по материалам Исследовательской службы Конгресса США (CRS)
26 января 2024 года администрация президента США Дж.Байдена объявила, что временно «приостановила» все финансирование Ближневосточного агентства Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), сославшись на утверждения о том, что 12 сотрудников БАПОР были причастны к совершенным 7 октября 2023 года нападениям ХАМАСа (иностранной террористической организации, признанной США) против Израиля. По данным Государственного департамента, приостановка включает в себя примерно 300 000 долларов свободных средств на 2024 финансовый год и чуть более 2,5 млн долларов обязательных, но невыплаченных остатков на 2023 финансовый год. Администрация заявила, что она «крайне обеспокоена» обвинениями и рассматривает «шаги, которые Организация Объединенных Наций предпринимает для их устранения». Некоторые страны-доноры БАПОР также приостановили финансирование, в то время как другие заявили, что продолжат свое финансирование. Арабские государства раскритиковали приостановку финансирования БАПОР. Неназванный высокопоставленный израильский чиновник высказался в поддержку приостановки финансирования и возможного свертывания деятельности БАПОР в Газе, заявив при этом, что его немедленное прекращение «не отвечает интересам Израиля». В ответ на обвинения БАПОР опубликовало публичное заявление, в котором заявило, что оно «немедленно расторгнет контракты этих сотрудников и начнет расследование». Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил, что он «в ужас» от обвинений, и инициировал немедленное расследование Управления служб внутреннего надзора ООН (УСВН), в ходе которого будет рассмотрен призыв БАПОР провести расследование. Параллельно с расследованием УСВН 5 февраля Гутерриш назначил независимую комиссию для проверки механизмов и процедур БАПОР и выпуска окончательного отчета для всеобщего доступа к концу апреля. Генеральный секретарь Гутерриш призвал правительства гарантировать непрерывность операций БАПОР, поскольку оно оказывает «критически важную помощь» 2 млн гражданских лиц в Газе в условиях серьезного кризиса. БАПОР заявляет, что без дополнительных взносов доноров его текущее финансирование закончится в конце февраля. Некоторые агентства ООН и другие международные организации по оказанию помощи и неправительственные организации также призвали правительства стран-доноров возобновить свою поддержку.
БАПОР: обзор
Генеральная Ассамблея ООН учредила БАПОР в 1949 году с временным мандатом по оказанию гуманитарной помощи и защите зарегистрированным палестинским беженцам (5,9 млн человек по состоянию на 2023 год), проживающим на Западном берегу, в секторе Газа, Иордании, Ливане и Сирии. БАПОР предоставляет продовольствие и другие предметы первой необходимости, медицинское обслуживание, образование и другие услуги непосредственно своим бенефициарам в координации с государственными службами, предоставляемыми властями принимающей страны. Около 1,4-1,7 млн из примерно 2,1 млн жителей Газы являются зарегистрированными палестинскими беженцами, и многие десятилетиями полагались на гуманитарную помощь. В отсутствие политической резолюции о статусе беженцев Генеральная Ассамблея регулярно продлевала мандат БАПОР; он истекает 20 июня 2026 года. БАПОР финансируется в основном за счет добровольных взносов правительств, а также за счет регулярного бюджета ООН. Соединенные Штаты в целом поддерживали БАПОР посредством добровольных финансовых взносов, но с годами некоторые директивные органы выражали обеспокоенность по поводу его эффективности и нейтральности. На 2023 год объем финансирования БАПОР составил 1,47 млрд долларов. Гуманитарные условия в Газе и без того были тяжелыми до 7 октября. Нынешний конфликт привел к значительному перемещению населения и повреждению инфраструктуры, десяткам тысяч жертв среди палестинцев и еще более острой гуманитарной ситуации. БАПОР является крупнейшей гуманитарной организацией в Газе и основным поставщиком услуг и непосредственной помощи палестинским беженцам, включая управление временными убежищами для перемещенных лиц, организацию работы мобильных медицинских бригад и распределение продовольствия, воды и других предметов первой необходимости. Интенсивность продолжающихся боевых действий ограничивает способность БАПОР и других гуманитарных организаций оценивать условия и доставлять жизненно необходимую помощь и предметы снабжения. По состоянию на 5 февраля 2024 года с начала боевых действий в октябре было убито 154 сотрудника БАПОР.
