Повторный приход к власти в Афганистане движения «Талибан» (запрещено в РФ) вызвал довольно сдержанную реакцию со стороны большинства республик Центральной Азии. Исключение составил Таджикистан, откровенно высказывавшийся о событиях, происходящих на его южных рубежах. Хотя государства Центральной Азии не поддержали решение президента США Джозефа Байдена о спешном выводе сил международной коалиции из Афганистана летом 2021 года, в итоге им пришлось адаптировались к новой реальности. С тех пор политика стран Центральной Азии в отношении возглавляемого талибами Афганистана приобрела характерные общие черты, наиболее важной из которых является прагматизм в вопросах экономики. Тем не менее, отношения между Афганистаном и странами Центральной Азии во многом определяются нежеланием западного сообщества признавать «Талибан» официальным правительством Афганистана. Ввиду выше перечисленных нюансов на сегодняшний день государства региона находятся в состоянии стратегической неопределенности: хотя правительства республик Центральной Азии официально предпочли избегать любого признания и официального взаимодействия с «Талибаном», они сохранили двери открытыми для любых необходимых контактов. Эта двойственность может в будущем породить еще одну более глубокую проблему: утрату доверия к ним со стороны западных государств, поскольку улучшение отношений между странами Центральной Азии и управляемым талибами Афганистаном может со временем вызвать тревогу и потенциально быть воспринято Западом как сдвиг в сторону признания Исламского Эмирата Афганистан (название непризнанного режима талибов – авт.). И наоборот, прямые и косвенные контакты западных стран с талибами могут вызвать сомнения в глазах руководства стран Центральной Азии. Ниже рассмотрим факторы, которые побуждают региональных игроков все чаще смотреть в сторону укрепления связей с Кабулом или, напротив, проявлять осмотрительность в вопросах взаимодействия с талибами.
Казахстан
За последние два года отношения между Казахстаном и Афганистаном заметно улучшились. Прежде всего на это указывает официальное исключение движения «Талибан» из списка запрещенных террористических организаций в декабре 2023 года. Очевидно, что напряженная геополитическая обстановка и боязнь попасть под вторичные санкции из-за украинского конфликта подтолкнули Казахстан к диверсификации торговых отношений с Россией. В этом отношении, по мнению казахских чиновников, Афганистан может сыграть немаловажную роль. Как отметил вице-премьер и министр торговли и интеграции Серик Жумангарин, «политика есть политика, экономика есть экономика». Казахстанско-афганское сотрудничество охватывает такие области, как торговля, строительство и горнодобывающая промышленность. В 2022 году товарооборот с Афганистаном увеличился вдвое по сравнению с 2021 годом и достиг 987,9 млн долларов США, при этом его значительная доля приходилась на экспорт. В январе 2023 года Афганистан вошел в десятку крупнейших торговых партнеров Казахстана. Афганистан также является крупнейшим рынком сбыта казахстанского зерна и муки. Более того, проведение в апреле 2023 года казахстанско-афганского бизнес-форума в Кабуле является еще одним свидетельством углубления экономического сотрудничества между двумя странами. Так же, как и Узбекистан, Казахстан активно изучает возможность участия в проектах развития железнодорожной системы на территории Афганистана. Исполняющий обязанности министра иностранных дел «Талибана» Амир Хан Муттаки 12 марта 2023 года провел встречу с послом Казахстана в Афганистане Алимханом Ессенгельдиевым для обсуждения перспектив железнодорожного строительства. Казахстан также рассматривает возможность экспорта товаров в Афганистан в обход Узбекистана, особенно зерна и муки. Причиной тому являются более высокие транзитные сборы в Узбекистане. Казахстан также рассматривает возможность участия в проектах в сфере горнодобывающей промышленности Афганистана: ранее сообщалось, что две казахстанские горнодобывающие компании, «КазМунайГаз» и «Казгеология», заинтересованы в установлении присутствия на афганском рынке.
Узбекистан
Проблема признания «Талибана» не стала для Узбекистана препятствием в поддержании торговых отношений с Афганистаном. В 2022 году Узбекистан экспортировал в Афганистан товаров на сумму более 750 млн долларов США. При этом импорт из Афганистана оценивается в гораздо меньшую сумму – 9,3 млн долларов. Узбекистан также рассматривает Афганистан в качестве территории, через которую возможно проложить новые торговые маршруты. По этой причине Ташкент был основным сторонником проекта железной дороги Термез-Мазари-Шариф-Гобул-Пешавар, стартовавшего в марте 2022 года, вскоре после того, как Пакистан, Узбекистан и Афганистан согласились на ее строительство. Однако реализуемый талибами проект канала Кош-Тепа по всей видимости представляет наиболее серьезную проблему для афгано-узбекистанских отношений. Из-за отсутствия официальных контактов между правительствами двух государств для Узбекистана было практически невозможно юридически включить Афганистан в более обширную региональную систему регулирования водных ресурсов.