Как можно заметить, в России продолжаются дискуссии на тему того, как следует реагировать на продолжающееся развитие Организации тюркских государств (ОТГ). Диапазон звучащих мнений достаточно широк – от присоединиться в том или ином качестве до предложить для ОТГ достойную альтернативу, которая перетянет на себя фокус внимания тюркского мира.
Касательно, присоединиться к организации в том или ином качестве заметим два ключевых обстоятельства – одно из них сутевое, другое процедурное. По сути, для того, чтобы занимать в той или в иной структуре достойное место, присоединяться к ней надо на ранней стадии, оптимально – на этапе создания, в качестве соучредителя. Нахичеванское соглашение об учреждении Совета сотрудничества тюркоязычных государств было подписано в октябре 2009 года. Если обратиться к тому периоду времени, то у России были реальные шансы войти в начинающий проект в качестве соучредителя. По прошествии 15 лет, в 2024 году, шанса зайти и занять заметное место в структуре нет.
Кроме того, есть и процедурное ограничение, которое заключается в том, что в России ни один тюркский язык не является государственным – и это формальный повод для отказа стране в членстве. При входе в структуру на этапе создания – такие вопросы решаются пока ещё разрабатывается устав организации и можно внести положение о том, что кроме официального тюркского языка, есть и другие критерии – наличие значимой по численности тюркской диаспоры в стране и т.д.
Резюмируя: на данном этапе, возможно ещё получить статус наблюдателя – и это даст пласт информации для размышления, однако, войти в ОТГ в качестве члена представляется маловероятным из-за вопросов на противоположной стороне.
Тем более, что и на российской стороне вопросов хватает: Россия пытается развивать свои объединительные проекты ЕАЭС и ОДКБ. Причем ОДКБ сейчас находится в достаточно сложной ситуации из-за действий армянского руководства. Не столь уж невероятный выход Армении из ОДКБ может вызвать эффект домино. Кроме того, вопрос заключается в том, что возникла достаточно серьезная тюркская повестка, которая ЕАЭС не отрабатывается. Возникают разговоры об «алтайской теме» (исход тюркских народов из Алтая) и доминирования, по праву места рождения, России в тюркском мире. Но пока – это лишь на уровне заявлений официальных лиц России, за которыми не последовало детальной проработки вопроса, который отвечал бы на вопрос: а как оформить эту идею организационно? Да ещё и таким образом, чтобы эта идея привлекла к себе тюркские государства?
Россия, в этом смысле, продолжает оставаться в интеллектуальном тупике. Кроме того, на фоне интеллектуального тупика, российские ведомства посылают разнонаправленные сигналы во внешний мир, что также плохо сказывается на перспективах работы на этом направлении.
В это самое время, турецкая сторона продолжает «возделывать» проект Организации тюркских государств. На имеющейся организационный фундамент «нанизываются» новые сферы и области сотрудничества. Перманентным образом, существует тема превращения организации из гуманитарного и экономического объединения и в структуру не просто политическую (что уже так или иначе состоялось), но в структуру военно-политическую. О тюркских силах быстрого реагирования говорят в Турции все последние годы. Всплеск этих разговоров пришёлся на период попытки переворота, предпринятой в Казахстане. В дальнейшем, ожидалось, что Турция будет продвигать вопрос тюркских сил в период своего председательства в структуре. Однако, по состоянию на сегодняшний момент, удалось создать лишь только общетюркское МЧС. Впрочем, следует отметить, что это уже – первый шаг на пути к тому, чтобы создать полноценную общую военную структуру.
Итак, с чем выходит Турция в новый этап своего развития, озвученный президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом, после своего переизбрания на пост президента Турецкой Республики в 2023 году? – Показательной является публикация, вышедшая в крупнейшем англоязычном издании страны, газете Daily Sabah, 14 марта с. г. под заголовком «Средний коридор и ОТГ: стратегическая связь». Автором статьи стал Керем Алкын, политический обозреватель издания и исследователь.
Обратимся к этому материалу:
«Значение Организации тюркских государств (ОТГ) повышает не только ее геостратегическое положение и общее видение, но и глубокие связи, сложившиеся благодаря общей истории, языку, культуре и ценностям, что делает ее настоящим союзом братьев и сестер. Эта братская связь служит мощной силой, усиливающей воздействие развивающейся экономики, торговли, транспорта и логистической сети, связывающей «Средний коридор» с Азией, Европой и Африкой.
По мере того, как сеть сотрудничества укрепляется в ключевых стратегических областях в рамках ОТГ, страны-члены готовы стать влиятельными центрами на глобальном экономическом и политическом ландшафте. Следовательно, активное сотрудничество между странами ОТГ, основанное на общей тюркской идентичности, синергически усилит эффект устойчивого развития, создаваемый инициативами Среднего коридора с высокой добавленной стоимостью.
