Об обострении саудовско-суданских отношений

Инцидент с арестом одного из ветеранов суданского исламистского движения Х.ат-Тураби неожиданно получил свое развитие. Напомним, что один из основателей «зеленого интернационала» был арестован на днях в Хартуме в связи со скандальными публикациями в печатном органе возглавляемой им партии «Народного конгресса». В них утверждалось, что иранские военные и инженеры по согласованию с суданскими властями возводят на территории страны военные заводы по производству оружия для сомалийских и йеменских повстанцев-исламистов, а также движения ХАМАС. Кстати, вчера был закрыт тираж еще двух суданских изданий, которые хотели перехватить «эстафетную палочку» и развить эту тему. Интересно, что они к оппозиции имеют косвенное отношение и позиционируют себя как «независимые». Это наталкивает на мысль о зарубежном, весьма состоятельном кураторе этого «проекта».

То, что это так, стало ясно очень быстро. Более того, «куратор» себя ясно обозначил. «Тему иранского присутствия на суданской земле» неожиданно подхватили средства массовой информации Саудовской Аравии. Вчера произошел мощный «пропагандистский залп». Основные электронные и печатные саудовские СМИ вышли с разоблачающими статьями, обвиняющими суданское руководство, помимо строительства военных заводов, еще и в присутствии на территории страны военнослужащих КСИР.

«Если президент О.аль-Башир думает, что другие не знают правду о его делах с иранцами, о лагерях КСИР на территории Судана, об оружейных заводах, о подрывной совместной с иранцами деятельности по инфильтрации иранских агентов на территорию стран Персидского залива и Египта, то он ошибается», — заявил исполнительный директор телевизионной компании «Аль-Арабия» Абдель-Рахман аль-Рашид. Он добавил также, что «присутствие военных из КСИР на территории Судана не секрет, несмотря на все попытки О.аль-Башира замолчать или скрыть эти факты. Арест Тураби был вызван паникой суданского президента, который испугался разоблачений». Это заявление было растиражировано фактически всеми саудовскими средствами массовой информации, включая издающуюся в Лондоне «Аш-Шарк Аль-Аусат» (это уже реверанс в сторону западников, чтобы, не дай бог, не «замылили тему»). Отметим, что А.аль-Рашид тесно связан с королевской саудовской семьей и фактически является ее пропагандистским рупором. При этом МИД КСА и другие официальные лица пока хранят молчание и ситуацию никак не комментируют.

Для сведения, в декабре прошлого года саудовское министерство иностранных дел уже направляло не афишируемый протест суданскому руководству в связи «с поставками оружия йеменским повстанцам-зейдитам», которые тогда очень успешно громили саудовские войска на их же территории. При этом официальная позиция Хартума по этому вопросу была жестко и четко заявлена еще в самом начале конфликта. Она заключалась в безусловной поддержке решений ЛАГ и СААПГЗ по осуждению «действий повстанцев и уважения государственного суверенитета КСА». Говорить в этой связи о каких-то поставках оружия довольно абсурдно, особенно с учетом сложной транспортной схемы для этого. Оружие, если его хотел бы поставлять Иран, логичнее было бы направлять через Эритрею с помощью мелких рыбацких шхун. Как к этой схеме географически привязать Судан, не совсем понятно. Как впрочем и то, что ни одного факта поставок иранского оружия зейдитам зафиксировано и документально подтверждено не было. Иранцам нет никакой необходимости связываться с рискованными поставками вооружения в мятежную провинцию Саада. В стране существует очень хорошо развитый, фактически легальный рынок оружия, на котором можно купить даже танк. Плюс ко всему много вооружения сами саудовцы передавали повстанцам в рамках секретных соглашений по обмену саудовских военнопленных, которых было более ста. В том числе, и из очень влиятельных семейств. В рамках этих договоренностей, зейдиты «захватили» несколько приграничных баз саудовцев, где находилось вооружение. В свою очередь йеменские военнослужащие охотно продавали повстанцем все, что имели сами. В конце концов, существовал практически официальный канал передачи вооружения повстанцам со стороны йеменского правительства по схеме «оружие взамен на лояльность», который курировал бывший губернатор той же йеменской провинции. Поэтому Тегеран только оказывал финансовую подпитку повстанцам через сеть фирм в ФРГ, которые патронировались эмиссарами «Хизбаллы».

