О миротворческих усилиях ИГАД в Судане

С начала января 2024 года Межправительственная организация по развитию (ИГАД) предпринимала активные усилия по посредничеству между противоборствующими сторонами в Судане с целью достижения перемирия. Сегодня можно констатировать, что эти усилия в целом провалились. Напомним, что ИГАД, созданная в 1980-е гг. в качестве региональной межправительственной организации для координации усилий восьми стран Африканского Рога в сфере продовольственной безопасности и защиты окружающей среды, впоследствии в 1996 году кардинально расширила свой мандат и включила в сферу компетенции вопросы безопасности и кризисного урегулирования. С 1999 года в Найроби был сформирован постоянный секретариат ИГАД по миротворческим усилиям в Судане.

С начала нынешнего обострения внутреннего конфликта в Судане весной 2023 года, который за девять месяцев противостояния унес жизни 15 тысяч человек и привел к массовой миграции еще 7.5 млн человек, ИГАД не вмешивалась напрямую в миротворческие усилия до недавнего времени.

В начале января с. г. ИГАД попытался исполнить свою миротворческую  миссию и пригласил двух лидеров суданского конфликта сесть за стол переговорв,  договориться о прекращении вооруженной борьбы и разработать план мирного соглашения. Практически сразу же глава оппозиции и командующий Силами быстрой поддержки (СБП) Мухаммед Хамдан Дагло согласился на такие переговоры. Более того, он принял участие в проведенной 18 января с. г. в Уганде чрезвычайной сессии ИГАД, посвященной проблеме Судана. Однако его главный военно-политический оппонент, фактический президент Судана и глава вооруженных сил Абдель Фаттах аль-Бурхан предложения ИГАД не принял, посчитав его миротворческое посредничество вмешательством во внутренние дела и угрозой суверенитету и внутреннему законодательству. Буквально накануне проведения чрезвычайной сессии ИГАД в Уганде 16 января с. г. глава внешнеполитического ведомства Судана Али аль-Садык обвинил эту региональную организацию в «нарушении суданского суверенитета» и «cоздании серьезного прецедента», коим является приглашения на официальную ассамблею ИГАД лидера суданской оппозиции Дагло. Также в заявлении главы суданского МИДа было отмечено, что данной инициативой Секретариат ИГАД нарушает по факту и собственный устав и правила процедуры.

Тем не менее, вопреки демаршу суданского руководства в Хартуме, чрезвычайная сессия ИГАД в Уганде была проведена с участием Дагло,  наблюдателей от западных стран и секретариата ООН. Итогом этой встречи стало принятие коммюнике, подтверждающего ранее согласованные условия по имплементации «дорожной карты» для достижения мира. В частности, принятый документ подтвердил приверженность ИГАД содействовать обеспечению инклюзивного мирного процесса для прекращения военного конфликта, в тесном сотрудничестве со всеми участниками суданского политического истеблишмента, в тесной координации с Африканским союзом, а также региональными и международными посредниками. Также в заявлении было отмечено, что Республика Судан не принадлежит сторонам конфликта, а исключительно – народу Судана. В коммюнике содержался призыв к обеим сторонам конфликта о незамедлительном и безусловном прекращении огня и враждебных действий, и выделялось 14 дней на проведение первой встречи по мирным переговорам. ИГАД как региональный блок брал на себя обязательство использовать все свои средства и силы для мирного разрешения суданского конфликта.

Тем не менее, попытки ИГАД позиционировать себя в качестве третьей, нейтральной стороны, при этом представляющей региональную интеграционную структуру, не подверженную влиянию западных стран, не увенчались успехом.

По-видимому, существующие принципиальные противоречия между аль-Бурханом и Дагло относительно будущих контуров развития Судана и концепции перехода власти от генералитета в полностью гражданскому управлению на данном этапе являются непреодолимыми. Главный спорный момент – модальности интеграции Сил быстрой поддержки, которыми командует Дагло в состав регулярной армии и вопрос общего командования Вооруженными силами Судана – оказывается неразрешенным. Созданная Дагло серьезная и боеспособная структура в составе 100 тысяч человек, контролирует важные экономические активны в Судане, включая такие сферы как добыча золота и строительство, и уступать свои интересы явно не намерены. Кроме того, вероятное «растворение» СБП в составе регулярной армии, без сохранения их особого статуса, будет означать их де-факто капитуляцию.

Напомним, что до активизации миротворческих усилий ИГАД в начале 2024 года, аналогичные инициативы предпринимали США и Саудовская Аравия, однако в июне прошлого года они были вынуждены приостановить переговорный процесс после безуспешности попыток и фактов неоднократного нарушения обеими сторонами суданского конфликта достигнутого перемирия и прекращения огня.

Таким образом, сегодняшний саботаж аль-Бурхана еще более откладывает шансы на примирения и быстрого завершения гражданской войны в Судане. Отказ военного генералитета Судана пойти на переговоры под эгидой ИГАД существенно снижает пространство для маневра, поскольку другие посреднические организации обладают меньшим авторитетом и политическим весом в Судане, нежели ИГАД.

Более того, после чрезвычайной сессии ИГАД в Уганде с участием Дагло, команда аль-Бурхана приняла решение о приостановке членства страны в этом региональном блоке, выразив формальное недовольство формулировками итогового коммюнике. Таким образом, демарш Хартума в отношении ИГАД еще более откладывает перспективы достижения мирного соглашения в Судане.

В начале 2024 года Управление ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) констатировало, что суданский вооруженный конфликт является сегодня одним из наиболее эскалирующих на глобальном уровне, с непредсказуемыми гуманитарными последствиями, включая угрозу гуманитарной катастрофы. По данным экспертов ООН, сегодня в гуманитарном содействии в Судане остро нуждаются 25 млн человек, включая 14 млн детей.

Провал миссии ИГАД в Судане, являющейся одной из наиболее авторитетных региональных миротворческих организаций на континенте, свидетельствует о наличии непреодолимых, кардинальных разногласий между воюющими сторонами в Судане, что не позволяет говорить о перспективах достижения устойчивого мира и стабилизации в этой стране в обозримой перспективе.

55.71MB | MySQL:116 | 0,531sec