Глобальная система внимательно отслеживает и обсуждает двух «черных лебедей»: пандемию COVID-19 и продолжающуюся российско-украинскую войну, а также риски и угрозы, исходящие от Суэцкого и Панамского каналов, а также сохраняющиеся проблемы в глобальной продовольственной сфере, безопасность поставок, глобальную безопасность энергоснабжения и безопасность глобальной цепочки поставок за последние четыре года.
Поскольку ОТГ становится центром силы на глобальной арене через «Средний коридор», мы готовы коллективно разрабатывать устойчивые решения в этих областях. Турция и все страны-члены ОТГ обладают неоспоримыми возможностями, потенциалом и стратегическими позициями, имеющими решающее значение для глобальной продовольственной безопасности, глобальной энергетической безопасности и безопасности глобальной цепочки поставок. Их стратегическое расположение на торговых путях, связывающих Каспийское море с Черным, Эгейским и Средиземным морями, еще больше усиливает их ключевую роль в глобальной системе поставок.
Повышенное значение стран ОТГ и Среднего коридора зависит от улучшения экономики, торговли, транспорта и логистической сети посредством цифровизации. Внедрение общих практик цифровой таможни, обмена данными, единой сети безопасности и совместной коммуникации между странами ОТГ повысит привлекательность Среднего коридора.
Кроме того, содействие созданию совместных предприятий, таких как организованные промышленные зоны, передовые технопарки, логистические центры, исследовательские центры сельскохозяйственных инноваций и технологические центры в авиации и космосе, будет способствовать развитию сотрудничества в секторах с высокой добавленной стоимостью.
Используя огромный потенциал географического пространства ОТГ в сельском хозяйстве, промышленности и сфере услуг, Средний коридор готов превратиться в безопасную и надежную сеть поставщиков для Европы, Африки и Азии. Укрепление экспортных возможностей во всем регионе ОТГ предоставит ценную возможность для плавной интеграции в мировую экономическую систему.
Еще одной ключевой проблемой для стран ОТГ является акцент на демографической области и сотрудничестве в сфере образования.
Воспитание хорошо образованного молодого населения, особенно в таких секторах, как сельское хозяйство, продовольствие, энергетика, машиностроение, авиация, космос, информационные технологии, логистика и стратегическое сотрудничество, имеет решающее значение для преобразования региона стран ОТГ и потенциала Среднего коридора в предприятия с высокой добавленной стоимостью.
Развитие культуры сотрудничества в рамках ОТГ, несомненно, распространит ее положительное влияние на Кавказ и Балканы.
Глубокое чувство братства между странами ОТГ и его значительное влияние на устойчивое развитие дают решающее представление о важности прочного мира на Кавказе и Балканах. ОТГ и «Средний коридор» представляют собой наиболее эффективный ответ странам, участвующим в бесполезных авантюрах в Евразии».
Какие выводы напрашиваются по итогам изложенного турецким автором:
- Общая логистика и непрерывный пояс между Китаем и ЕС являются основным (потенциальным) экономическим активом ОТГ. Роль этого может вырасти на фоне логистических проблем по северному и южному коридорам, однако, Россия, со своей сетью те же железных дорог, по-прежнему остается в игре.
- ОТГ – это этнический проект, который имеет вытекающие из этого плюсы и минусы. Плюс – это эмоциональная реакция на инициативу от «родственников», минус – это потенциальные попытки занять в структуре лидирующее положение, выделиться на их фоне. Не стоит излишне идеализировать подобный подход (как показал опыт того же «панславизма»): родственность кровная не значить родственность интересов.
- Цифровая сфере в той же Турции нами разрабатывается в отдельной серии публикаций на сайте ИБВ. Если кратко резюмировать: уровень собственного развития Турции в цифровой сфере отстает от стран Восточной Европы, а текущее финансовое положение создает трудности по кардинальному изменению ситуации.
- Текущие экспортные возможности стран ОТГ, за рамками поставки энергоносителей, в конкуренции на мировых (европейском и азиатском) рынках вызывают вопросы. Те же вопросы касаются и заявленных поставок продовольствия.
- Сфера образования является для ОТГ стратегической, поскольку позволяет воспитывать население во вполне определенном тюркском духе. Другой вопрос, что, имея в виду многолетнее соседство стран и народов, сложно будет говорить о приемлемом для всех варианте истории. При одном лишь исключении – если при этом не найдется третья сторона (в данном случае Российская Федерация), о демонтаже наследия которой, с теми или иными лозунгами, пойдет речь. Это может стать объединяющих всех фактором.
- И, наконец, отдельного внимания заслуживает последняя фраза материала, которые говорит о странах «участвующих в болезненных авантюрах в Евразии». Упоминая «наиболее эффективный ответ» это читается однозначно как противопоставление автором статьи проекта ОТГ Российской Федерации.