Американские эксперты о низкой эффективности западных санкций против Ирана и его союзников

Американские эксперты в области безопасности констатируют, что за сорок пять лет, прошедших с момента создания  Исламской Республики Иран, экономические санкции использовались в качестве ключевого инструмента США в попытке изменить поведение Ирана и ограничить его способность финансировать и вооружать свою широкую сеть региональных вооруженных группировок. После нападения ХАМАСа на Израиль 7 октября  2023 г. союзники Ирана усилили атаки на силы США в регионе, на Израиль и на торговые суда в Красном море в попытке остановить военную операцию Израиля против ХАМАСа в Газе. В ответ на атаки, поддерживаемые Ираном, официальные лица США совместили введение дополнительных экономических санкций с кампанией военных действий, направленной на ослабление возможностей поддерживаемых Ираном негосударственных субъектов в регионе, в частности движения хуситов («Ансар Аллах») в Йемене. Официальные лица США и союзников оправдали введение новых санкций против хуситов, поддерживаемых Ираном ополченцев в Сирии и Ираке, а также против Корпуса стражей исламской революции (КСИР) попыткой уменьшить их финансовые возможности для приобретения оружия и проведения операций. Западные официальные лица представляют санкции как использование всех элементов национальной мощи и дополняющие, а не вытесняющие использование военных действий для ослабления арсеналов союзников Ирана.

Одновременно с эскалацией военных действий против поддерживаемых Ираном прокси-групп США ввели дополнительные санкции против широкого круга проирански настроенных субъектов. В середине января, сославшись на более чем 30 нападений хуситов на торговые суда в Красном море за предыдущие два месяца, официальные лица США назвали хуситов в Йемене Специально обозначенной глобальной террористической группой (SDGT), предусматривающей санкции против компаний и банков, которые ведут бизнес с ними. Менее чем через неделю Министерство финансов США объявило иракскую авиакомпанию Fly Baghdad и ее генерального директора террористическими организациями «за оказание помощи спецподразделению «Аль-Кудс» КСИР и их марионеточным группам в Ираке, Сирии и Ливане». Согласно сообщению Министерства финансов США, авиакомпания доставила партии оружия в международный аэропорт Дамаска для передачи членам КСИР и связанных с Ираном групп ополчения на местах в Сирии, включая сирийскую Республиканскую гвардию, ливанскую «Хизбаллу», поддерживаемое Ираном иракское ополчение «Катаиб Хизбалла» и связанную с ним «Бригаду Абу аль-Фадля аль-Аббаса». Впоследствии Fly Baghdad объявила о приостановке своей деятельности «в соответствии с решением правительства и премьер-министра Мухаммеда ас-Судани», говорится в заявлении авиакомпании. Вместе с Fly Baghdad Министерство финансов США объявило террористами трех лидеров и сторонников ополчения «Катаиб Хизбалла», а также компанию Massal Land Travel and Tourism Company, которая предположительно отмывает для него средства. Отдельно Соединенные Штаты, Великобритания и Австралия ввели санкции против сети финансовых бирж, связанных с ХАМАСом, включая финансовых посредников, которые переводили средства через криптовалюту из Ирана ХАМАСу и «Исламскому джихаду» в Газе. Это объявление стало пятым раундом санкций, введенных США против ХАМАСа с момента нападения 7 октября. 29 января Соединенные Штаты и Великобритания снова предприняли совместные действия, введя санкции против членов «Подразделения 840» КСИР, которое было названо в расследовании британского телевидения организатором заговора  с целью убийства двух телеведущих новостного канала Iran International на территории Великобритании. 2 февраля, когда силы США наносили первые ответные удары по объектам, поддерживаемым Ираном групп в Сирии и Ираке, в ответ на атаку беспилотника, в результате которой погибли 3 американских. военнослужащих в Иордании, официальные лица США ввели санкции против нескольких офицеров КСИР за угрозу целостности систем водоснабжения и за помощь в производстве иранских беспилотных летательных аппаратов. Отдельно власти США предъявили уголовные обвинения девяти лицам из Ирана, Турции, Китая и Омана за продажу нефти для финансирования ХАМАСа и «Хизбаллы».