Другой вопрос о поставках оружия в сектор Газа, но это совсем иная история. Если саудовцы этот эпизод классифицируют как «инфильтрация подрывных элементов в Египет», то оставим это на их совести. Предпочтем называть это совместными схемами контрабандных поставок оружия, то есть криминальным бизнесом.

Тогда чем обусловлена такая резкая реакция Эр-Рияда? Вроде бы никаких внешних проявлений напряженности в саудовско-суданских отношениях в последнее время замечено не было. Речь может идти о некоторых совпавших по времени факторах. Вся эта история сильно напоминает классическую операцию «по доведению информации», то есть, попросту говоря, «вброс дезы». Кто инициатор? Рискнем утверждать, что Х.ат-Тураби, который, пользуясь сложившейся антииранской коньюктурой, решил в очередной раз напомнить «о себе любимом», является просто исполнителем. Какова цель? Поссорить Хартум с Вашингтоном и Эр-Риядом, а заодно и с Каиром, если получится. Х.ат-Тураби имеет тесные контакты с частью саудовской «верхушки», в том числе и бизнесменами.

Кроме того, стратеги из Эр-Рияда сопоставили «иранское присутствие» в Судане с визитом в конце прошлого года в эту страну министра иностранных дел Ирана М.Моттаки, который якобы прилетал для установления контакта с Хартумом по вопросам «эксплуатации суданского урана». По версии ряда экспертов, этот визит министра преследовал цель «пустить туман» и отвлечь внимание общественности на «негодный объект». Что ему и удалось.

Ну и в качестве «довеска» кто-то в Эр-Рияде захотел таким образом оправдать хоть в какой-то степени свою бездарную военную кампанию в Йемене. Одно дело воевать с кучей голодранцев, а другое – с международной мафией. Тут и локальные поражения оправданны.

Если подвести итог, то получается следующий вывод. Эр-Рияд «тупо», без должной аргументации и фактуры, пытается «припугнуть» Хартум на предмет его возможных контактов с Тегераном в свете введения экономических санкций в отношении ИРИ. При этом выбрана активная, но все-таки неофициальная форма. Пока никто из официальных лиц КСА все эти заявления не прокомментировал. Да и не прокомментирует, поскольку нет фактов.

Отметим в заключении еще один момент. Обратим внимание на совпадение по времени вышеописанных событий и возвращение к активной политической деятельности саудовского принца Бандара. О его тесной связи с американскими республиканцами не говорит только ленивый. Также отметим и «любовь» неоконов и руководства Госдепа к О.аль-Баширу и ожесточенную «свалку» в Вашингтоне по этому поводу. Если все это сопоставить, то становится понятной нынешняя информационная атака на Хартум. Кстати, она является и прекрасной «завесой» с целью отвлечь внимание мирового сообщества от вопроса политической состоятельности будущего южносуданского государства и немного «притопить» возросший рейтинг суданского лидера. Помимо политической составляющей, имеется еще и экономическая. Излишне говорить о важности саудовских инвестиций в суданскую экономику, а также банковских кредитах, которые в условиях экономического эмбарго, являются, чуть ли не единственным способом «освоить» крупные проекты в экономике.

А что касается «злого гения» саудовской внешней политики, то он еще «покажет свои коготки» на разных направлениях внешней политики королевства. А «суданский эпизод» еще оптимален для принца Бандара с точки зрения напомнить о себе «арабскому миру». Следующими, по логике вещей, должны стать сирийцы.

52.26MB | MySQL:103 | 0,476sec