Об участии представителей Дании, Норвегии и Швеции в работе независимой группы по проверке деятельности БАПОР

В конце января текущего года Израиль передал представителям администрации США документ, содержащий доказательства причастности как минимум 12 местных сотрудников Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) к террористической атаке на южные районы страны 7 октября 2023 г., включая 2 лиц участвовавших в захвате заложников. Помимо этого, собранные разведывательные данные позволили Иерусалиму утверждать, что еще около 190 человек из персонала организации, нанятого в секторе Газа, состояли в группировках ХАМАС и «Исламский джихад». Указанные обвинения привели к волне решений о замораживании финансирования БАПОР рядом государств, в том числе делавших наиболее значительные перечисления в его бюджет. Критика и риски закрытия БАПОР вследствие нехватки средств на его содержание побудили в начале текущей недели генерального секретаря ООН А.Гутериша создать независимую группу с целью проверки  специализированного учреждения.

Работать указанная структура будет под руководством бывшего министра иностранных дел Франции К.Колонна, которая до своей недавней отставки успела начать активную региональную дипломатию, прежде всего на ливано-израильском треке. Помимо нее в состав независимой группы были включены три североевропейские исследовательские организации – Датский институт по правам человека, Институт К.Микельсена (CMI) в Норвегии и Институт прав человека и гуманитарного права им. Р.Валленберга из Швеции (RWI). Предполагается, что эксперты официально приступят к работе с 14 февраля, к концу марта они, как ожидается, представят промежуточный, а в апреле – итоговый отчет о проверке БАПОР. В качестве основных направлений деятельности группы обозначены: выявление и изучение «механизмов и процедур, используемых Агентством в настоящее время для обеспечения нейтралитета»; проверка соответствия этих «механизмов и процедур» «конкретной оперативной, политической ситуации и ситуации с безопасностью», а также их «адекватности» в соотношении с целями работы и задачами управлениями рисками; выдвижение рекомендаций по улучшению работы БАПОР для доказательства его нейтрального статуса и предложение альтернативных методик.

Директор норвежского Института К.Микельсена Э.Виллангер заявил, что «гордится тем, что CMI продолжает свою давнюю традицию независимых обзоров деятельности ключевых глобальных организаций», добавив, что штат сотрудников «обладает достаточной квалификацией для проведения беспристрастной оценки». Кроме того, Э.Виллангер выразил надежду, что результаты итогового отчета «окажут влияние на правительство Норвегии, а также за ее пределами». Представители Дании и Швеции оказались заметно более сдержаны в реакции, ограничившись публикациями на официальных сайтах своих институтов лишь официальной информации со ссылкой на Генерального Секретаря ООН. Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что все три североевропейские учреждения, вовлеченные в группу по проверке БАПОР, уточняют,  что параллельно с ними Управлением внутреннего аудита ООН будет вестись внутреннее расследование, а Э.Виллангер еще и заявляет о «решающем значении» сотрудничества Израиля со специалистами, поскольку именно эта страна выступила с обвинениями в адрес Агентства.

Следует также обратиться к специфике работы каждого из североевропейских институтов, на основании которой можно сделать предположение о возможных выводах группы. CMI, действительно, обладает определенным опытом международных оценок, однако, касаются они преимущественно не организаций, а т. . комиссий по установлению истины, создаваемых на национальном уровне с целью устранения нарушений в области прав человека. При этом сосредоточена активность Института К.Микельсена в данной сфере была в основном на Африке и Латинской Америке, в то время как в вопросах конфликтов фокус внимания оказался смещен на Украину и Афганистан. По Газе и палестинскому вопросу в целом все же был подготовлен ряд материалов. В одном из последних исследователь Х.Могстад призывает называть ситуацию в секторе не «гуманитарным кризисом», а «политической атакой на гражданскую инфраструктуру и на людей, которые были лишены возможности защитить себя из-за десятилетий оккупации и блокады».

RWI в большей степени сконцентрирован на комплексных исследованиях, во многом справочного характера, в то время как предметами отдельного внимания становились вновь Украина и Афганистан, а также Зимбабве. На палестинском треке работа Института прав человека и гуманитарного права им. Р.Валленберга велась через региональное представительство в Аммане, при этом шведских экспертов интересовало прежде всего соотношение местного законодательства и международных правовых норм. Во многом схожей проблематикой занимается и Датский институт по правам человека, среди приоритетных географических направлений которого заявлены Китай и Центральная Азия, Африка и Большой Ближний Восток с акцентом на Иордании, Марокко и Тунисе. В палестинском вопросе больше всего датских экспертов также волнует правоприменительная практика и права человека, где в сотрудничестве с Независимой комиссией по правам человека датский Институт старается добиться интеграции соответствующих правовых норм в деятельность палестинских правоохранительных органов.

В целом предварительный анализ рабочей группы, созданной Генеральным Секретарем ООН для анализа деятельности БАПОР, показывает, что на уровне экспертов существуют предпосылки к лидирующей роли специалистов из Норвегии. Отличаясь довольно критическим настроем по отношению к Израилю, они вполне способны привнести подобные тезисы и в итоговый документ. Вместе с тем, нельзя не отметить, что при высокой оценке своей вовлеченности три указанных института не особенно стремятся брать на себя ответственность за вынесение решения о судьбе БАПОР, что заметно из заявлений, в которых говорится о параллельном внутреннем расследовании ООН и зависимости от сотрудничества с правительством Израиля.

55.75MB | MySQL:116 | 0,697sec