Экономическая политика Китая в отношении некоторых стран Ближнего и Среднего Востока. Часть 3

Сотрудничество с Сирийской Арабской Республикой

Правительство Сирийской Арабской Республики изучает возможности по восстановлению национальной экономики и инфраструктуры. Одним из наиболее вероятных инвесторов может выступить Китай.

Строительные компании КНР прорабатывают пути выхода на сирийский рынок с проектами по ускоренному возведению зданий. Первоначально планируется возведение жилых комплексов в провинциях Дамаск, Алеппо и Хомс.

Сирийской Арабской Республики заключен контракт с китайской компанией «Бувар Чайна» на проведение работ по увеличению мощности электростанции в г. Латакия с 500 до 750 МВт. В настоящее время китайские специалисты проводят изучение технической документации и осуществляют осмотр станции.

Китай продолжает координацию с правительством Сирии по доставке из КНР гуманитарных грузов для населения САР. В частности, планируется отправка нескольких партий риса, первая в количестве 200 т доставлена на территорию Сирии. Отмечается, что в конце прошлого года подписано три двусторонних договора на оказание Китаем гуманитарной помощи в размере 40 млн. долл. США.

Страны Африки

Руководство Китайской Народной Республики придает большое значение развитию всесторонних отношений с африканскими странами. В первую очередь это обусловлено стремлением Пекина обеспечить гарантированный доступ к природным ресурсам (редкоземельные металлы и углеводороды) континента. В связи с этим осуществляется развитие транспортной инфраструктуры и наращивание инвестиций в регион.

Успешному развитию китайско-африканских отношений способствует выбранная тактика руководства КНР. Африканский вектор экономического сотрудничества Китая базируется на «пяти принципах мирного сосуществования»:

– взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности;

– взаимное ненападение;

– невмешательство во внутренние дела;

– равенство и взаимная выгода[i].

Сотрудничество с Республикой Джибути

Республика Джибути является важнейшей точкой на пересечении морских торговых путей, которые связывают страны Азии и Европы. Экономика страны ориентирована на торговлю и связанные с ней услуги и существенно зависит от функционирования морского порта, международного аэропорта Джибути и железной дороги Джибути–Аддис-Абеба. Активизация деятельности Китая на территории Республики Джибути и крупные финансовые вложения в её инфраструктуру связаны, прежде всего, с реализацией проекта «Один пояс, один путь», который предусматривает создание трансконтинентального транспортного коридора с целью освоения африканского рынка сбыта, обеспечения Китаю доступа к энергетическому сырью, а также разработки залежей полезных ископаемых.

На территории данной страны Китай планирует создание своеобразного плацдарма для доступа в Восточную Африку. По замыслу руководства Китая, Республика Джибути будет являться одним из логистических узлов проекта «Один пояс, один путь», через который будут проходить транспортные маршруты сбыта китайской продукции в Африке. В связи с этим КНР оказывает Джибути значительную помощь в области образования, здравоохранения, обороны и развития транспортной инфраструктуры.

Одним из крупных завершенных инфраструктурных проектов Китая в Республике Джибути является многоцелевой порт Дорале (10 км зап. г. Джибути), оснащённый современным оборудованием и способный принимать суда водоизмещением более 100 тыс. тонн. Пропускная способность порта составляет 9 млн. тонн в год. Общая длина причального комплекса – 1200 метров, количество причалов – 14, на которых могут обслуживаться все виды грузовых судов.

Завершено и открыто движение по железной дороге Джибути – Аддис-Абеба. Она является первой полностью электрифицированной железнодорожной линией на африканском континенте. Пропускная способность новой ветки – 11 тыс. тонн грузов в день (4 млн тонн в год), что составляет примерно 40% от всего товарооборота между двумя странами. Открытие железнодорожного сообщения между Джибути и Эфиопией позволило сократить время транзита товаров из одной страны в другую с 72 до 15 часов.

На заключительном этапе находится возведение порта для транспортировки крупного рогатого скота в населенном пункте Дамерджог (20 км южнее г. Джибути). Пропускная способность порта – 10 млн голов в год. Кроме этого создана зона временного содержания животных площадью в 50 га на 150 тыс. голов.

Из крупных проектов китайско-джибутийского сотрудничества намеченных на реализацию в ближайшей перспективе можно выделить строительство двух международных аэропортов в районе н. п. Биидлей (40 км юж. г. Джибути) и полуострова Рас-Сиян (90 км сев. г. Джибути). Китай выступает в качестве кредитора и исполнителя работ, тогда как контрольные пакеты остаются у джибутийской стороны. Реализация проектов ведётся китайскими строительными компаниями с привлечением неквалифицированных джибутийских рабочих.

В Джибути открыто отделение китайского «Международного банка Шелкового пути», предназначенного для обслуживания китайских инвесторов, участвующих в реализации проекта «Один пояс, один путь». Объем инвестиций в строительство порта Дорале и железной дороги Джибути – Аддис-Абеба составил 590 млн долл. и 3,5 млрд долл. соответственно. Ожидается, что реализация проекта по возведению порта для транспортировки крупного рогатого скота в населенном пункте Дамерджог составит 70 млн долл. США.

Китайская нефтяная компания «Поли Джи-Си Эл» осуществляет проект по строительству завода по сжижению природного газа и прокладке газопровода, соединяющего Джибути и Эфиопию. Общая стоимость проекта оценивается 4 млрд долл. США.

В настоящее время ведутся работы по достройке в Джибути военно-морской базы тылового обеспечения Народно-освободительной армии Китая в районе н. п. Дорале (10 км зап. г. Джибути). В соответствии с договорённостями руководство Республики Джибути предоставило китайской стороне территорию площадью около 40 га. Арендная плата составляет 30 млн долл. в год.

Согласно официальному заявлению, основным предназначением данной базы будет являться материально-техническое обеспечение кораблей ВМС Китая, обеспечивающих безопасность торговых китайских судов в Аденском заливе и их сопровождение через Баб-эль-Мандебский пролив[ii].

Важным аспектом двустороннего сотрудничества обеих стран является практика предоставления Китаем безвозмездной финансовой, продовольственной и материальной помощи джибутийской стороне.

Китайская сторона оказывает помощь в сфере здравоохранения. Джибутийскому госпиталю «Генерал Пельтье» на безвозмездной основе было передано оборудование для отделения гемодиализа. Неоднократно осуществлялись поставки медикаментов и оборудования другим медицинским учреждениям страны, также систематически организовываются визиты делегаций китайских врачей для проведения курсов повышения квалификации местного медицинского персонала.

[i] Andrew Scobell, Alireza Nader  China in the Middle East: The Wary Dragon // RAND, 2023, 111 p.

[ii] Anoushiravan Ehteshami and Niv Horesh, eds., China’s Presence in the Middle East: The Implications of the One Belt, One Road Initiative (London: Routledge, 2022), p.28.

55.77MB | MySQL:116 | 0,656sec