По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI)[i], в период первого президентского срока Э.Макрона (2017-2021) доля Франции на мировом рынке вооружений увеличилась вдвое по сравнению с периодом 2012-2016 годов и составила 11% от общемирового объема. При этом более трети (37%) французского экспорта вооружений и военной техники пришлась на Ближний Восток. Основными ближневосточными получателями французской военной техники были Катар и Египет.
Также известно, что Министерство вооруженных сил Франции в отчете парламенту приводит отдельно данные по стоимости полученных заказов и по поставкам оборудования, согласно которым Ближний Восток лидировал как с точки зрения стоимости полученных заказов (40%), так и в отношении поставок (23%). При этом в топ-5 стран по совокупной стоимости заказов предсказуемо вошли четыре ближневосточные страны – Египет, Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ.
По сравнению с периодом 2012-2016 годов наблюдается относительное постоянство. Доля стран Ближнего Востока в объеме заказов сократилась примерно на 8%, при этом объем поставок в них увеличился почти на 10%. Таким образом, страны региона, в частности, Египет, Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ, остаются ключевыми партнерами Франции в сфере экспорта вооружений.
Такие результаты выглядят впечатляющими, но еще более интересными представляются успехи Франции в военном экспорте в первый год второго президентского срока Э.Макрона. Согласно отчету Министерства вооруженных сил Франции, 2022 год ознаменовался рекордом для французской оборонной промышленности – были достигнуты экспортные соглашения почти на 27 млрд евро. В этот подсчет вошла и часть «сделки века» с ОАЭ о продаже 80 истребителей «Рафаль» и 12 боевых вертолетов (около 16 млрд евро), контракт по которой был подписан в конце 2021 года и вступил в силу в 2022-м.
О том, насколько успешен на ближневосточном направлении был для Франции 2023 год, на текущий момент рассуждать рано – ввиду отсутствия официальных данных. Однако, уже будучи заметным игроком на мировом рынке вооружений, Франция неизбежно привлекает к себе внимание независимо от успеха, как в случае с подписанием упомянутого контракта с ОАЭ.
Как известно, во Франции решения о выдаче разрешений на экспорт оружия принимает Межведомственная комиссия по контролю над экспортом продукции военного назначения (CIEEMG). В состав этой комиссии входят представители перечисленных министерств. Генеральный секретарь по вопросам обороны и национальной безопасности (SGDSN) занимает роль председателя, он действует от имени премьер-министра и следит за тем, чтобы разрешение на экспорт оружия не создавало рисков для национальной безопасности и политического имиджа Франции. Такой подход позволяет учесть интересы Франции в различных сферах, однако участникам комиссии не всегда удается прийти к консенсусу или даже компромиссу, и тогда к разрешению спорных вопросов подключается премьер-министр или даже президент.
Так было, например, в 2018 году, когда Министерство вооруженных сил и Министерство Европы и иностранных дел не смогли прийти к соглашению относительно разрешения на операцию по экспорту оружия в Саудовскую Аравию из-за войны в Йемене, и президент Э.Макрон вмешался, поддержав Министерство вооруженных сил, которое выступало за то, чтобы сделка состоялась. Этот фактор можно рассматривать как благоприятный для политики Франции в области экспорта вооружений, поскольку он позволяет учитывать интересы заинтересованных ведомств, но не парализовать процесс принятия решений в случае расхождения интересов. Это позволяет Франции проводить относительно последовательную политику в области экспорта вооружений.
Тем не менее, необходимо отметить, что процесс принятия решений в рамках CIEEMG не прозрачен, поскольку заседания комиссии проходят в закрытом формате, а информация о них конфиденциальна. С одной стороны, это позволяет Франции защищать свои оборонные секреты и секреты своих партнеров, с другой стороны, отсутствие информации в наиболее деликатных случаях ставит под сомнение соблюдение Францией своих международных обязательств по линии Договора о торговле оружием и Общей позиции Совета ЕС 2008/944/ОВПБ от 08.12.2008 (с изменениями от 16.09.2019). Особенно остро эта проблема проявила себя в контексте продажи оружия Саудовской Аравии и ОАЭ, которые вовлечены в вооруженный конфликт в Йемене.
Важность экспорта сложно переоценить, особенно когда речь идет о крупных контрактах. Например, 2021 год ознаменовался подписанием множества мелких сделок, но наибольшую экономическую ценность имеют крупные контракты на поставку Rafale, подписанные с Египтом (почти 4 млрд евро) и ОАЭ (в общей сложности около 16 млрд евро). Эти соглашения имеют важное экономическое значение не только для крупнейших военных авиастроительных концернов вроде Dassault Aviation, MBDA, Thales и Safran, но и для примерно 400 субподрядчиков оборонной промышленности, входящих в цепочку производства истребителя.
В реальности трудно определить, в какой степени партнерские отношения, сложившиеся в результате экспорта оружия, воспринимаются как стратегические с точки зрения покупателей, ведь они могут покупать французское оружие из-за выгодного соотношения цены и качества или потому, что доверяют опыту Франции, но сам по себе этот факт не является показателем того, что они рассматривают Францию как стратегического партнера. Например, для основных клиентов – Египта, Катара, Саудовской Аравии и ОАЭ – Франция выступает лишь вторым по величине поставщиком оружия, уступая США и России.
К тому же многие государства Ближнего Востока (среди которых такой важный для Франции партнер как Саудовская Аравия) покупали оружие не только для того, чтобы обеспечить свою безопасность в краткосрочной перспективе, но и чтобы выиграть время для развития собственной оборонной промышленности в будущем. Поэтому их запрос теперь не ограничивается приобретением готовых систем вооружений, а включает и передачу технологий, возможности совместного производства, привлечение местных субподрядчиков и инвестиций[ii].
Таким образом, французская политика в сфере экспорта вооружений в страны Ближнего Востока характеризуется значительной устойчивостью и последовательностью в отношении концептуальных основ, а также адаптивностью в использовании возможностей, возникающих для продвижения интересов Франции, будь то благодаря международной обстановке, собственным институциональным возможностям, развитой оборонной промышленности или иным обстоятельствам. Это позволяет Франции заключать крупные контракты со странами региона, при том, что существуют и сдерживающие факторы вроде растущего недовольства со стороны гражданского общества и усиления конкуренции на мировом рынке вооружений. Пока что французский подход остается рабочим, и Париж может пожинать плоды многолетних трудов, но насколько устойчив этот успех, покажет ближайшее будущее.
Также в случае необходимости интервенции французские ВС смогут рассчитывать на определенный уровень оперативной совместимости между своими вооруженными силами и вооруженными силами партнеров. В этой связи французский подход к экспорту вооружений можно охарактеризовать логикой взаимной выгоды.
[i] https://www.theguardian.com/world/2023/mar/13/france-challenging-russia-as-second-biggest-arms-exporter-behind-us
[ii] https://www.lemonde.fr/en/international/article/2023/11/09/french-military-aid-to-ukraine-estimated-at-3-2-billion_6241996_4.html#:~:text=In%20response%20to%20criticism%20that,delivered%20and%20military%20training%20provided