Борьба за уран в Нигере

После военного переворота в Нигере в 2023 году новые военные власти сначала потребовали от Франции вывести все ее войска с территории страны, а затем резко сократили и ее дипломатическое присутствие.  Затем Парижу было запрещено вывозить урановую руду, которая там добывалась многие десятилетия. Вначале казалось, что все это происходило на волне антифранцузских настроений, разгоревшихся в Сахаро-Сахельской зоне в целом как протест против бывшей  метрополии. Ведь сначала эта волна прокатилась по ЦАР в 2019-2021 годах., затем привела к военным переворотам в Мали и Буркина-Фасо. И все это на фоне демонстраций симпатий к России, которая с 2018 года стала активно появляться в этом регионе Африке — самом бедном и отсталым в плане развития, да еще раздираемом этно-конфессиональными и  межплеменными противоречиями, которые привели к резкому росту сепаратистских настроений и появлению в этих странах многочисленных исламистских террористических организаций, ориентированных на «Аль-Каиду» (запрещена в России) и «Исламское государство» (ИГ. запрещено в России), создавших в Сахеле мощную инфраструктуру своего присутствия.

В Нигере поначалу складывалось впечатление, что новый военный режим решил избавиться именно от Франции, сохранив общую ориентацию на Запад в лице прежде всего США. В сфере добычи  урана французов стали заменять американцами и канадцами. Но уже в марте с. г. Нигер расторгнул военные соглашения с Соединенными Штатами и потребовал от них вывода войск из страны. Национальный совет по защите родины (CNSP)  денонсировал 16 марта с. г. соглашения о военном сотрудничестве с США. С соответствующим заявлением выступил член CNSP Абдель Рахман Амаду. Это произошло после неудачного визита американской делегации в страну, где ей так и не удалось провести встречу с главой CNSP Абдель Рахманом Чиани. По сообщению решение Нигера расторгнуть военные соглашения с США было принято после того, как высокопоставленные американские чиновники обвинили власти африканской страны в тайном изучении сделки по предоставлению Ирану доступа к своим урановым запасам. 27 марта МВД Нигера сообщило, что США предоставят план и порядок вывода своих вооруженных сил с территории страны. Детали вывода американских сил были обсуждены в этот день во время встречи министра внутренних дел Мухаммеда Тумбы и посла США в Нигере Кэтлин Фитцгиббон. Американский дипломат заявила, что ее страна предоставит план и проект по выводу американских ВС с территории Нигера, численность которых превышает тысячу военнослужащих, однако не уточнив конкретных сроков. В свою очередь, официальный представитель Госдепартамента США Мэтью Миллер отказался комментировать заявление Нигера, подчеркнув, что статус американских ВС в этой африканской стране в настоящее время остается неизменным.

На этом напряженном политическом фоне состоялось нападение боевиков на воинскую часть ВС Нигера. 27 марта на границе Нигера, Мали и Буркина-Фасо в районе Тиллабери у населённого пункта Тигуи неизвестные боевики атаковали воинскую часть, в результате чего около 30 военнослужащих погибло, несколько считаются пропавшими без вести. По данным источников, нападавшие были хорошо вооружены и смогли взять территорию военной базы под свой контроль, захватив всё находящееся в ней оружие и технику. Были ли это исламисты или профранцузские элементы , пока не известно.

При этом новые власти Нигера всячески демонстрируют свои симпатии к России. В том числе делаются пробросы об установлении активного военного и военно-технического сотрудничества Ниамея с Москвой. Начались и контакты в культурной сфере. На днях при содействии РУДН открылся Центр русского языка на базе университета Абду Мумуни в столице Нигера. Первые уроки для студентов провели ведущие преподаватели Института русского языка РУДН. «Русское пространство» будет принимать не только обучающихся вузов — учиться на базе центра смогут все дети и взрослые, которым интересны язык и культура России. От Москвы не отстает и Тегеран. Иран в конце марта с. г. установил полные дипломатические отношения с Нигером. Почти через два месяца после того, как премьер-министр африканской страны провел переговоры в Тегеране, в Ниамей прибыл посол Ирана Али Тизтак. 29 марта его принял министр иностранных дел, сотрудничества и по делам нигерцев за рубежом Бакари Яу Сангаре.

Понятно, что столь очевидная борьба за Нигер должна иметь логическое объяснение. Иначе зачем вся эта возня вокруг одной из самых бедных стран региона. Судя по всему, объяснение лежит на поверхности. А именно — наличие в Нигере крупных запасов урана. На эту страну приходится 5 % его мирового экспорта ( 7-е место в мире).

