Алжирское руководство продолжает мечтать сделать свою страну влиятельной державой. Причем уже не регионального, а мирового уровня. В качестве инструмента выбраны африканские страны. Их алжирское руководство «обрабатывает» относительно необходимости надавить на мировое сообщество для «исправления исторической несправедливости» и предоставления странам африканского континента места в Совбезе ООН.
Алжирское руководство пытается добиться для своей страны гораздо более заметного политического статуса, чем у нее есть сейчас. Как, известно лидеры АНДР имеют традиционные амбиции на лидерство в Магрибе и в арабском мире. Но теперь Алжир твердо решил стать не просто ведущей африканской страной, а и войти в клуб избранных мировых государств.
Для этого он намерен добиваться получения статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН наравне с Россией, США, Китаем, Францией и Великобританией.
Как известно, попадание в эту структуру «избранных», созданную в 1945 году, определили итоги Второй мировой войны. В нее попали крупнейшие из победителей нацистской Германии, Японии и их союзников. Почетный статус СССР, США, Великобритании, Франции и Китая впоследствии подкрепило наличие у них ядерного оружия и серьезный вес в мировой экономике.
Еще 10 непостоянных сменяемых членов Совбеза ООН распределяются по географическому (континентальному) принципу (например, два – от Африки) и за попадание в их число наблюдается серьезная конкуренция, которую в том числе пришлось выдержать в прошлом году и Алжиру.
Соответственно, алжирское руководство, видя растущее нежелание африканских стран оставаться в статусе сырьевых придатков Запада и Китая с невысоким политическим статусом, пытается воспользоваться этим в своих целях. Оно открыто заявляет об «исторической несправедливости» при распределении мест в Совбезе ООН и указывает на необходимость получения государствами Африки членства в данной структуре.
Алжирское руководство считает, что для достойного представительства в данной структуре Африка должна получить там минимум два места постоянных членов. И, разумеется, одно из них согласно его планам должен достаться Алжиру.
Для того, чтобы добиться «реформы Совета Безопасности ООН» руководство АНДР пытается мобилизовать Африканский союз. Эту мысль и пытался донести до стран Африки 18 февраля министр иностранных дел АНДР Ахмед Аттаф. Произошло это на 37-й очередной сессии Ассамблеи глав государств и правительств Африканского союза.
В частности, Аттаф призвал «противостоять различным попыткам подорвать процесс реформы Совета Безопасности ООН и укрепить общую африканскую позицию, чтобы исправить историческую несправедливость» в отношении африканского континента.
Кроме того, для достижения этой цели, как заявил Аттаф, Алжир стремится «работать совместно с другим непостоянным членом Совбеза ООН, братской республикой Сьерра-Леоне». Вместе они, по его словам, добиваются проведения «встречи министров высокого уровня от десяти непостоянных и пяти постоянных членов» данной структуры «в кулуарах 79-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН». Где и рассчитывают поднять данный вопрос.
С этой же целью Аттаф рассчитывает использовать 12-ю министерскую встречу «Ккомитета десяти» непостоянных членов Совбеза ООН, которая состоится в Алжире в июне. По его словам: «Это будет еще одна возможность оценить переговорный процесс и адаптировать стратегию наших действий к событиям, способным произойти в контексте возобновления международного интереса к вопросу реформы Совета Безопасности».
Подобные идеи президент АНДР Абдельмаджид Теббун вынашивал уже не первый год, но получение в прошлом году трибуны непостоянного члена Совбеза ООН дало ему более удобную площадку для ведения агитации в пользу «реформирования Совета Безопасности ООН». Чему согласно алжирской задумке максимально способствует усиление кризисных моментов в международной повестке, включая конфликты на Украине и в Газе.
Однако пока Алжиру не удается добиться того, чтобы Африка выступала «единым голосом», что ослабляет заявленные им амбиции. Одна из причин – непреодолимые разногласия между самими государствами африканского континента, вызванные их взаимными претензиями.
Несмотря на это, Алжир вынашивает более серьезные планы. Так, глава МИД АНДР Аттаф также призывает к «всеобъемлющему, сбалансированному и комплексному реформированию Совбеза ООН, выходящему за рамки расширения членского состава, охватывающему весь спектр тематических вопросов относительно его работы и способов решения различных вопросов повестки дня».
Страны африканского континента отнюдь не против таких изменений.
Проблема для Алжира состоит в том, что у него в Африке имеются влиятельные конкуренты. Причем мысль использовать «африканский трамплин» для попадания в Совбез ООН родилась отнюдь не в Алжире. До него ее высказывали Египет, Нигерия и ЮАР. Причем у этих стран имеются для этого серьезные основания – бОльшие, чем у Алжира. Речь, в частности, идет о сочетании коэффициента численность населения и место в мировой экономике.
Кроме того, в случае, если Африке действительно когда-либо дадут место постоянного члена в Совбезе, на него с высокой долей вероятности будет претендовать и Эфиопия. Ее высокий по меркам африканского континента статус закреплен тем, что именно в ее столице Аддис-Абебе находиться штаб-квартира Африканского союза.
Соответственно, у Алжира слишком много влиятельных конкурентов. Понимая это, его руководство идет на подкуп африканских голосов. Так, в последние годы на это только открыто оно потратило более миллиарда долларов, маскируя подобный «лоббизм» оказанием помощи нуждающимся странам Африки.
Соответственно, Алжир рассчитывает в удобный момент подвигнуть Африканский союз выдвинуть ультиматум мировому сообществу на вынашиваемое им реформирование системы международной безопасности. И с помощью подкупа африканских голосов он намеревается стать одним из постоянных членов Совбеза ООН от Африки.
Далее постоянное членство в данной структуре требуется Алжиру для достижения безусловного лидерства в арабо-мусульманском мире. В частности, руководство АНДР не скрывает, что оно намерено использовать его для «защиты палестинского дела», то есть для борьбы против Израиля, и далее против своего африканского конкурента Марокко.
В этих условиях представляется сомнительным, что те же США пустят Алжир в Совбез ООН, «клуб избранных» постоянным членом. Вашингтону, как, впрочем, и другим его участникам, крайне невыгодно превращать эту организацию, и без того раздираемую противоречиями, в антиизраильский балаган.
Тем более, что другие крупные державы вроде Германии, Японии, Индии, Бразилии и др., обладают гораздо большими основаниями по сравнению с Алжиром (в том числе экономическими и демографическими) для пополнения собой Совбеза ООН. И они также демонстрировали соответствующее желание.
Как представляется, России также нет смысла добиваться членства для Алжира, чья позиция заметно отличается от ее установок по ряду международных вопросов, включая ливийский. Как, впрочем, и разбавления Совбеза ООН другими странами. Это умалило бы значение старых представителей «большой пятерки».