Американские эксперты о действиях США по недопущению прямого военного столкновения с Ираном

Как указывают американские эксперты в области безопасности, последние по времени  сообщения СМИ, наряду с действиями, предпринимаемыми обеими сторонами, свидетельствуют о том, что Вашингтон и Тегеран активно и последовательно работают над тем, чтобы предотвратить перерастание войны между Израилем и ХАМАСом в секторе Газа в прямой военный конфликт между ними. Верховный лидер  ИРИ (рахбар), аятолла Али Хаменеи, всегда стремился избежать войны на иранской территории, вместо этого расширяя возможности региональной сети прокси, которые могут действовать против Соединенных Штатов, их интересов и союзников, а также Израиля, позволяя Ирану в определенной степени отрицать свои действия. Все союзники Ирана, включая ливанскую «Хизбаллу», группы ополчения в Ираке и Сирии и движение хуситов в Йемене, предприняли действия, пытаясь положить конец наступлению Израиля в Газе и дать возможность ХАМАСу, который также является близким союзником Тегерана, выжить в политическом и военном плане. Израиль и Соединенные Штаты нанесли ответные удары по всем союзникам Ирана, пытаясь ограничить войну Израиля против ХАМАСа пределами сектора Газа. Готовность США нанести ответный удар и при необходимости продолжить эскалацию, похоже, убедила иранских лидеров в том, что в Вашингтоне начинают преобладать голоса сторонников более жесткой линии, многие из которых призывают нанести удары непосредственно по Ирану. В Вашингтоне, похоже, пришли к выводу, что определенная степень взаимодействия с Тегераном и позитивные сигналы в его адрес могут ограничить военные потери США и предотвратить расширение войны в Газе на весь регион. Поскольку на карту поставлены жизненно важные интересы как Ирана, так и Соединенных Штатов, газета New York Times сообщила, что 10 января высокопоставленный посланник Белого дома по Ближнему Востоку Бретт Макгерк провел непрямые переговоры с заместителем министра иностранных дел Ирана и главным переговорщиком по иранской ядерной программе Али Багери Кани в Султанате Оман. Переговоры, как сообщается, проводились по просьбе Ирана при посредничестве официальных лиц Омана, которые курсировали между двумя делегациями. Официальные лица США специально стремились заручиться помощью Тегерана, чтобы отговорить йеменское движение хуситов от продолжения его нападений на торговые суда. Иран, давая понять, что имеет ограниченное влияние на хуситов, настаивал на том, что не будет пытаться прекратить атаки в Красном море, если требование хуситов о прекращении огня в боевых действиях в Газе не будет выполнено. Несмотря на отсутствие прогресса в обсуждениях, Иран и Соединенные Штаты с тех пор, согласно различным источникам, продолжают обмениваться сообщениями через третьи страны, включая Оман, который, как и другие страны Персидского залива, размещает американские войска и оценивает, что любой прямой американо-иранский конфликт неизбежно затронет и их. Десять лет назад Оман провел несколько частных американо-иранских встреч, которые в конечном итоге проложили путь к многостороннему соглашению по иранской ядерной программе (известный как Совместный всеобъемлющий план действий, СВПД) в 2015 году. Оман также служил ключевым посредником между йеменскими хуситами и возглавляемой Саудовской Аравией арабской коалицией, борющейся с этой группировкой за контроль над Йеменом в надежде разрешить этот десятилетний конфликт. Однако, по оценкам многих международных чиновников, нападения хуситов на коммерческие суда в Красном море в значительной степени сорвали мирные переговоры в Йемене.

Оман также был готов направлять косвенные сообщения США Тегерану посредством продолжения смягчения санкций. В середине марта официальные лица США возобновили действие санкций против Ирана, но позволили Ираку переводить Ирану 10 млрд долларов в виде платежей за электроэнергию и природный газ через третьи страны. Полномочия, предоставленные в последнем отказе от санкций, позволяют Ираку конвертировать динары в евро и переводить платежи на иранские банковские счета в Омане. Возможно, предполагая некоторые усилия США по стимулированию Ирана оказывать давление на хуситов с целью деэскалации, мартовская отмена санкций, в отличие от предыдущих отказов Ирака от платежей, позволяет Тегерану получить доступ к деньгам и использовать их для поддержки бюджета, включая выплаты долгов и субсидии на импорт. Текст отказа не был опубликован, а заявления о расширении полномочий по смягчению санкций были выдвинуты произраильскими аналитическими центрами, выступающими против любого смягчения санкций в отношении Ирана. Расширенный отказ, последовавший на фоне призывов многих в Конгрессе ужесточать, а не ослаблять санкции в отношении Ирана, возможно, также послужил признаком того, что США  таким образом выдают благодарность Тегерану за его настойчивость в том, чтобы его союзники — иракские и сирийские ополченцы воздерживались от дальнейших нападений на силы США (в данном случае мы видим банальный финансовый выкуп американцами  гарантий безопасности своих сил в Ираке и Сирии. Это обычная практика всех переговоров Вашингтона с Тегераном, начиная с проблемы освобождения американских граждан и заканчивая проблемами безопасности своих интересов в регионе Персидского залива. При этом якобы какие-то «игры мускулами» американцев на проиранские прокси и сам Иран влияют мало – авт.).  Ополченцы не проводили никаких значительных нападений на базы США ни в Ираке, ни в Сирии с тех пор, как США нанесли ответные удары (а  вернее, с тех пор как они договорились о выкупе – авт.). С другой стороны, группы боевиков, возможно, также были сдержаны значительными ударами США по их объектам в начале февраля, а не призывами отступить, исходящими из Тегерана.

