19 февраля с. г. на встрече в Брюсселе министры иностранных дел ЕС приняли официальное решение о начале военной операции против йеменских хуситов для защиты европейских торговых судов от их нападений в Красном море и Аденском заливе. Красноморский капкан для Евросоюза ведь во многом захлопнулся, Индия практически перестала поставлять топливо в Европу, так как дорого его везти в обход Африки. Для стран ЕС перекрыт второй важнейший канал поставки готовых нефтепродуктов. От дефицита топлива спасает лишь межсезонье. Однако впереди посевная, переходящая в традиционный летний пик потребления. Если к тому времени логистика не наладится, а для этого пока нет никаких предпосылок, то уже в ближайшие месяцы внутренний рынок нефтепродуктов ЕС начнет искрить. А забастовки европейских фермеров идут уже по полной.
Район проведения военных действий включает Баб-эль-Мандебский и Ормузский проливы. В зону операции также включены международные воды в Аравийском море, Оманском и Персидском заливах. Главнокомандующим операции назначен Василеос Грипарис. Страны Европейского союза договорились о формате и деталях военной операции EUNAVFOR Aspides (Морские силы ЕС «Щиты») для обеспечения безопасности торгового судоходства в Красном море. Их решение определяет, в частности, порядок проведения операции, а также местонахождение ее штаба. Оперативный штаб миссии будет создан в греческом городе Ларисса.
План операции Евросоюза предусматривает отправку в регион европейских военных кораблей для защиты торговых судов от нападений йеменских хуситов. Со стороны Бундесвера участие в операции примет фрегат «Гессен», который еще 8 февраля отправился из порта Вильгельмсхафен в район Красного моря. На его борту примерно 250 военных.
Ранее глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель на пресс-конференции по итогам заседания министров обороны стран сообщества в Брюсселе сообщил, что государства Евросоюза согласовали начало с 19 февраля собственной миссии для защиты торговых судов в Красном море под названием Aspides.
В Брюсселе главы МИД стран ЕС дали окончательное одобрение развертыванию военно-морской миссии ЕС, направленной на защиту судоходства от хуситов в Красном море. Военно-морская миссия, названная Aspides, что с древнегреческого языка переводится как «Щит», предполагает отправку европейских военных кораблей и воздушных систем раннего предупреждения в Красное море, Аденский залив и прилегающие воды.
Конкретные задачи миссии будут ставиться в соответствии с ее возможностями. Ситуацию в зоне операции возьмут под постоянный контроль, а участники будут обмениваться данными о судоходстве. При этом главы МИД ЕС подчеркнули, что корабли отреагируют только на атаки с моря и не собираются стрелять в сторону материка. По словам министра иностранных дел Италии Антонио Таяни, командованием миссии займется Рим, так как Италия находится «на передовой защиты интересов торговых судов и свободного судоходства в Красном море». Срок операции рассчитан на год. Затраты ЕС составят 8 млн евро. Это первая военная операция такого рода ЕС, а не НАТО.
Первый возникающий при этом вопрос – что конкретно и от кого намерены защищать участники операции Aspides. Официальный представитель ЕС заявил, что страна, наиболее пострадавшая от нападений хуситов в Красном море — это не Израиль, а Египет, где сокращение движения судов привело к потере до 40% доходов от Суэцкого канала. Но и экономика ЕС терпит ущерб: с изменением маршрута судоходства через Красное море сроки доставки грузов между Азией и ЕС увеличились на 10-15 дней, а стоимость таких перевозок увеличилась примерно на 400%. Второй вопрос — такие страны, как Франция, Германия, Нидерланды, Бельгия и Греция формируют военно-морские силы для участия в операции, тогда как некоторые страны-члены ЕС, в частности Испания, не поддерживают ее. При этом Франция имеет наиболее эффективные возможности, располагая крупной военно-морской базой прямо напротив Йемена – в Джибути. Там же расположены ее боевые корабли, военные Иностранного легиона и авиабаза.
Таким образом, в Красном море появляются две военно-морские группировки, одна из которых не планирует наносить удары по территории Йемена. При этом миссия ЕС независима от операции Prosperity Guardian, возглавляемой США. Однако они будут сотрудничать и обмениваться информацией.
