Египет заказал технико-экономическое обоснование еще одного расширения Суэцкого канала, чтобы облегчить движение по жизненно важному водному пути, по которому проходит 12% мировой морской торговли. Усама Раби, председатель Управления Суэцкого канала (SCA), заявил 3 марта, что двум международным компаниям в настоящее время поручено провести технико-экономическое обоснование проекта, который превратит однополосные участки в двухполосные переходы. «Мы изучили полное удвоение Суэцкого канала, и пока полного удвоения канала нет, поскольку в Суэцком канале все еще 80 километров, которые не были удвоены, в том числе 50 километров на севере и 30 километров на юге», — заявил Раби во время ежегодной Международной конференции по морскому транспорту и логистике (MARLOG). Он добавил, что проект направлен на удвоение судоходного канала в районе Великих озер на 10 километров, чтобы соединить его с Суэцким каналом. Длина расширенного Суэцкого канала составит 82 километра вместо 72 километров, чтобы увеличить количество судов, пояснил он. Идея проекта возникла с тех пор, как контейнеровоз перекрыл Суэцкий канал в 2021 году на шесть дней, остановив движение по кратчайшему судоходному маршруту между Европой и Азией. Раби в прошлом году заявил, что проводится расширение еще на 10 км в дополнение к расширению и углублению водного пути на 30 км для облегчения двустороннего движения. Доходы от Суэцкого канала упали вдвое в январе по сравнению с аналогичным периодом прошлого года после нападений хуситов на судоходство по Красному морю после начала войны Израиля против ХАМАСА в секторе Газа 7 октября 2023 года, сказал Раби. Нападения хуситов вынудили многочисленные коммерческие суда, проходящие через Суэцкий канал и Баб-эль-Мандебский пролив, выбирать альтернативные и гораздо более длинные маршруты вокруг мыса Доброй Надежды в Южной Африке, что привело к серьезным изменениям и задержкам. Около 12% мирового судоходства проходит через Суэцкий канал, который является основным источником валютных поступлений для Египта. В 2015 году Египет завершил проход новой 35-километровой полосы вдоль участка канала под названием «Новый Суэцкий канал». Проект обошелся в 8,2 млрд долларов и является одним из нескольких мега-проектов, запущенных Абдель Фаттахом ас-Сиси с тех пор, как он стал президентом АРЕ в 2014 году. Он пообещал, что это увеличит доходы канала и облегчит экономические проблемы Египта. Египетские проправительственные СМИ 3 марта распространили заявление Раби, утверждая, что проект 2015 года увеличил доходы канала с 4 млрд долларов в 2015 году до 9 млрд долларов в 2023 году. Но исследование аналитического центра Альтернативных политических решений при Американском университете в Каире, опубликованное в августе, показало, что проект 2015 года не увеличил доходы канала, как ожидалось. В то время как доходы увеличились, выросли и расходы, включая заработную плату и налоги, говорится в сообщении. Компания назвала увеличение соотношения затрат к доходам негативным показателем прибыльности проекта за последние девять лет. «Этот коэффициент показывает прибыльность конкретного проекта и эффективность его управления: чем ниже коэффициент, тем прибыльнее будет проект, и наоборот. В данном случае соотношение высокое, что указывает на то, что расходы растут быстрее, чем доходы», — говорится в заключении исследования со ссылкой на данные SCA. Расследование, проведенное веб-сайтом по проверке фактов Saheh Masr 3 марта, показало со ссылкой на данные Центрального банка, что только часть доходов достигла общего бюджета Египта. Например, в 2022 году государственный бюджет получил 3,8 млрд долларов из 7 млрд долларов общих доходов от канала. Местные эксперты в этом контексте указывают на то, что попытки расширить пропускную способность канала полностью укладывается в нынешние лихорадочные усилия Каира по привлечению доходов в бюджет. В том числе и в рамках очень непрозрачных сделок по продаже нескольких египетских потенциальных курортных зон ОАЭ и КСА.
