О новых амбициях Катара на газовом рынке

Объявленные накануне руководством Катара новые амбициозные планы по наращиванию мощностей производства газа свидетельствуют о серьезных намерениях этой страны закрепить свои лидерские позиции, воспользовавшись благоприятной геополитической конъюнктурой.

В частности, Доха анонсировала цель увеличения добычи газа с крупнейшего в мире месторождения «Северное»-«Южный Парс», которое осваивается совместно с Ираном, и имеет суммарные запасы природного более 50 трлн куб. м, в том числе извлекаемые запасы в объеме 35.6 трлн куб. м. При этом извлекаемые запасы катарского месторождения «Северное» оценивались  в 13.5 трлн куб. м газа. По недавнему заявлению министра энергетики Катара С. бен Шарида аль-Кааби, недавние геологические исследования позволили обнаружить дополнительные резервы газа этого месторождения в объеме 6.8 трлн куб. м, что увеличивает общие извлекаемые запасы природного газа Катара с нынешних 49.8 трлн до 56.6 трлн куб. м. При этом, по оценкам компании Qatar Energy, запущенное в начале 2024 года расширение месторождения «Северное» позволит увеличить ежегодное производство сжиженного газа (СПГ) на 60% к началу 2027 года — с текущих 77 млн до 126 млн куб. м. К 2030 году планируется еще более нарастить добычи СПГ на месторождении Северное, доведя его до 142 млн куб. м в год, что будет означать увеличение производства на 85% по сравнению с текущим периодом.

Одновременно с усилиями в сфере геологоразведки, что ведет к постепенному наращиванию объемов производства газа, Катар заметно активизировал свои усилия на экспортных рынках. Наряду с традиционным доминированием на азиатских рынках, где основными клиентами катарского газа являются Китай, Япония и Южная Корея, Доха стремится укреплять свое лидерство на европейском рынке, воспользовавшись конфликтом на Украине и ограничением поставок российского газа и нефти в Европу, используя в качестве маркетинга сжиженное голубое топливо как наиболее экологическое.

В конце 2023 года Дохе удалось заключить новые долгосрочные контракты на поставку СПГ для резервуаров Shell в Нидерландах и для французской Тotal. По итогам прошлого года, из совокупных объемов экспорта СПГ в размере 77 млн тонн, доля европейского рынка составила почти 20%, при том, что по-прежнему 80% катарского газа поступает на азиатские рынки, где крупнейшим потребителем является Китай.

Также, Доха предпринимает шаги для закрепления своей доли на других, не традиционных для себя газовых рынках Азии. В частности, в январе с. г. с индийской компанией Petronet был заключен первый контракт на ежегодную поставку 7.5 млн тонн СПГ в Индию на долгосрочный период в 20 лет. Первые поставки по этому контракту ожидаются в середине 2028 года. Также Доха договорилась с американскими поставщиками о совместном ежегодном экспорте 1.5 млн тонн сжиженного газа в Бангладеш по долгосрочному контрактному обязательству сроком на 15 лет.

Примечательно, что расширение производства газа сопровождалось одновременным заключением новых контрактов на поставки этих новых объемов сырья. В частности, такие контракты были сразу же согласованы с китайскими и европейскими нефтехимическими гигантами, что говорит о повышенном спросе на катарское топливо.

Таким образом, анализ предпринимаемых Катаром шагов на газовом треке позволяет предположить, что Катар твердо нацелен закреплять свое лидерство наряду с США, Россией и Австралией в качестве одного из лидеров именно на рынке сжиженного газа, стремясь неизменно модернизировать систему добычи и производства газа с учетом передовых технологий и требования повестки устойчивого развития и экологических стандартов. Примечательно, что по итогам 2022 года США впервые обогнали Катар, став первым в мире экспортером СПГ, ориентировав свои потоки на европейские рынки, чтобы восполнить спрос, возникший в результате сокращения поставок российского газа. На европейском рынке СПГ по итогам 2022 года Катар также занял второе место после США, поставив в ЕС 20 млрд куб. м газа против 37.4 млрд американского СПГ, поставленного преимущественно через французские терминалы. В долгосрочных планах Катара до 2030 года – перебить эту тенденцию и вернуть себе место глобального лидера на рынке СПГ, особенно на европейском рынке.

Оборотной стороной масштабных экспансионистских действий Катара (и других крупных поставщиков) на глобальном рынке СПГ стала корректировка цены, которая после резкого скачка в 2022 году и соответствующего увеличения предложения, сегодня вновь вернулась к прежним значениям, даже в Европе.

Другим фактором сдерживания для поставок катарского газа в обозримой перспективе, по крайней мере в текущем году, может стать ситуация с активизацией йеменских хуситов в акватории Красного моря. В середине января с. г. в разгар активизации воздушных ударов США и их союзников по позициям хуситов в Йемене, компания Qatar Energy приостановила отправку как минимум четырех своих танкеров в Европу через Красное море в целях безопасности, перенаправив их в обход, через Южную Африку.

Тем не менее, невзирая на падение мировых цен на газ и другие факторы риска, в том числе геополитические, долгосрочная стратегия Катара состоит в неизменном наращивании производства газа. Катар не намерен пережидать, и даже находясь в нынешних невыгодных с точки зрения доходности условиях не хочет отставать от конкурентов и будет стремится укреплять свои позиции на рынках стран-импортеров. Данная стратегия связана также с долгосрочным прогнозированием, поскольку по мере реализации глобального «зеленого перехода», рассматриваемого как часть глобальной экономической трансформации, существуют риски постепенного замещения природного газа, в том числе сжиженного, альтернативными источниками энергии, за счет их удешевления либо введения заградительных тарифов против углеводородного сырья. Такие перспективы диктуют необходимость ускоренной реализации имеющегося предложения газа, даже в условиях относительно низких цен и доходности.

55.57MB | MySQL:108 | 0,604sec