О ситуации с проходом коммерческих судов и военных кораблей через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы

В прошлом году движение коммерческих судов через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы немного восстановилось после предыдущего минимума, в то время как количество военных кораблей резко сократилось на фоне российско-украинской войны между 2022 и 2024 годами. Турецкие проливы являются важнейшими водными путями, находящимися под контролем Турции, их общая протяженность составляет 164 морских мили между Черным и Эгейским морями. Сюда входят пролив Дарданеллы (Чанаккале) протяженностью 37 морских миль, Мраморное море протяженностью 110 морских миль и Стамбульский пролив протяженностью 17 морских миль. Согласно статистике, в 2023 году Стамбульский пролив прошли 39 000 судов по сравнению с 35 146 в предыдущем году, что является самым низким показателем за десятилетие. Трафик через Стамбул достиг максимума в 2007 году, когда было 56 606 судов, и постепенно сокращался, прежде чем на него существенно повлиял российско-украинский конфликт. Основной категорией судов, использующих Стамбульский пролив, были суда для перевозки генеральных грузов, за ними следовали зерновозы. Танкеры с нефтью и сжиженным газом заняли третье место, за ними следуют суда, перевозящие химические продукты. Наиболее значительное сокращение морских перевозок наблюдалось на военных кораблях. До 2022 года количество военных кораблей, проходящих через Стамбульский пролив, составляло в среднем около 200 в год, иногда достигая максимума в 300, а в другие годы снижаясь до 100. Однако с началом российско-украинской войны количество военных кораблей, которым разрешено использовать Стамбульский пролив, резко сократилось: в 2022 году пролив использовали только 30 военно-морских судов, а в 2023 году — 33. Как указывают турецкие эксперты, это связано с тем, что Турция начала применять в военное время положения Конвенции Монтре, договора, подписанного 20 июля 1936 года Турцией, Болгарией, Францией, Великобританией, Австралией, Грецией, Японией, Румынией, Советским Союзом и Югославией. Начиная с февраля 2022 года, он закрыл проливы для военных кораблей из любой страны, независимо от того, граничат ли они с Черным морем, за исключением военных кораблей, возвращающихся на базу в Черном море. Это, вероятно, указывает на то, что большинство, если не все, военных кораблей, которые пересекли Стамбульский пролив в 2022 и 2023 годах, были российскими, поскольку Украина не обладает военно-морским флотом. Конвенция Монтре 1936 года признает три типа прохода военных судов: в мирное время, во время войны и при непосредственной угрозе войны. В отличие от концепции безопасного прохода, признанной обычным международным правом, Конвенция Монтре налагает значительные ограничения с точки зрения административных и дипломатических протоколов, ограничений по объему и продолжительности пребывания иностранных судов, проходящих через Турецкие проливы, и их присутствия в Черном море. В мирное время легкие надводные суда (определяемые как военные корабли водоизмещением более 100 тонн, но не более 10 000 тонн) всех стран могут проходить через проливы после направления предварительного уведомления Турции, как того требует конвенция. Турция сохраняет за собой право не выполнять требование об уведомлении, если военные корабли проходят через пролив с целью оказания гуманитарной помощи. Согласно конвенции, иностранные страны обязаны уведомлять турецкие власти перед проходом. Согласно статье 13, страны, граничащие с Черным морем, должны предоставить предварительное уведомление за 8 дней до прохода, в то время как страны, не расположенные на Черном море, должны сделать это за 15 дней до прохода. Проход должен произойти в течение пяти дней после уведомления. Военно-морские корабли, такие как подводные лодки, также должны проходить в светлое время суток и по воде, с некоторыми исключениями и правами, предоставленными исключительно прибрежным странам Черного моря. Также существуют ограничения на общий тоннаж и типы военных судов. Согласно статье 14, за исключениями, изложенными в статье 3 конвенции и Дополнении III, максимальный тоннаж иностранных военно-морских сил, совершающих транзитный переход через проливы, не должен превышать 15 000 тонн. Однако, согласно статье 11, страны, граничащие с Черным морем, могут разрешить своим судам превышать лимит, установленный в статье 14, при условии, что их сопровождают не более двух эсминцев или они следуют самостоятельно. Для военных судов стран, не расположенных в Черном море, вводятся подробные ограничения на общий тоннаж и продолжительность пребывания в Черном море. Естественно, во время войны, если Турция является воюющей стороной, она имеет право действовать так, как сочтет необходимым, и имеет право закрыть проливы для всех иностранных военных судов. Это право также признается за Турцией, если она ощущает непосредственную угрозу войны. У Турции есть определенная свобода действий в соответствии со статьей 17, которая разрешает военно-морским силам любого тоннажа или состава нанести визит вежливости ограниченной продолжительности в порты проливов по приглашению турецкого правительства. В таких случаях ограничения по тоннажу и численности, предусмотренные конвенцией, не применяются. Военные корабли нечерноморских держав не могут оставаться в Черном море дольше 21 дня. Несмотря на то, что Конвенция Монтре стала предметом многочисленных дискуссий с момента ее вступления в силу, она пережила серьезные кризисы, включая Вторую мировую войну и распад Советского Союза и Варшавского договора, а также конфликты России с Украиной и Грузией. 28 февраля 2022 года президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Турция выполнит положение Конвенции Монтре для деэскалации российско-украинского кризиса. «Мы решили использовать полномочия, предоставленные нашей стране Конвенцией Монтре в отношении движения судов в проливах, таким образом, чтобы предотвратить эскалацию кризиса», — сказал Эрдоган, добавив, что Турция не будет разрывать свои связи ни с Россией, ни с Украиной. Он раскритиковал союзников по НАТО за недостаточные действия, отметив при этом, что Турция выполнит свои обязательства как союзник.