Третий вопрос — глава европейской дипломатии Жозеп Боррель на фоне атак торговых судов в Красном море стал ставить украинский конфликт на второе место по важности после ближневосточного, заявив, что «сегодня самая горячая точка, самая опасная — Ближний Восток и то, что там происходит». По его словам, «взрывоопасный ландшафт на Ближнем Востоке влияет на мировую стабильность и является открытой раной на теле Земли». Однако, всем понятно, что концентрация ВМС стран Запада в бассейне Красного моря, независимо от того, что они разбросаны по разным коалициям и выступают под разными флагами и даже интересами, опасна.
Никто не знает, будут ли хуситы избирательно бить по кораблям, или они будут работать на «спонсора» — пропускать одни корабли и бить по другим. При этом явно нивелируется ранее заявленную цель — бить по интересам Израиля за конфликт в Газе. Возникает еще один важный аспект — не начнется ли в Красном море так называемая «бесконечная война», ведь начиная с 2015 года Саудовская Аравия вместе со своей коалицией не смогла расправиться с хуситами. Они и сейчас грозятся атаковать любые связанные с Израилем суда, призвав другие страны отозвать с них свои экипажи и не приближаться к ним в море.
Что касается Москвы, то первый заместитель постоянного представителя РФ при ООН Д.Полянский заявил в этой связи, что «Россия категорические осуждает нападения и перехваты коммерческих судов, а также любые шаги, препятствующие свободе мореплавания», отметив при этом, что «Москва сожалеет, что Евросоюз пошел по следам США и объявил об операции Aspides в Красном море», что «создает для внутрийеменского процесса дополнительные риски, отнюдь не делая при этом судоходство в акватории Красного моря более безопасным».
Как это не парадоксально, но сегодня для США перекрытие Красного моря, скорее на руку, чем создает проблемы. Европа и Китай, будучи конкурентами США, испытывают сложности, хотя в основном эти сложности связаны с перебалансировкой товарных потоков, чем с их дефицитом. США получают дополнительные преимущества, связанные с большими потребностями в американском газе и нефти.
Это в принципе та же история, что и с Афганистаном, который, как считается, победил всех завоевателей. В реальности завоеватели приходили, решали свои задачи и уходили, причем не потому, что проигрывали, а потому что приходили к выводу, что задачи в целом решены. Это касается и британцев, дважды входивших в Афганистан, и Советского Союза, и США. Если кому-то приятно назвать это поражением, то сути дела это все равно не меняет. У субъекта, стоящего на более низком уровне развития, нет ни единого шанса против более организованного и технологичного противника. По факту йеменское движение «Ансар Аллах» — это просто неблагоприятный климатический фактор, и не более того. Пока оно наносит меньший ущерб, чем получают выгоду от этой ситуации США, Вашингтон будет продолжать имитировать борьбу с хуситами. Вот почему вдруг какие-то хуситы внезапно превращаются для США в невыполнимую задачу. Ее скорее всего просто нет на данном этапе. Да и Великобритании ослабление ЕС выгодно, после того как Лондон покинул его ряды. А сомневаться в том, что европейцы не справятся, нет смысла. Их ВМС слабее американских, а нужного количества крылатых ракет и «умных» авиабомб просто нет. Гоняться же в открытом море за быстроходными катерами, подводными и надводными беспилотниками хуситов – все равно что ветер в поле ловить.
Да и нужно постоянно помнить об угрозе хуситов перерезать оптико-волоконные кабели , идущие по дну Красного моря и прилегающим водам. А их немало. На днях зарубежные издания опять запестрели публикациями, в которых говорится, что Аденский залив и Красное море — это не только морские логистические ворота для перевалки товаров и ресурсов из Азии в Европу. По морскому дну здесь проложены мощные кабели, обеспечивающие обмен информацией и проведение деловых операций на суммы, кратно превышающие стоимость товаров в трюмах кораблей, проходящих над ними.
Ниже приводится сугубо справочный перечень наибольших кабельных трасс, в толще воды огибающих Йемен и уходящих на север.
IMEWE (India — Middle East — Western Europe) — канал протяженностью 12 тысяч километров, соединяет Саудовскую Аравию, Пакистан, Индию, Египет с Италией и Францией. Полоса пропускания 3,8 терабита в секунду.