По мере того, как поддерживаемые Ираном прокси-группы продолжают свои атаки, все большее число политиков США, особенно в Конгрессе, призывают к более строгому применению санкций против самого Ирана как основного донора финансовых средств для всех его региональных союзников. Критики утверждают, что официальные лица США не обеспечивают соблюдения всеобъемлющих, многоотраслевых санкций США, действующих против Ирана, включая санкции в отношении Китая и других стран, которые покупают иранскую нефть.  Китай с большим отрывом является крупнейшим импортером иранской нефти, покупая более миллиона баррелей иранской нефти в день. Критики политики США утверждают, что китайские закупки объясняют способность Ирана вооружать своих союзников, таких как хуситы, современными крылатыми ракетами наземного базирования, баллистическими ракетами и вооруженными беспилотниками. Однако, даже если официальные лица США введут максимально допустимые санкции, сомнительно, что Китай сократит закупки нефти у Ирана. Такие организации, как нефтетрейдеры в Китае, относительно защищены от санкций, потому что, по большей части, они не нуждаются в финансировании США или других западных стран и не работают на рынке США.

И даже самое строгое и широкое применение санкций широким кругом государств, как было показано, не привело к достижению значительных стратегических результатов против Ирана. Глобальное применение санкций против Ирана под руководством США в течение 2010-2015 годов сократило экспорт иранской нефти более чем на 50%. Дефицит доходов, несомненно, способствовал решению Ирана заключить в 2015 году многостороннее ядерное соглашение, известное как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) – ограничивающее его ядерную программу в обмен на смягчение санкций. Однако достижению этой многосторонней сделки способствовало молчаливое согласие США на требование Ирана разрешить ему продолжить свою программу обогащения урана, хотя и на более низком уровне. Экономический спад 2010-2015 годов не заставил Тегеран кардинально изменить свою стратегию национальной безопасности, основанную на вооружении, обучении и финансировании сети региональных вооруженных группировок. Несмотря на серьезный экономический спад, вызванный санкциями, Иран все же смог осуществить военное вмешательство в 2013 году в поддержку режима Башара Асада в Сирии, в конечном итоге помогая спасти его от поражения, которое серьезно ослабило бы региональное влияние Ирана. В 2015 году Иран смог начать вооружать движение хуситов в Йемене огромным арсеналом баллистических и крылатых ракет и вооруженных беспилотных летательных аппаратов, которые они использовали против целей в Саудовской Аравии, а сейчас использует против коммерческого судоходства в Красном море. Политика максимального давления администрации Д.Трампа в отношении Ирана, основанная на санкциях, реализованная после выхода Соединенных Штатов из СВПД в 2018 году, не была поддержана многими мировыми державами и не смогла заставить Иран вести переговоры о «более длительной и прочной» ядерной сделке, чем та, которая была согласована в 2015 году. Стратегия максимального давления также не помешала Ирану вооружать, обучать и финансировать своих региональных союзников.

Поддерживаемые Ираном негосударственные субъекты в регионе, такие как «Катаиб Хизбалла» и хуситы, во многих отношениях даже менее подвержены санкционному давлению, чем их главные спонсоры в Тегеране. Негосударственные субъекты в значительной степени отсутствуют в мировой финансовой системе, перемещая деньги по неформальным и нерегулируемым каналам, таким как хавала, другие обменные пункты, прямые поставки наличных и незаконные финансовые сети. Поддерживаемые Ираном региональные субъекты не проводят транзакции с американскими корпорациями или банками, которые могут быть отслежены и прекращены в результате введения санкций. Однако введение дополнительных санкций против союзников Ирана часто удовлетворяет потребность западных лидеров в том, чтобы их считали «делающими что-то» против агрессивных региональных игроков, часто в качестве альтернативы военным действиям, которые могут затронуть ни в чем не повинных мирных жителей. Тем не менее, продолжающийся региональный конфликт демонстрирует, что неспособность одних только санкций достичь желаемой стратегической цели часто приводит к необходимости эскалации до военных действий.

Основные выводы

Соединенные Штаты и их партнеры ввели дополнительные санкции против Ирана и его партнеров по «Оси сопротивления», пытаясь лишить их ресурсов для продолжения их кампании вооруженных нападений.

Санкции, введенные с середины января, направлены против иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР), союзников Ирана в Йемене, Ираке, Сирии и Ливане, а также компаний и лиц, помогающих этим группам перевозить деньги и оружие по региону.

Покупатели иранской нефти, в первую очередь нефтетрейдинговые компании в Китае, вряд ли сократят свои закупки в ответ на расширение применения санкций США.

Введение санкций, вероятно, окажет лишь незначительный эффект на Иран и его союзников, в значительной степени потому, что они действуют на периферии мировой финансовой системы.

55.73MB | MySQL:116 | 0,623sec