что алжиро-малийский конфликт активно развивался на протяжении декабря прошлого – января текущего года из-за нежелания малийских военных признавать за радикальной оппозицией севера страны, особенно туарегами, прав на полноценное ее участие в управлении.

Более того – они усматривают в попытке алжирцев подтолкнуть к диалогу с сепаратистами явную враждебность и устроить на своих южных границах «еще одну Западную Сахару, но уже в малийском исполнении». Иными словами – речь идет о стремлении Алжира отторгнуть от Мали заметную часть территории данной страны.

Алжирский же МИД обвинил в срыве «Соглашения о мире и примирении в Мали» сами малийские власти. Выражая свои дежурные «сожаления» и «глубокие озабоченности», пресс-служба министра иностранных дел АНДР Ахмеда Аттафа отмечает «особенно серьезный характер последствий такого решения для самого Мали», способного «поставить под сомнение законные стремления всего региона к миру и безопасности».

При этом внешнеполитическое ведомство Алжира заявляет о «неизменной приверженности «искреннему, добросовестному выполнению прежнего мирного соглашения, «исходя из непоколебимой солидарности с братским Мали. Причины же, приведенные» для оправдания его денонсации, и близко не соответствуют истине и реальности».

При этом алжирский МИД настаивает, что «малийские власти готовили это решение в течение очень долгого времени, систематически отказываясь от выполнения соглашения и от любой инициативы, направленной на возобновление его реализации».

В том же коммюнике МИД АНДР критикует «оспаривание переходными властями Мали целостности международного посредничества, обвинение подписантов Соглашения, лидерами террористов», их «требование о выходе из сил МИНУСМА (Многопрофильная комплексная миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Мали, действовавшая с 2013 г.)».

Все это Алжир увязывает с «недавней активизации усилий Бамако по накачиванию себя оружием, что финансируется третьими странами, и использованием Мали «международных наемников».

Иными словами, здесь уже можно усмотреть недовольство алжирскими властями активизацией действий российского «Африканского корпуса» (включая бывшего персонала российской ЧВК «Вагнер»)

Также алжирский МИД тревожат попытки действий ряда других недружественных «иностранных сил», включая Марокко, ОАЭ и Израиль по подрыву безопасности в стратегически важных для Алжира приграничных государствах.

В связи с этим внешнеполитическое ведомство АНДР подчеркнуло: «Для Алжира нет сомнений в том, что все эти систематически применяемые меры тщательно подготовили почву для отказа от политического варианта урегулирования малийского кризиса в пользу военного. Что является первой угрозой единству и территориальной целостности Мали, несущей в себе семена гражданской войны в этой стране. Это откладывает национальное примирение, а не приближает его, и представляет собой источник реальной угрозы не только для Мали, но и мира и стабильности во всем регионе».

Также МИД АНДР утверждает: «Мали не нуждается в решениях, которые в прошлом приносили ей только страдания, разрушения и опустошение. Повторять эти ошибки прошлого — значит неоправданно продлевать трагедию и несчастья для братского малийского народа».

В любом случае, прежде до прихода к власти военных в Мали именно Алжир являлся одним из наиболее влиятельных государств в этой стране. О чем и свидетельствовало подписание Алжирского соглашения 2015 года. Однако амбициозные действия руководства АНДР по региональному доминированию, при этом подчас игнорирующие интересы своих близких партнеров, способны создать настоящую проблему для безопасности Алжира.

55.74MB | MySQL:116 | 0,618sec