31 июля 2023 года новые власти Нигера приостановили экспорт урана и золота во Францию. Французское правительство и эксперты по энергетике «поспешили подчеркнуть, что это не окажет непосредственного влияния на потребности Франции в уране, поскольку существующих запасов в стране хватит примерно на два года», сообщила тогда Politico. В период с 2005 по 2020 год Нигер поставлял около 18% урана для французских АЭС. Казахстан и Австралия обеспечивали соответственно 20% и 19 %. Диверсификация импортеров урана «является краеугольным камнем стратегии энергетической безопасности государственной компании Électricité de France (EDF), призванной обеспечить её способность противостоять серьёзным потрясениям на рынке, таким как неожиданный запрет на экспорт нигерийского урана». «Франция не зависит от какой-либо одной площадки, компании или страны для обеспечения безопасности поставок для своих электростанций», — заявил Politico 31 июля анонимный правительственный чиновник. Но так ли это на самом деле? Главной причиной прекращения экспорта урана из Нигера во Францию является хищническая эксплуатация французами местных урановых рудников и низкие закупочные цены на уран. «С момента обретения формальной независимости в 1960 году сменявшиеся президенты Нигера требовали большего от Orano (ранее Areva), одного из государственных производителей ядерного топлива во Франции, в плане гарантий безопасности для нигерских сотрудников и повышения цен на уран», – сообщила тогда France 24. Именно демпинговые закупочные цены на уран из Нигера делали его столь привлекательным для бывшей метрополии по сравнению с другими источниками сырья для производства ядерного топлива. Во Франции каждая третья лампочка зажигается благодаря нигерскому урану.

В Нигере добычу урана ведут две компании – SOMAIR и COMINAK. В первой доля Оrano SA 63,4% во второй – 34,0%. Остальные доли принадлежат государственной компании Нигера и частным инвесторам.

Во Франции работают 56 атомных энергоблоков, которые вырабатывают около 63% электроэнергии в стране. Как отмечает издание Politico, из-за напряженности в Нигере и возможных перебоев с поставками урана ЕС станет еще проблематичнее вводить какие-либо ограничения в отношении России в ядерной сфере.

Сейчас добыча в Нигере ведется только на месторождении компании SOMAIR (63,4% — у французской Orano, 36,66% — у госкомпании Нигера SOPAMIN) возле города Арлит на севере страны. Уран перевозят с карьера сначала автотранспортом, затем по железной дороге до соседней Республики Бенин, а затем из порта Котону по морю в основном во Францию на переработку.

Пока Париж терял связи и взаимопонимание с Нигером, США признали переходное правительство и сохранили военную базу в этой стране. Вашингтон также выразил готовность продолжать военное сотрудничество. Кроме того конце декабря 2023 года прошло сообщение о том, что американо-канадская Global Atomic, частью которой владеет чисто американская Regent Mercantile, собирается инвестировать в урановый рудник Даса в Нигере и использовать там инновационные подходы. Объем инвестиций был оценен в 11 млн долл. Официально американо-канадская компания должна начать свою деятельность в 2025 году. Но после решения Ниамея о разрыве военных отношений с Вашингтон теперь не понятна и судьба этого уранового проекта. И все это играет на руку России. Ведь стоимость импорта урана из РФ для Евросоюза достигла максимума с 2013 года — 1713 евро за килограмм, выяснило РИА Новости на основании открытых данных.

Россия главным образом поставляет в Евросоюз обогащенный уран. Его стоимость для него растет последние три года: в 2021 году она составляла 678 евро за килограмм, в 2022 году — 1163 евро за килограмм, а по итогам 2023 года достигла 1713 евро за килограмм. Таким образом для ЕС цена выросла с досанкционного 2021 года в 2,5 раза. Это максимальное среднегодовое значение с 2013 года — тогда килограмм российского урана обходился объединению в 2004 евро, что до сих пор является рекордом в современной истории. В целом объемы поставок российского обогащенного урана в ЕС по итогам прошлого года составили 253 тонны на 430 млн евро. Таким образом, на Россию пришлось 19% всех его покупок странами ЕС. Первое место с долей в 28% заняла Великобритания (365 тонн на 678 млн евро), а второе с долей в 20% — Нидерланды (263 тонны на 311 млн евро).

Пока нет данных о том, что Москва готова и намерена начать жесткую борьбу с западными компаниями за добычу урана в Нигере. Пока что проявился только иранский «след». Тем более что в свое время в начале 1990-х РФ закрыла свое посольство в Ниамее. Но визиты заместителя министра обороны России Ю-Б.Евкурова в Нигер в декабре 2023 года и главы нигерского правительства Али Ламина в Москву в январе с. г. наталкивают на вывод о том, что российские намерения в отношении Нигера вполне конкретны. Вопрос в том, хватит ли на это финансовых ресурсов и не встретит ли  там Россия активного сопротивления Запада. Ведь уран — стратегический материал и для США. На 2024 год президент Дж.Байден запросил на закупку обогащенного урана за границей 2,2 млрд долл., причем основные закупки его приходится на Россию ( в 2023 году — 27%  от импорта). Такая зависимость от Москвы не нужна ни Вашингтону, ни Брюсселю.

Остается подождать дальнейшего развития событий, чтобы понять, откроется ли в Сахеле и в Африке в целом новый фронт противостояния между Россией и НАТО. Ведь для обеспечения своего присутствия в Нигере Москве придется направить туда свои войска или персонал ЧВК, в том числе для защиты правящего режима от террористов и других враждебных сил, а также для защиты уранового месторождения. США и Франция держали для этого свыше 2,5 тысяч военных. А это дорогое удовольствие, учитывая, что страна не имеет выхода к морю и географически весьма далека от России. Издержки могут превысить прибыль.

56.03MB | MySQL:118 | 0,536sec