В этой связи они указывают, что, несмотря на официальную поддержку Египтом последней сделки по продаже Рас аль-Хикмы с ОАЭ, остаются вопросы, хотя Египет рассчитывает на то, что это поможет ему выйти из экономического кризиса. Платежи и проценты по внешнему долгу, которые в этом году превышают 42 млрд долларов, и они должны быть выплачены, чтобы кредиторы не потребовали все свои платежи в случае возникновения трудностей с погашением. Необходимо обеспечить импорт товаров, будь то для удовлетворения потребностей в продовольствии или энергии, и, по данным Статистического управления, стоимость этого импорта достигла 81 млрд долларов, несмотря на трудности с импортом. Даже если власти запретят импорт некоторых товаров, таких как автомобили и товары длительного пользования, как сообщается, 75% этого импорта необходимы, например сырье, производственные потребности и топливо. Без их предоставления пострадает экспорт, как это было в прошлом году. Импорт услуг достиг около 13 млрд долларов в прошлом финансовом году (2022-2023), а также прибыль иностранных компаний, работающих в Египте, которые просят о репатриации в страны их происхождения, составившая 12,5 млрд долларов в прошлом финансовом году, несмотря на трудности, с которыми они столкнулись. Задержка с выводом этих прибылей приводит к тому, что прямые и даже косвенные инвестиции не спешат поступать в Египет, несмотря на то, что проценты по государственному долгу в последнее время достигли более 28%. Сделка с ОАЭ рассматривается как спасательный круг, который может остановить безумный рост обменного курса доллара на черном рынке, который превысил 70 египетских фунтов. Курс сейчас упал ниже 50 египетских фунтов по сравнению с 30,9 египетскими фунтами на официальном рынке. Согласно официальным заявлениям, правительство Египта уже получило 10 млрд долларов в рамках сделки, которая, по сути, представляет собой пакет мер по спасению режима президента Абдель Фаттаха ас-Сиси со стороны КСА и ОАЭ.
Что делает спорную сделку еще более подозрительной, так это расхождения относительно ее фактической стоимости, оцениваемой в 35 млрд долларов. В рамках этой сделки Abu Dhabi Development Holding Company (ADQ) приобрела права на разработку крупного проекта на полуострове Рас аль-Хикма на средиземноморском побережье Египта к западу от Александрии. В рамках проекта будут построены жилые, коммерческие, развлекательные и туристические объекты, а также инвестиционная зона площадью 170,8 млн кв. м. Реальная стоимость сделки составляет всего 24 млрд долларов, что соответствует стоимости земли, выделенной под проект, в дополнение к 35% прибыли. Оставшиеся 11 млрд долларов составляют сумму депозитов ОАЭ, хранящихся в Центральном банке Египта. Каиру не придется возвращать эту сумму в долларах, деньги ОАЭ будут выплачены в египетских фунтах.
Второй вопрос касается цены за квадратный метр в одном из самых красивых мест на средиземноморском побережье. Она составляет около 4300 египетских фунтов за квадратный метр (140 долларов), что является низким и необоснованным показателем в туристическом и высококлассном инвестиционном центре. Более того, в контракте, объявленном премьер-министром Египта Мустафой Мадбули, не уточнялся характер, метод или дата получения египетским правительством 35% прибыли от проекта, который, как ожидается, начнется в начале 2025 года. Также неясно, будут ли эти прибыли разовыми или ежегодными выплатами, и как будут проверяться счета компании и уровни прибыли. Экономический эксперт и бывший председатель Совета директоров газеты «Аль-Ахрам» Ахмед аль-Сайед аль-Наджар написал под заголовком «Рас аль-Хикма: начало серии распродаж национальных земель», что такого рода сделки являются уловкой «неэффективного правительства», которое строит свою экономическую стратегию на продаже государственных активов. Согласно веб-сайту Orouba 22, он сравнил сделку с концессионным договором 19 века о Суэцком канале.
Эксперты также ставят под сомнение целесообразность и приоритетность инвестиций в туризм и недвижимость по сравнению с их сельскохозяйственными и промышленными аналогами. По данным Центрального агентства общественной мобилизации и статистики, Египет уже перенасыщен огромными проектами в сфере недвижимости и туристическими курортами с примерно 2 млн многоквартирных домов. К востоку от Каира есть новая административная столица, которая все еще не готова, и есть новый город Аламейн на севере, не говоря уже о снижении доходов от туризма из-за напряженности в Газе и на Красном море, а также о том факте, что Египет принял менее 14,9 млн туристов в 2023 году. Что еще более противоречиво, так это подписание ас-Сиси указа, опубликованного в «Официальном вестнике», № 55 от 2024 года, в первой статье которого оговаривается: «Выделение земельного участка из частной государственной собственности площадью [170,800,000] квадратных метров в районе мухафазы Матрух в соответствии с прилагаемой табличкой и таблицей координат в пользу Нового органа городских сообществ, который будет использоваться для основания нового города Рас аль-Хикма, передача его с земель, принадлежащих вооруженные силы». Это означает, что проданная земля принадлежала египетской армии, хотя неясно, как она была выделена военным в первую очередь.
