О негативных последствиях выборов в Пакистане на фоне проблем в экономике

После всеобщих выборов 2024 года в Пакистане возникли серьезные внутриполитические разногласия. Результаты были отголоском прошлых выборов с обвинениями во вмешательстве истеблишмента, манипулировании выборами и краже мандатов. Многие местные политические обозреватели выразили глубокую обеспокоенность последствиями выборов. Имеется общий экспертный консенсус в том, что демократия сталкивается с критическими вызовами, связанными с распадом демократических институтов и ухудшением конституционных стандартов. Доверие общественности к демократии подрывается пропагандой и дезинформацией. Тем не менее, результаты выборов были предсказуемыми и неудивительными, несмотря на высокий уровень драматизма. Опросы Gallup в Пакистане показали, что пакистанцы испытывают беспрецедентное разочарование в связи со многими экономическими, политическими вызовами и проблемами безопасности, которые угрожали стабильности страны в преддверии выборов. Согласно опросам, пакистанцы были более пессимистичны в отношении экономики, чем за последние 18 лет, из-за высокой инфляции и цен на энергоносители. Кроме того, семь из десяти пакистанцев не были уверены в честности выборов, что означает резкое понижение  этой цифры за последние годы. В этих сложных условиях нарративы, выступающие против истеблишмента и действующей власти, имели больше шансов на успех в опросах.  В действиях после выборов наблюдалось тревожное сходство с теми событиям, которые им предшествовали. Высшие политические лидеры страны, без участия PTI во главе с Имраном Ханом, вели секретные переговоры друг с другом, чтобы определить, как будет выглядеть будущая структура правительства, а военные контролировали этот процесс. Из выборов можно сделать четыре важных вывода.

Во-первых, PTI превратилась в мощную электоральную силу. Она вышла за рамки своей истории как поддерживаемой военными антидинастической третьей стороны, которая ранее вмешивалась в национальную политику по указке военного истеблишмента.

Во-вторых, династические партии, PML-N и PPP переживают снижение своего политического влияния после того, как столкнулись с последствиями сопротивления существующему положению дел. Правящая коалиция столкнется с серьезными трудностями в преодолении общественного представления о том, что ими полностью манипулируют военные,   выступающих против PTI.

В-третьих, демократия в Пакистане, возможно, продвинулась вперед благодаря большему количеству женщин и молодежи, участвующих в избирательном процессе, но ей по-прежнему не хватает политической зрелости победителей, которые вступают в контакт со своими оппонентами, и проигравших, которые мирно уходят. Более того, демократия будет оставаться слабой до тех пор, пока политические партии и их лидеры не научатся вести себя так, чтобы не подрывать демократические институты, которые служат основой их официальной власти.

В-четвертых, выборы в очередной раз высветили противоречия в гибридной системе, где фактические полномочия по принятию решений находятся вне политической системы. Несомненно, Пакистану необходимо выйти из тени военных и дать возможность гражданскому управлению процветать, чтобы полностью раскрыть свой потенциал. Тем не менее, выборы 2024 года не изменят того факта, что Пакистан в обозримом будущем останется гибридным режимом. И переход от авторитаризма к демократии остается непрерывным и неопределенным процессом. Важно отметить, что теперь, когда выборы завершились, еще большую тревогу вызывает то, что предварительный прогноз Gallup в Пакистане может сбыться — реформы будут затруднены без народного мандата для того, кто победит на выборах, и что политические волнения, вызванные лишением избирателей избирательных прав, могут усилить нестабильность в краткосрочной перспективе. Эта мрачная ситуация может еще больше сдерживать иностранные инвестиции. Пакистану необходимо развивать свою экономику и обратить вспять свое ухудшающееся состояние в долгосрочной перспективе.

После неспокойного периода выборов в Пакистане правительству, избранному после 8 февраля 2024 года, придется иметь дело с острой проблемой внешнего долга Пакистана. Внешние долговые обязательства Пакистана кажутся скромными. По оценкам Государственного банка Пакистана, к середине 2023 года они составят 124,5 млрд долларов США, или 42% ВВП. По международным стандартам это невысоко, но ежегодных валютных поступлений страны от экспорта недостаточно для оплаты импорта. В 2022-2023 годах дефицит текущего счета Пакистана составил 30,5 млрд долларов США без учета денежных переводов. Почти 90% этого долга было покрыто за счет денежных переводов пакистанцев, работающих за границей, а остальное в основном за счет новых иностранных заимствований. Как полагают британские эксперты, внутренние проблемы будут препятствовать увеличению экспортных поступлений в 2024 году. Например, текстиль является основным экспортным товаром Пакистана, но производители текстиля массово закрывают производство, поскольку рост цен на электроэнергию резко снизил их способность производить продукцию на экспорт в 2023 году. Проводимые Федеральным агентством расследований в 2023 году меры по борьбе с нелегальными торговцами иностранной валютой стабилизировали официальный обменный курс пакистанской рупии к доллару США, но также отбили у пакистанских рабочих-экспатриантов желание переводить свои заработки  в Пакистан по официальным каналам.

