О проблемах формирования коалиционного правительства в Пакистане

Вот уже две недели как крупнейшие политические партии Пакистана пытаются сформировать коалиционное правительство после того, как омраченные противоречиями национальные выборы не выявили победителя. Политическая партия бывшего премьер-министра Шахбаза Шарифа, известная как «Пакистанская мусульманская лига – Наваз» (ПМЛ-Н), провела 19 февраля новую встречу с Пакистанской народной партией (ПНП), возглавляемой бывшим министром иностранных дел Билавалом Бхутто Зардари, чтобы обсудить возможность формирования коалиции. Переговоры между двумя традиционными правящими партиями, непримиримыми соперниками партии «Техрик-е-Инсаф» (PTI), начались на прошлой неделе после того, как ПМЛ-Н снова выдвинула Шарифа в качестве кандидата на пост премьер-министра, а Зардари объявил об условной поддержке своей кандидатуры, заявив, что ПНП не войдет в правительство и не займет посты в кабинете министров. ПМЛ-Н, которую, как полагают, поддерживают военные, и ПНП получили 75 и 54 места соответственно. Однако десятки мест юридически оспариваются конкурирующими партиями. Группа независимых кандидатов, поддерживаемых PTI, по-прежнему лидирует: сторонники бывшего премьер-министра Имрана Хана выиграли по крайней мере 93 места из 266 и претендуют на мандат в 336-местной нижней палате парламента, однако этого недостаточно для формирования правящего большинства. Остальные 70 мест в законодательном собрании зарезервированы для женщин и религиозных меньшинств и распределяются на основе пропорционального представительства политических партий по результатам выборов. PTI утверждает, что организованная государством фальсификация выборов лишила ее парламентского большинства. В противном случае она бы получила 180 мест, но правительственные чиновники отрицают обвинения. Шариф сформировал коалиционное правительство с ПНП и впервые стал премьер-министром после того, как Хан был отстранен от должности в результате вотума недоверия в апреле 2022 года после конфликта с военным истеблишментом. Однако администрация Шарифа не смогла эффективно управлять государством и разрешить унаследованные экономические проблемы. PTI объявила 19 февраля, что все поддерживаемые ею успешные независимые кандидаты присоединятся к небольшой парламентской религиозной партии, известной как «Суннитский совет Иттехад», чтобы дать возможность ее сторонникам претендовать на свою долю мест в Национальной ассамблее. Победившим на выборах беспартийным кандидатам зарезервированные места не выделяются. Выступая на совместной пресс-конференции с руководством PTI в Исламабаде, лидер «Суннитского совета Иттехад» Хамид Раза заявил, что обе стороны подписали меморандум и что все дальнейшие инструкции будут исходить от Хана. Критики предупреждают, что даже если партии Шарифа удастся сформировать коалиционное правительство, массовая общественная поддержка Хана предполагает, что пакистанцам надоело вмешательство военных в политику, направленное на то, чтобы помогать клановым партиям, таким как ПНП и ПМЛ-Н, снова и снова возвращаться к власти. Мушахид Хусейн, ветеран и авторитетный член ПМЛ-Н, призвал руководство своей партии уважать мандат PTI как крупнейшей парламентской группы и предупредил, что «любая разношерстная коалиция не сработает и станет верным путем к катастрофе, подобной трагическим последствиям выборов 1977 года». Сенатор упомянул про хаос и насилие, которые последовали за фальсификацией голосования в 1977 году и позволили военным захватить власть и управлять Пакистаном в течение следующего десятилетия. Имран Хан находится в тюрьме с августа 2023 года по ряду спорных обвинений, включая коррупцию, разглашение государственной тайны во время пребывания у власти и фиктивный брак, что не позволяет ему участвовать в выборах. Ни дня кого не секрет, что юридические иски были частью поддерживаемого военными кампании против его партии,  во время которой задерживали лидеров PTI, совершали обыски в их домах и преследовали родственников, что вынудило многих отказаться от членства и уйти из политики. Основные СМИ попали под цензуру, был введен негласный запрет на упоминание имя Хана в эфире. Критический удар был нанесен всего за несколько недель до выборов, когда избирательная комиссия Пакистана своим широко раскритикованным решением запретила PTI использовать свой культовый символ крикетной биты в избирательных бюллетенях в округах, где более 40% населения неграмотно и голосующие полагаются на избирательные символы для идентификации своих кандидатов. Отвечая на критику высокопоставленных правительственных чиновников по поводу их предполагаемого вмешательства в спорные выборы, временный премьер-министр Пакистана Анвар-уль-Хак Какар предупредил, что подобные действия являются нарушением закона. Офис Какара процитировал его заявление о том, что «некоторые элементы» использовали различные уловки, в том числе использование социальных сетей в качестве оружия для шантажа и оказания давления на государственных служащих, чтобы те переключили свою лояльность с государства на «жестокую банду». Премьер-министр не стал вдаваться в подробности и добавил, что власти обязаны защищать государственных служащих при исполнении ими своих конституционных обязанностей, действовать против так называемых «троллей» и обеспечивать им демонстративное наказание. Независимая комиссия по правам человека Пакистана раскритиковала правительство за блокировку доступа в интернет в преддверии и во время выборов, заявив, что такие действия нарушают право людей на демократическое принятие решений, информацию и самовыражение. Некоторые эксперты опасаются, что длительные разногласия в сочетании с тупиковой ситуацией между ПМЛ-Н и ПНП могут привести к аннулированию результатов выборов и введению чрезвычайного положения, как это было в 2007 году. Однако наиболее вероятным является сценарий, при котором беспорядки утихнут, поскольку политики вынуждены сосредоточиться на экономическом кризисе в стране и проблемах в сфере безопасности. Временная реакция постепенно утихнет, как только будут сформированы федеральное и провинциальные правительства и политические партии займутся реальными проблемами в сфере управления.

55.68MB | MySQL:116 | 1,027sec