Со своей стороны, Иран также предпринял несколько важных шагов, помимо замораживания  операций иракских и сирийских прокси, для деэскалации напряженности в отношениях с Вашингтоном. В конце февраля инспекторы из ООН по ядерному надзору Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) сообщили дипломатам, что Иран снизил уровень своего высокообогащенного урана (60% обогащения — около оружейного порога в 90% обогащения) на 5% с ноября. Хотя Иран по-прежнему обладает достаточным количеством обогащенного урана, чтобы в течение нескольких недель произвести несколько единиц ядерного оружия, сокращение иранских запасов высокообогащенного урана стало для многих мировых чиновников сигналом о намерении Ирана выделить ядерную проблему из широкого спектра споров с Соединенными Штатами. Тем не менее, за последние месяцы Иран не предпринял никаких шагов для урегулирования разногласий с МАГАТЭ по поводу доступа инспекторов к иранским ядерным объектам и мониторинга за ними или для ответа на вопросы МАГАТЭ о ядерных материалах, которые были обнаружены на незаявленных объектах.

Ближайший региональный союзник Ирана, ливанская «Хизбалла», с 7 октября не нападала и не угрожала никаким силам, активам или глобальным коммерческим маршрутам США, вместо этого ограничивая свою поддержку ХАМАСу трансграничными, хотя и постепенно усиливающимися, артиллерийскими и ракетными обстрелами севера Израиля. В нескольких выступлениях с 7 октября лидер «Хизбаллы»  Хасан Насралла, отражая усилия Ирана избежать войны с США, привел потенциальную возможность Соединенных Штатов нанести ответный удар по Ирану в качестве обоснования того, почему «Хизбалла» не вступает в войну на стороне ХАМАСа в полную силу. Эсмаил Каани, командующий  спецподразделением «Аль-Кудс» КСИР, которое снабжает региональных союзников Ирана и консультирует их, посетил Бейрут в феврале, чтобы обсудить риски – как для «Хизбаллы», так и для Ирана, — если Израиль выполнит свои угрозы военным путем заставить «Хизбаллу» отступить от северной границы Израиля. Израильское руководство настаивает на отводе сил «Хизбаллы», чтобы заверить 80 000 израильтян, перемещенных из городов вблизи северной границы, в том, что они могут безопасно вернуться в свои дома. Поездка Каани в Бейрут была его третьей после нападения ХАМАСа 7 октября 2023 года, иллюстрируя степень, в которой Иран оценивает потенциал того, что взаимные обстрелы между Израилем и «Хизбаллой» могут спровоцировать крупный конфликт. Согласно информации Reuters, Насралла, очевидно чувствительный к озабоченностям Тегерана, заверил Каани, что «Хизбалла» не будет втягивать Иран в войну ни с Израилем, ни с Соединенными Штатами и что она будет сражаться самостоятельно, сказав иранцу: «Это наша [«Хизбаллы»] борьба». Несмотря на заявленное намерение Насраллы не допустить участия Ирана в какой-либо войне между Израилем и «Хизбаллой», многие эксперты считают, что Тегеран вступит в крупную войну между Израилем и «Хизбаллой», если это будет необходимо для предотвращения поражения последней. Заявления США, развертывание военных сил и другие действия — все это указывает на то, что участие Ирана в интересах «Хизбаллы», например, путем применения крупного арсенала иранских ракет и вооруженных беспилотников для обстрелов территории Израиля, вполне может спровоцировать удары США по целям в Иране. Поскольку ход войны Израиля против ХАМАСа все еще не определен, непрямых американо-иранских встреч и обменов сообщениями, смягчения санкций США, сдерживания Ирана в ядерной сфере и заступничества Ирана и США перед своими союзниками все еще может быть недостаточно, чтобы предотвратить нежелательный конфликт Тегерана и Вашингтона. В данном случае от себя отметим, что перечисленные выше компромиссы (от замораживания активности проиранских прокси в Ираке и Сирии до снижения уровня обогащения урана) дает нам представление о тех «красных линиях» иранцев, которые американцы сумели «выкупить» в рамках нынешних переговоров. При этом ни на активность «Хизбаллы», ни йеменских хуситов эти договоренности никак не повлияли.

Основные выводы

Султанат Оман является важным посредником между Тегераном и Вашингтоном, проводя непрямые американо-иранские встречи и удерживая иранские активы, освобожденные в результате отмены санкций США.

Чтобы избежать войны с Соединенными Штатами, Иран пытался сдержать своих союзников в Ливане, Ираке и Сирии, но не смог убедить хуситов прекратить нападения на торговые суда в Красном море. Снова уточним: он не захотел их убеждать. К тому же большой вопрос, кто больше не хотел воевать напрямую – Иран или сами США. Последним война накануне президентских выборов точно не нужна.

Сокращение Ираном своих запасов высокообогащенного урана свидетельствует о том, что Тегеран не хочет, чтобы ядерные проблемы усугубляли и без того высокую напряженность, связанную с войной Израиля против ХАМАСа.

Как действиями, так и непрямыми переговорами Соединенные Штаты и Иран дали понять, что они хотят избежать прямого конфликта.

55.74MB | MySQL:118 | 0,676sec