FEA (FLAG Europe — Asia) — линия длиной 28 тысяч километров, что, как нитка, соединяет Японию, Южную Корею, Китай, Таиланд, Индию, ОАЭ, Италию, Испанию и упирается в Великобританию. Запущена в 1997 году и оценивается в треть миллиарда долларов.
Подводная кабельная трасса Middle East North Africa (MENA). Одна из самых новых, запущена в 2014-м, имеет протяженность чуть менее 9 тысяч километров и обеспечивает обмен данными между Карачи, Мумбаем и Сицилией на скорости 5,7 терабита в секунду.
Здесь же 15 тысяч километров Europe India Gateway (EIG). Она обеспечивает связность между ОАЭ, Оманом, Индией, Ливией, Францией, Португалией, а конечной точкой значится лондонский Сити. Оптико-волоконная трасса по системе «2+2», 16 телекоммуникационных кластеров стоимостью более 700 млн долларов.
В 1999 году запущен в работу один из крупнейших и самых протяженных подводных кабелей SeaMeWe-3. Умопомрачительные 39 тысяч километров и государственное ожерелье в виде Японии, Австралии, Филиппин, Пакистана, Ирака, Турции, Греции, Португалии и Германии. Рядом проходит брат-близнец SeaMeWe-4, включающий еще и Мьянму с Малайзией.
И это только самые крупные, скоростные и дорогие кабели.
А есть еще G2A (Gulf2Africa) для связи между Оманом и Сомали. RAMAN, соединяющий Иорданию, Оман и Индию. Кувейт, Бахрейн, Катар, ОАЭ и Иран пользуются кабельным мостом Falcon. Последний из построенных — это AAE-1 (Asia Africa Europe — 1), благодаря которому проводятся миллионы банковских операций между Старым Светом и странами континентальной Азии.
Если взглянуть на схему прокладки кабелей, то она достаточно интересна хотя бы тем, что разрозненные пучки и трассы сходятся в единый дата-центр в Джибути. По странному стечению обстоятельств именно здесь давно развернута крупнейшая в регионе военно-морская база США, а именно Кемп-Лемонье — постоянный дом для более чем 5 тысяч солдат и офицеров. Их нахождение здесь и обеспечение надежной бесперебойной работы телекоммуникационного хаба критически важно для десятков стран, входящих в первую двадцатку экономик планеты. И это одна из тоненьких, но чрезвычайно прочных ниточек, что обвивает горло Европы и некоторых стран Азии, — ее при случае выразительно подергивает Вашингтон. Ведь современный телеком — это не просмотр клипов в мобильном телефоне. Современные цифровые технологии связи обеспечивают миллиарды финансовых операций объемом в триллионы долларов в год, и обрыв двух-трех каналов может привести не к банкротству отдельных компаний, а к коллапсу целых государственных экономик. Но, как это часто бывает, в эту игру можно играть вдвоем.
Из перечисленных кабельных мостов как минимум четыре заходят в сам Йемен, а физический маршрут остальных не является секретом для местных военных. Имеются сомнения, что хуситы располагают оборудованием и инструментарием для проведения подводных диверсий, но все это точно есть у иранцев.
Два года назад, когда был совершен теракт на нитках «Северных потоков», и президент В.Путин предупреждал западное сообщество, что этот взрыв открыл крышку пресловутого ящика Пандоры. Потому что отныне все объекты критической подводной инфраструктуры, будь то труба нефтепровода или оптико-волоконный кабель, становятся законной целью в игре без правил. И если на дне Балтики по неизвестным причинам взорвались три газовые трубы, то кто даст гарантию, что однажды где-нибудь в районе йеменского побережья случайно не перетрутся о камни десяток-другой телекоммуникационных линий. В сейчас эту угрозу серьезнее всех восприняли британцы, аврально отправившие военные корабли с водолазами на проверку подводной инженерной инфраструктуры.
Главной причиной самых позорных провалов США в последние годы становились конфликты со странами, которые гарантированно готовы пойти до конца. Так было с Северной Кореей, куда бесцельно сходили две авианосные группы ВМС США, не менее упертыми оказались афганские талибы. Судя по явному нежеланию Пентагона ввязываться в прямую войну в регионе Ближнего Востока, в Вашингтоне и Лондоне пришли к выводу, что в случае критической ситуации у акул Аденского залива могут оказаться очень острые зубы.