Аналогичная картина постепенного сокращения в течение десятилетия наблюдалась и при транзите судов через пролив Дарданеллы, хотя и не в такой степени, как в Стамбульском проливе. Отчасти это связано с тем, что часть трафика, использующего пролив Дарданеллы, попадает в Стамбул, не направляясь дальше в Черное море. В 2023 году наблюдалось небольшое восстановление: через Дарданеллы прошли 44 892 судна, что на 6 процентов больше, чем в предыдущем году. Из них в общей сложности 46 военно-морских судов прошли Дарданеллы в 2023 году, что указывает на то, что примерно дюжина военных кораблей осталась в Мраморном море, не продвинувшись дальше. Считалось, что эти корабли принадлежат союзникам Турции по НАТО. В 2022 году их число было зафиксировано на уровне 34, при этом 24 военных корабля использовали пролив в январе и феврале, прежде чем начался кризис на территории Украины. Также интересно отметить, что Турция не разрешала проход никаким военным кораблям в течение шести месяцев в 2022 году. Это говорит о том, что турецкие власти более строго соблюдали запрет на провоз военных кораблей в 2022 году по сравнению с 2023 годом, в течение которого количество проходов военных кораблей ежемесячно увеличивалось. Статистика перевозок через турецкие проливы ведется Генеральным управлением береговой безопасности (Kıyı Emniyeti Genel Müdürlüğü, KEGM), которое действует при Министерстве транспорта и инфраструктуры. Закон обязывает KEGM «повышать безопасность судоходства и защищать жизнь, имущество, окружающую среду и безопасность на море в зонах морской юрисдикции Турции и турецких проливах».

Одной из причин сокращения количества судов является то, что турецкие проливы использует больше судов с большей грузоподъемностью по сравнению с судами с меньшей грузоподъемностью, что отражает тенденцию, наблюдаемую в мировой судоходной отрасли. В 2022 году в Стамбульском проливе было зарегистрировано 35 146 проходов судов, при этом транзитные проходы составили 58,8% от общего числа. Это представляет собой сокращение на 8,8% по сравнению с 38 551 проходом, зарегистрированным в 2021 году. Общая валовая вместимость судов сократилась на 14,3% по сравнению с предыдущим годом до 541,5 млн, в то время как общая чистая вместимость снизилась на 14,4% до 292,6 млн. Кроме того, общий объем перевезенных грузов сократился на 17,6% с 465,4 млн тонн в 2021 году до 383,3 млн тонн.

55.75MB | MySQL:116 | 0,861sec