Турецкий средневысотный разведывательно-ударный БПЛА палубного базирования «Байрактар-ТВ3»

Согласно полученной информации, турецкая компания Baykar Makina начала разработку средневысотного разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата палубного базирования под обозначением «Байрактар-ТВ3» в 2021 г. из расчета базирования данного аппарата на универсальном десантном корабле ВМС Турецкой Республики «Анатолия» (бортовой номер L400) одновременно с другими беспилотниками.

Кроме того, необходимость в создании «увеличенной версии Байрактара ТВ2» была определена по результатам анализа боевого применения БПЛА в ходе боевых действий в Сирии, Ливии, а также в Нагорно-Карабахском конфликте. Дополнительные ценнейшие сведения были получены турецкими специалистами в рамках российско-украинского вооруженного конфликта.

Турецкие специалисты на примере российской  специальной военной операции на Украине смогли убедиться, что в условиях присутствия зенитно-ракетных комплексов средней и большой дальности типа «Бук-М2, М3» а также С-300 разных модификаций БПЛА типа «Байрактар ТВ2» не способны выполнять задачи по предназначению, поскольку не отличаются малой радиолокационной заметностью. Достоверно известно, что турецкие конструкторы работают над подвесными контейнерными системами радиоэлектронного подавления, предназначенными для защиты разведывательно-ударных БПЛА от ПВО.

Однако опыт российско-украинского вооруженного конфликта показывает, что даже истребители поколения 4++ не имеют защиты от дальнобойных ЗРК, поскольку энергетические возможности системы электропитания самолета не обеспечивают необходимую мощность для излучения столь интенсивных помех в отношении наземных РЛС наведения или управления огнем.

Руководство компании и представители министерства оборонной промышленности смогли ознакомится с полнофункциональным образцом «Байрактара ТВ3» в марте 2023 г. в рамках закрытой презентации, проведенной компанией Baykar Makina на своей летно-испытательной баз, расположенной на северо-западном побережье страны около города Tekirdag.

Впервые вниманию широкой общественности предсерийный образец «Байрактара ТВ3» был представлен на выставке Teknofest, проведенной в Стамбуле в период с 27 апреля по 1 мая 2023 г.  В период с 27 октября по 21  декабря 2023 г. данный аппарат выполнил 13 контрольно-испытательных полетов общей продолжительностью 32 часа, протяженность которых составила 5700 км.  Известно, что продолжительность 4-го полета составила 6 часов, а 12-й полет продлился 12 часов.

В отношении «Байрактар ТВ3» известно, что при длине 8,35 м, высоте 2,6 м. и размахе крыла 14 м максимальная взлетная масса составляет 1450 кг, из которых 280 кг приходится на полезную нагрузку, для размещения которой предназначено 6 внешних точек подвески. С учетом перспективной эксплуатации  над акваториями Черного и Средиземного морей корпус выполнен из материалов стойких к соляной коррозии в условиях высоких температур и влажности.

Благодаря тубодизельному двигателю модели PD-170 и трехлопастному винту «Байрактар ТВ3» развивает максимальную скорость 296 км/ч.  Крейсерская скорость составляет 231 км/ч. PD-170 является копией силовой установки Centurion 2.0S от немецкой компании Thielert Aircraft Engines (выкуплена китайской авиапромышленной корпорацией AVIC-1).

При рабочем объеме 2,1 литра, максимальная мощность 172 л. с. доступна  на высоте до 6096 м, и не более 155 л. с. на высотах до 9144 м.  Аналогичный двигатель применяется на БПЛА Anka-S и Aksungur.

Радиус боевого патрулирования «Байрактар ТВ3» составляет 2200 км. Вероятно, максимальная продолжительность полета не превышает 27 часов. Управление обеспечено за счет космических аппаратов связи TurkSat-4B и TurkSat-6A.

Руководство компании Baykar Makina рассчитывает в течение 2024 г. провести полный комплекс испытаний с привлечением УДК «Анатолия» и одновременно будет осуществляться серийное производство данных БПЛА.

Оптико-электронная система разведки и наведения от компании ASELSAN имеет диаметр 43,7 см. и обеспечивает наблюдение за обстановкой и обнаружение целей благодаря 4 оптическим каналам (увеличение 1, 10, 33 и 60 крат), инфракрасному прибору наблюдения (разрешение 640х512 точек), телевизионной камере (разрешение 1980х1080 точек). Максимальная дальность обнаружения наземных целей составляет 25 км.

Следует отметить, что развитию оптико-электронных систем разведки и наведения в Турции содействовали санкции, введенные США в отношении Турции. Как известно, ранее турецкие производители БПЛА приобретали данные готовые компоненты в Канаде, однако последние несколько лет вынуждены сотрудничать с австрийскими поставщиками.

Вполне вероятно, что согласие военно-политического руководства Турции на вступление Финляндии и Швеции несколько смягчит позицию американских властей, под контролем которых находится значительная доля западного ОПК, однако на быструю смену взглядов турецкой стороне рассчитывать не приходится.

В номенклатуру авиационных средств поражения включены следующие боеприпасы:

– авиационные ракеты калибра 70 мм CIRIT (бронебойная, пробивает до 250 мм. брони) и MAM-C (осколочная, бронебойная или термобарическая боевая часть);

– компактные бомбы BOZOK;

– универсальная ракета MAM-T (полуактивная головная часть наведения + GPS, масса 95 кг, увеличенная до 80 км дальность пуска);

– универсальная ракета MAM-L (с термобарической боевой частью, дальность пуска до 15 км, улучшенная версия ПТУР UMTAS) для борьбы со стационарными объектами типа «радиолокационная станция», бронемашинами и живой силой;

– оперенная корректируемая бомба KUZGUN (компактная версия боеприпаса типа JDAM);

– корректируемая бомба TEBER-81 (масса 156 кг).

Большинство из упомянутых боеприпасов применялись в рамках вооруженных конфликтов в Нагорном Карабахе, Сирийской Арабской Республике, Ливии и продемонстрировали свою эффективность в борьбе с наземными целями, у которых отсутствовало прикрытие от ударов с воздуха.

Наибольший интерес представляет новейшая интеллектуальная оперенная бомба KEMANKES (представлена широкой общественности в мае 2023 г.), которая при длине 1,73 м, диаметре корпуса 0,4 м, размахе крыла 1,25 м и массе 30 кг способна развивать скорость от 360 до 720 км/ч (благодаря турбореактивному двигателю TJ-35 от турецкой компании TEI) и поражать цели на дальности до 100 км. Масса боевой части составляет 6 кг. Обнаружение целей обеспечивает полусферическая головная часть с оптическим устройством с 36-ти кратным увеличением, лазерным дальномером (до 2,8 км).

Автоматическое пилотирование и распознавание целей по принципу «свой-чужой» обеспечивает бортовой вычислитель с искусственным интеллектом. Передача изображения осуществляется по двухканальной связи до БПЛА-носителя, а потом на пункт управления до оператора. Благодаря такому боеприпасу БПЛА могут эффективно бороться с ЗРС малой и средней дальности, а также ЗРАК типа «Панцирь-С1».

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласится с оценками китайских специалистов в том, что современные вооруженные конфликты невозможны без широчайшего применения БПЛА, совершенствование технических возможностей которых, позволяет вводить новые тактические приемы в оперативное искусство войск.

55.72MB | MySQL:116 | 0,526sec