В настоящее время правительство Казахстана уделяет все больше внимания повышению устойчивости в вопросах безопасности, торговли и логистики. Среди имеющихся у государства насущных проблем можно выделить различные ограничения в отношении северных торговых путей, а также опасения по поводу введения вторичных санкций. Решая эти проблемы, власти Казахстана осознали важность диверсификации рыночных и экономических возможностей. В поисках новых перспектив Казахстан пересматривает свою внешнюю политику в пользу сотрудничества с Южной Азией. С одной стороны, этот шаг можно рассматривать как тщательно сбалансированную попытку ослабить зависимость от России и Китая. Однако среди экспертов существует и альтернативная точка зрения, согласно которой Россия может мягко подталкивать Казахстан в сторону юга, поскольку Москва также стремится извлечь выгоду из развития торговых путей, ведущих через Центральную Азию. В июле 2023 года президент РФ Владимир Путин заявил, что международный транспортный коридор «Север-Юг» позволит обеспечить российским товарам выход в Персидский залив и Индийский океан, а также на африканский континент и обратно. Как бы то ни было, заметный рост интереса Казахстана к странам Южной Азии наблюдается независимо от мотивации. С недавних пор прослеживается особое отношение к Афганистану. Прежде всего, на это указывает решение казахстанского МИДа исключить движение «Талибан» (запрещено в РФ) из списка террористических организаций в декабре 2023 года. Рынок Афганистана как импортера промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также его расположение между Центральной Азией и Пакистаном критически важны для Казахстана и формируют его новую политику в отношении Афганистана. В основе его поддержки лежит не только стремление к региональной стабильности, но и экономические интересы Астаны в расширении торговых связей со странами Южной Азии. Хотя Казахстан никогда официально не признавал правительство талибов, он прагматично относился к контактам с движением, поддерживая экономические и торговые отношения с Афганистаном. Первое взаимодействие на высоком уровне между Казахстаном и правительством «Талибана» произошло в сентябре 2021 года, менее чем через месяц после прихода движения к власти. Тогдашний посол Казахстана в Афганистане Алимхан Есенгельдиев провел встречу с исполняющим обязанности министра иностранных дел «Талибана» Амиром Ханом Муттаки в Кабуле, в ходе которой стороны обязались укреплять экономическое сотрудничество. Взаимодействие в вопросах возрождения и расширения торгово-экономических связей способствовало существенному увеличению товарооборота между двумя странами. В 2022 году объем торговли между Казахстаном и Афганистаном достиг рекордных 987,9 млн долларов, что вдвое больше, чем годом ранее (474,3 млн долларов). И, хотя к ноябрю 2023 года товарооборот между двумя странами снизился до 583 млн долларов, положительная тенденция остается очевидной. Говоря о взаимоотношениях с Афганистаном в сфере торговли, заместитель премьер-министра Казахстана, министр торговли и интеграции Серик Жумангарин заявил в интервью журналистам в мае 2023 года: «Политика есть политика, экономика есть экономика». Его намерением было продемонстрировать, что, даже не признавая правительство талибов и не соглашаясь с его внутренней политикой, можно иметь плодотворные двусторонние торговые отношения, поскольку они выгодны обеим сторонам. В результате Афганистан стал крупным рынком сбыта казахстанской продукции, что подчеркивает прагматичность Казахстана в данном вопросе. В январе 2023 года Афганистан вошел в десятку крупнейших торговых партнеров Казахстана благодаря экспорту в Афганистан дизель-электрических локомотивов на сумму 133,8 млн долларов. Для сравнения, экспорт одного локомотива был равен объему совокупной месячной торговли Казахстана с Кыргызстаном и Азербайджаном. Астана также заинтересована в участии в реконструкции и развитии инфраструктуры Афганистана, особенно в сферах транспорта, энергетики и сельского хозяйства. Об этом свидетельствовала встреча Муттаки и Есенгельдиева в марте 2023 года. Ее целью было обсуждение развития железнодорожной системы Афганистана. Ожидается, что отсутствие общей границы и налаженной системы сообщения с Афганистаном подтолкнет власти Казахстана к углублению сотрудничества с другими странами Центральной Азии, особенно с Узбекистаном, в реализации трансафганских транзитных и логистических проектов. Казахстан уже предпринял шаги, чтобы помочь восстановить железнодорожный потенциал Афганистана. Управление железных дорог Афганистана и казахстанская компания Integra Construction KZ подписали контракт о возобновлении строительных работ на участке железнодорожной ветки от станции Розанак до станции Рабаттарян (43 километра) в октябре 2023 года. Кроме того, еще одно преимущество, которым может воспользоваться Казахстан – это реализация проектов в сфере горнодобывающей промышленности. Известно, что Афганистан богат такими ресурсами, как медь, золото, драгоценные камни и др. На основании исследования лишь 30% территории Афганистана Геологическая служба США (USGS) оценила ресурсное богатство страны примерно в 1 трлн долларов. Крупные объемы полезных ископаемых привлекают в Афганистан множество заинтересованных сторон, прежде всего Китай. Представитель «Талибана» Забихулла Муджахид недавно заявил о намерении казахстанских компаний инвестировать в горнодобывающий сектор Афганистана, а также в гидроэнергетические проекты в 2024 году.
Комплексный обзор торгово-экономических отношений между Афганистаном и Казахстаном. Часть 1
10 февраля, 2024 | Автор: Шашок Л.А.
| Напечатать эту статью