Поскольку доходы от экспорта вряд ли увеличатся, пересмотр сроков выплат по внешнему долгу станет неотложной задачей для правительства Пакистана после выборов в феврале 2024 года. Правительству придется вести переговоры со многими различными заинтересованными сторонами. В последнем ежеквартальном отчете Государственного банка Пакистана указаны эти заинтересованные стороны. Из внешнего долга в размере 128,1 млрд долларов США в сентябре 2023 года 99,1 млрд долларов США приходится на внешний долг правительства Пакистана и государственных предприятий. Из них правительство задолжало 37,1 млрд долларов многосторонним институтам, включая Всемирный банк и Азиатский банк развития. Как правило, это долгосрочный и льготный долг под низкие проценты, подлежащий погашению в течение 15-30 лет относительно небольшими траншами. Правительство Пакистана задолжало Международному валютному фонду (МВФ) еще 7,8 млрд долларов США. Исламабад также приобрел новый долг, причем не на льготных условиях. Имеется в виду форма продажи сукук — исламского финансового сертификата — и еврооблигаций — долгового инструмента в иностранной валюте. Новый долг составляет 7,8 млрд долларов США, возможно, подлежащий погашению на разных сроках в 5, 10 и 30 лет, но, вероятно, по значительно более высоким процентным ставкам. Существуют также обязательства в иностранной валюте в результате договоренностей с банками Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Государственным валютным управлением Китая (SAFE). В последние годы SAFE согласилась помочь Пакистану, разместив часть своих средств в Центральном банке Пакистана, а также распределив некоторые свопы и специальные права заимствования на общую сумму 11,7 млрд долларов США. Оставшаяся часть, 18,1 млрд долларов США, составляет внешний долг пакистанских банков и частных предприятий. Таким образом, у правительства Пакистана остается 37,9 млрд долларов внешнего долга, из которых 6,1 млрд долларов — неуказанные «коммерческие займы», а 26,1 млрд долларов — «другие двусторонние займы».

Мало что известно о «других двусторонних займах». Многие из них, возможно, были предоставлены финансовыми учреждениями Китая для финансирования проектов, которые китайские компании реализовывают в Пакистане в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь». Эти проекты являются частью двусторонней программы развития инфраструктуры Китайско–пакистанского экономического коридора (КПЭК) с 2014 года. Финансовые детали КПЭК неясны. Пакистан, возможно, является крупнейшим в мире местом реализации проектов «Один пояс, один путь», и ожидается, что КПЭК будет стоить 62 млрд долларов США. Китайский глобальный инвестиционный трекер показывает, что Пакистан получил инвестиции в компании на сумму 16 млрд долларов США и контрактные работы на сумму 51,2 млрд долларов США в период с 2005 по 2023 год. Напротив, AidData выявила, что совокупный валовой долг Пакистана перед Китаем за 2000-2021 годы составил 67,2 млрд долларов США, утверждая, что Пакистан занижал свой совокупный долг перед Всемирным банком на сумму 45,9 млрд долларов США. AidData объясняет общие причины, по которым страны-получатели занижают информацию о своем долге Китаю. Один из них заключается в том, что долг поступает в страну в виде прямых иностранных инвестиций из Китая, финансируемых в виде займов китайским компаниям или дочерним компаниям-оболочкам, которые строят, изначально владеют и управляют инфраструктурными проектами в странах-получателях. В случае Пакистана многие из этих компаний являются независимыми производителями электроэнергии, которые поставляют электроэнергию государственным региональным компаниям по распределению электроэнергии Пакистана. Это строительство позволило исключить новые долги из кредитного портфеля правительства страны-получателя. Но правительство Пакистана разделяет ответственность за внешний долг независимых производителей электроэнергии. Они получают доход в пакистанских рупиях, но обязаны обслуживать свой долг перед зарубежными кредиторами в иностранной валюте.

Оценка МВФ в 25 млрд долларов США для удовлетворения потребностей Пакистана в обслуживании долга в 2023-2024 годах основана на его отчетности  о внешнем долге страны.  Центральный банк Пакистана ожидает, что в 2023-2024 годах будет пролонгировано в общей сложности 11,3 млрд долларов США. В государственном бюджете Пакистана на 2023-2024 годы ожидается получение 1,5 млрд долларов США от продажи сукук и еврооблигаций и 4,6 млрд долларов США от новых коммерческих займов. Но всего этого явно недостаточно. В свете сохраняющегося отрицательного торгового баланса новому правительству Пакистана придется в срочном порядке начать переговоры о реструктуризации части внешнего долга, подлежащего выплате в течение 2024 года. Китай, вероятно, будет ключевой частью этих усилий. Учитывая текущие трудности в финансовом секторе Китая, пакистанским переговорщикам может быть трудно ожидать уступок от Китая. Уступки Китая в реструктуризации долга Шри-Ланки в октябре прошлого года были бы поводом для сдержанного оптимизма, если бы не вероятность того, что выплаты Пакистана Китаю, связанные с долгом, вероятно, превысят выплаты Шри-Ланки.

55.72MB | MySQL:116 | 0,525sec