О желании Алжира превратить ФСЭГ в «газовую ОПЕК»

Алжирское руководство готовится призвать представителей Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ) к превращению пока что этой полуформальной структурой в полноценную «газовую ОПЕК». Это должно позволить ее участникам оказывать влияние на формирование цен на голубое топливо.

2 марта в Алжире должно состояться очередное заседание представителей ФСЭГ, объединяющего 19 государств, производящих голубое топливо.

К этому событию руководство АНДР готовится особенно тщательно. Оно рассчитывает добиться одобрения оформления данной структуры с полуформальным, и мало к чему обязывающим статусом в полноценную организацию.

Цель – получение контроля за добычей природного газа и рычагов для его ценообразования. К этому Алжир подвигают резкие колебания его стоимости за последние годы. И прежде всего – ее рекордное снижение в начале 2024 года до уровня 2021 года.

Это угрожает стабильности Алжира в целом. Так, его руководство, окрыленное резким ценовым взлетом газа в 2022 году, вызванным украинским кризисом, заметно увеличило собственные расходы. В результате государственные бюджеты АНДР 2023 и 2024 годов по своим объемам стали рекордными. В том числе их формирование делалось с расчетом на более высокие газовые цены. Причем заложены эти бюджеты с весьма серьезным дефицитом.

Дело в том, что алжирское руководство пытается с помощью газовых сверхприбылей превратить свою страну не просто в первое государство Магриба, а и в настоящий центр африканского континента и даже в сверхдержаву арабо-мусульманского мира.

Для этого лидеры АНДР тратят многие миллиарды долларов. В условиях возобновленного в ноябре 2020 года Западно-сахарского конфликта против Марокко, который Алжир ведет, поддерживая Фронт ПОЛИСАРИО, его расходы на армию все увеличиваются.

Кроме того, все больше средств уходит на прямой подкуп симпатий руководства африканских стран, что Алжиру необходимо для одобрения его международных амбиций, включая получение статуса постоянного члена Совбеза ООН.

Также немало денег требуется для трат на растущие потребности все более увеличивающегося алжирского населения. В частности – на инфраструктуру, решение усугубляющегося водного кризиса, строительство жилья, дорог и т.п.

И, наконец, Алжиру заметно не хватает инвестиций для модернизации своего газодобывающего сектора и более серьезного наращивания производства голубого топлива.

Несмотря на заметно выросший в связи с известными украинскими событиями интерес на Западе и не только к алжирскому газу, ожидаемых руководством АНДР вложений в него так и не последовало.

Своих же денег не хватает и на перечисленные выше потребности, которые, судя по всему, президент страны Абдельмаджид Теббун и стоящие за его спиной военные считают более важными, чем кормящая страну газовая отрасль.

Единственным выходом в связи с этим алжирское руководство видит в достижении договоренностей добывающих газ стран относительно объемов производства и формирования на него цен.

Для этого, кажется, у них есть все необходимые условия. Так, входящие во ФСЭГ государства контролируют 44% мирового газового производства и 53% трубопроводов для транспортировки голубого топлива. И, что особенно весомо в плане попытки возможного установления ценового контроля – они обладают 71% всех мировых газовых запасов.

Более того – в случае достижения договоренностей относительно установления квот добычи газа с целью формирования более высоких, чем сейчас, цен на него, к «газовой ОПЕК» вполне могут примкнуть и другие государства. Особенно те из них, кто в обозримой перспективе физически не в состоянии самостоятельно нарастить газовый экспорт.

Впрочем, как представляется, алжирские стремления даже в текущей ситуации пока что труднореализуемы. С одной стороны, кажется, что все члены ФСЭГ заинтересованы в воплощении в жизнь идей Алжира относительно превращения данной структуры в «газовую ОПЕК».

Но с другой стороны, «есть нюансы», препятствующие этому. В частности, от государств, планирующих в обозримом и даже ближайшем будущем заметно нарастить свое газовое производство.

Например, тот же Катар, рассчитывающий при помощи прежде всего западных инвестиций заметно увеличить уже в 2025 году производство СПГ.

Соответственно, при наличии у него газовых месторождений, позволяющих и дальше наращивать выпуск голубого топлива, связывать себя какими-то квотами видится контрпродуктивно.

Что же касается упущенной выгоды от отсутствия ценового контроля, то Доха вполне может не только восполнить ее, но и с лихвой компенсировать за счет наращивания экспортных объемов СПГ.

И, наконец, одобрение Дохой попытки формирования полноценной «газовой ОПЕК» способно осложнить ее отношения с западными партнерами. От которых она зависит в том числе по обороне.

В связи с этим заметим: мысли относительно создания «газовой ОПЕК» не являются алжирским эксклюзивом. Подобные идеи высказывались и раньше. Но как раз в том числе из-за позиции Катара они не воплощались в  жизнь.

Правда, следует оговориться, что теперь позиции Катара и Алжира, в том числе по газовым вопросам заметно сблизились. И исключать того, что теперь Доха на определенных условиях не согласится на формирование «газовой ОПЕК», не следует.

Тем более, что один из главных гарантов его безопасности – США – отнюдь не против подобных изменений, которые позволят Вашингтону заметно увеличить его газовые доходы. С одной стороны, он получит при таком раскладе выгоду от увеличения газовых цен. А с другой стороны как государство, не входящее во ФСЭГ, а стало быть, не связанное с данной структурой обязательство, обладающее крупными и в полной мере не задействованными источниками газа, сможет заметно нарастить свое производство голубого топливо и «навариться» на этом вдвойне.

Впрочем, конечное решение данного вопроса не только за Катаром. Свои соображения и сомнения на этот счет имеются и у остальных государств ФСЭГ. И, как представляется, рано или поздно идея превращения данной структуры в «газовую ОПЕК» станет реальностью. Однако вряд ли это произойдет именно на «алжирских» условиях.

Причем вынашивание подобных мечтаний лидерами АНДР косвенно сигнализирует о том, что, в обозримой перспективе они явно не смогут заметно нарастить объем своего газового производства. В том числе потому, что им не удалось заручиться договоренностями с Западом о проведении качественной модернизации алжирской газовой отрасли на своих условиях.

Потому А.Теббун и пытается спасти свою страну установлением «справедливых» газовых цен. Однако расчеты на это выглядят опрометчивыми. Вместо этого Алжиру необходимо жить по средствам и не гоняться за фантомами международного величия. История показывает, что в противном случае это кончается очень плохо.

55.45MB | MySQL:108 | 0,658sec