По поводу этой сделки возникает еще несколько вопросов. Получит ли египетское военное ведомство деньги за землю и из прибыли? Или все пойдет в государственную казну? В более широком плане, каков размер и стоимость земли, принадлежащей армии? Это вопросы напрямую касаются экономической системы армии, количества ее компаний и размера ее финансового портфеля. Ас-Сиси ранее оценивал долю Вооруженных сил АРЕ в египетской экономике в 1,5-2%. Однако неофициальные оценки подтверждают увеличение ее доли, превысившей 60%, после военного переворота в июле 2013 года. С тех пор армия стала заниматься производством железа и цемента, детских смесей, лекарств и школьного питания, а также продажей мяса, продуктов питания и электроприборов, а также строительством отелей, клубов и автозаправочных станций. Согласно оценкам, опубликованным Всемирным банком, 60 компаний, связанных с армией, работают в 19 отраслях из 24, перечисленных в таблице отраслевой классификации.
Сомнения, по словам оппонентов, распространяются на возможность того, что проект Рас аль-Хикмы является прикрытием для военно-морской базы ОАЭ на побережье Средиземного моря, учитывая, что планы проекта включают строительство двух морских портов и международного аэропорта. Это побудило премьер-министра Египта отрицать наличие в контракте какого-либо пункта, затрагивающего суверенитет Египта. Однако один египетский писатель, живущий за границей, Гамаль Султан, поинтересовался в Facebook, почему правительство не публикует контракт, чтобы люди могли его увидеть, вместо того, чтобы оставаться в режиме защиты, отрицая все обвинения по поводу его содержания. Позиция оппозиции, которая скептически относится к целям и осуществимости проекта, подкрепляется тем фактом, что он не был представлен представителям египетского парламента и палат Сената. Кроме того, не был объявлен график ее реализации, равно как и штрафы, если ОАЭ нарушат ее условия, не говоря уже о том факте, что не было запрошено одобрения у 25 000 жителей региона, которым не была предложена финансовая компенсация.
Правительство Египта скрывает условия контракта. Правовые рамки владения землей по-прежнему неясны, является ли это постоянное владение или владение с системой узуфрукта. Кроме того, неизвестна справедливая цена за квадратный метр в этом районе, равно как и сумма компенсации жителям, которые отказываются переезжать. Нет сомнений в том, что присутствие ОАЭ в качестве второй стороны контракта стало источником многих опасений для египтян, особенно с учетом ускоряющихся темпов приобретения Абу-Даби чувствительных египетских активов в нескольких жизненно важных секторах, не в последнюю очередь в судоходстве, морском транспорте и логистических услугах.
Abu Dhabi Ports Alliance (региональный конкурент компании Suez Canal Company) ранее подписал соглашения о реализации проектов, которые включают управление доками и судовыми терминалами в портах Шарм-эль-Шейх, Хургада, Сохна и Сафага. С добавлением Рас аль-Хикмы в список портов, находящихся под контролем ОАЭ, Абу-Даби свяжет порты Красного моря и Средиземного моря, что ужесточит его контроль над египетскими портами, с одной стороны, и выведет Суэцкий канал из конкуренции с портами ОАЭ, с другой. За последние несколько лет ОАЭ приобрели пять банков в Египте, Abu Qir Fertilizers and Chemical Industries и Egypt Fertilizer Production MOPCO (две наиболее важные компании в секторе удобрений), а также Alexandria Container and Cargo Handling. Кроме того, компания приобрела долю в компании электронных платежей Fawry, нескольких крупных отелях и больницах, а также двух крупнейших сетях лабораторий, а именно Al-Burj и Al-Mokhtabar. Египетский экономический эксперт на условиях анонимности предположил, что проект Рас аль-Хикма, вероятно, планировался как конкуренция саудовскому проекту Неом на Красном море. Или это может быть попыткой заблокировать сближение между Египтом и Турцией. Он обосновал это тем фактом, что проект был передан непосредственно эмиратской организации, без объявления глобального тендера.