Финансирование, надзор и варианты политики в США
Исторически Соединенные Штаты являются крупнейшим финансовым донором БАПОР: с 1950 года общий объем финансирования США превысил 7,1 млрд долларов. Взносы США в основном предоставляются через счет помощи миграции и беженцам (MRA) в ежегодных актах Государственного департамента об ассигнованиях на зарубежные операции и связанные с ними программы (SFOPS). Конгресс обычно не определяет сумму финансирования БАПОР; он перечисляет единовременную сумму на счет MRA, а исполнительная власть распределяет средства в зависимости от гуманитарных потребностей и приоритетов внешней политики США. БАПОР также может финансироваться за счет других счетов и дополнительных ассигнований. В августе 2018 года администрация Д.Трампа впервые объявила о прекращении взносов США в БАПОР, назвав его деятельность «неисправимо ущербной». Администрация Дж.Байдена возобновила финансирование в апреле 2021 года. На данный момент в 2024 финансовом году Соединенные Штаты предоставили БАПОР 121 млн долларов для помощи палестинским беженцам.
Взносы США в БАПОР регулируются различными законодательными условиями и мерами надзора. В разделе 301 (c) Закона об иностранной помощи 1961 года (П.Л. 87-195) с внесенными поправками говорится, что Соединенные Штаты должны предоставлять взносы только в том случае, если БАПОР примет «все возможные меры» для обеспечения того, чтобы никакие взносы не помогали ни одному беженцу, «который участвовал в каком-либо акте терроризма». Кроме того, с 2015 финансового года законопроекты о ежегодных ассигнованиях (последний раздел 7048 (d) П.Л. 117-328) потребовали от Государственного департамента представления Конгрессу отчетов по нескольким пунктам, касающимся БАПОР, до первоначального обязательства о финансировании, включая те, которые связаны с соблюдением в соответствии с разделом 301 (c) и любыми потенциальными нарушениями со стороны сотрудников БАПОР.
Некоторые члены Конгресса регулярно выражали обеспокоенность в рамках законодательного процесса по поводу эффективности и нейтральности БАПОР и поддержали законодательство, направленное на усиление надзора за БАПОР, ограничение финансирования со стороны США и усиление процедур проверки для предотвращения любого перехода к террористам, проверку любых учебных материалов для школ и летних лагерей, находящихся в ведении БАПОР, которые могут вызвать антисемитизм или иное подстрекательство, и изучение определения палестинских беженцев и их «права на возвращение». Другие члены, включая тех, кто выражает озабоченность по поводу некоторых аспектов деятельности БАПОР, утверждают, что деятельность организации имеет решающее значение, и выступают за продолжение или увеличение финансовой поддержки. Перед недавними обвинениями представители администрации Байдена подчеркивали важность гуманитарной помощи для Газы, признавая при этом потенциальные риски перенаправления помощи. Некоторые наблюдатели обсуждают, в какой степени Соединенные Штаты могут ограничить риски перенаправления помощи или нарушения нейтралитета, направляя гуманитарное финансирование другим организациям, помимо БАПОР. Помощник госсекретаря Джульета Вальс Нойес заявила в 2021 году, что, хотя БАПОР необходимо удвоить усилия в некоторых областях для обеспечения своей эффективности и нейтралитета, «единственной жизнеспособной альтернативой БАПОР в этих областях будет ХАМАС».
Конгресс и администрация президента могут рассмотреть следующие отдельные вопросы:
- Финансирование со стороны США. Следует ли отменить приостановку финансирования БАПОР или сделать ее постоянной, включая решения о том, предоставлять ли — и на каких условиях — ранее выделенные средства и /или дополнительные дотации и средства на 2024 финансовый год в соответствии с просьбой президента. Потенциальная поправка Сената к законопроекту о дополнительных ассигнованиях на 2024 финансовый год (S.Amdt. 1388 — H.R. 815) гласит, что ни одно из средств, выделенных законопроектом или предыдущими актами SFOPS, не может быть использовано для взноса, гранта или другой выплаты БАПОР. Государственный департамент заявил, что администрация ожидает, что для Газы будет запланировано дополнительное финансирование в размере 1,4 млрд долларов.
- Расследование БАПОР. Каким образом Соединенные Штаты будут поддерживать и / или контролировать расследование ООН и в какой степени, если таковая вообще будет, они будут проводить свое собственное расследование.
- Возможные реформы БАПОР или альтернативы. Проводить ли реформы БАПОР и / или изучить, могут ли другие гуманитарные организации действовать в качестве альтернативы при оказании гуманитарной помощи и защите палестинским беженцам в Газе, и если да, то каким образом. Государственный секретарь Энтони Блинкен призвал к четкой подотчетности БАПОР, заявив при этом, что функции, которые выполняет БАПОР, «должны быть сохранены, потому что от этого зависит так много жизней».