Алжирские власти утверждают, что им удалось победить рост цен на продукты питания во время месяца Рамадан. Однако из регионов приходят диаметрально противоположные сведения.
Алжирские власти утверждают, что им удалось справиться с ростом цен во время месяца Рамадан. Борьба с ростом стоимости продуктов осуществляется с помощью «интервенции» приобретенного за рубежом продовольствия. Которое далее распространяется через тысячи созданных по всей стране торговых точек по заниженной стоимости.
Однако несмотря на победные реляции алжирского руководства на деле ситуация несколько иная. И в этом косвенно признавались сами представители правительства АНДР.
В частности, на минувшей неделе им пришлось в авральном режиме решать усилившуюся «молочную» проблему. Особая роль в этом отведена группе Giplait. В связи с этим она обнародовала новую стратегию, предполагающую установление жесткого контроля над распространением молочной продукции. Кроме того, к производству будут привлечены катарские структуры.
И произошло это, несмотря на утверждения околоправительственных СМИ, согласно которым «В течение месяца Рамадан с молоком не было никаких проблем».
Отчасти это правда. В ключевых точках (крупнейших городах) видимых проблем с покупкой молока по субсидируемым ценам не было, чего не сказать о более мелких населенных пунктах. Куда подобная продукция доходит гораздо реже.
Что и вызвало решение алжирских властей дополнительно расширить производство и распределение молока. О чем и заявила 6 апреля генеральный директор группы Giplait Самах Лахлух, открывая совместно с губернатором провинции Оран шесть дополнительных торговых точек в населенных пунктах Гдьель, Арзев, Бетиуа и Бир-эль-Джир, Хай-эль-Ясмин, Хай-Ан-Нур и Бельгайд.
На них кроме сырого молока будут продаваться и молочные продукты, включая сливочное масло, молочные сливки и различные виды йогурта и сыра. Цены на них также должны быть искусственно занижены по сравнению с рыночными.
Сделано это было с учетом жалоб населения, представители которого утверждали, что до них плохо доходит субсидируемые властями молоко и молокопродукты, и результатов исследования рынка.
Со своей стороны губернатор провинции Оран заявил, что «группа Giplait увеличила имеющуюся квоту» этого региона «на сухое молоко на 20 процентов. Что позволило улучшить снабжение населения вилайи субсидируемой продукцией».
И, по его признанию, только на организацию и работу новых торговых точек было выделено дополнительно 10 млн динаров (74340 долларов). В какую сумму ежемесячно они обойдутся алжирскому бюджету с учетом открытия тысяч таких магазинов, не сообщается.
Причем алжирские власти обещали «в ближайшее время в Оране и других вилайетах открыть дополнительные торговые точки, чтобы стать ближе к гражданам».
Еще одним местом, где особенно проявился в последние недели молочный кризис, стала кабильская провинция Тизи-Узу в центре побережья страны.
Там же ощущается нехватка и других продуктов, и, как следствие этого, рост цен. Так, по данным жителей этой и других «берберских» провинций, «в то время как продуктовые магазины в Алжире и других городах переполнены, в горных регионах ситуация иная и их жители обратились в социальные сети с беспокойством относительно того, смогут ли импортные товары попасть на их рынки. Если жители Алжира наедаются доступным красным мясом из Бразилии, то мы в Тизи-Узу его не видим и не пробуем», — такие сообщения встречаются довольно часто.
Не случайно, что туда пришлось в итоге выехать для оценки и исправления ситуации самому министру торговли страны Тойебу Зитуни.
Тем временем алжирцы утверждают, что властям удалось лишь частично решить проблему и в других провинциях. Причем чем дальше от крупных городов от Орана и Алжира, тем наблюдается больший рост цен на продукты. В частности, на сушеные бобовые и фрукты. Которые по их данным в провинции стали недоступны из-за их высоких цен.
Также алжирцы жалуются на «постепенный рост цен на картофель, перец, зеленые фасоль, горошек, апельсины и клубнику».
Во многом это обусловлено тем, что прошлогодняя засуха нанесла сильный удар по национальному сельскому хозяйству, а импортных поставок хватает далеко не на всех. В результате спрос зачастую значительно превышает предложение, что приводит к значительному росту цен.
Несмотря на это в ходе своей поездки в Тизи-Узу Зитуни утверждал: «стоимость пищевой продукции, включая молочную, оставалась доступной для населения». Впрочем, тут же он указал: «Экономические операторы и молочные заводы должны инвестировать в производство сырого молока, а не полагаться на импорт сухих смесей». Что явно не свидетельствует относительно отсутствия проблемы.
Кроме того, Зитуни сообщил, что его ведомство работает над проектом реорганизации системы распределения молока по всей территории страны, «в которой работает около 2300 дистрибьюторов». И, судя по всему, алжирские власти намереваются укрупнить ее и централизовать, поставив дело распределения продуктов под контроль крупных организаций.
Причем по данным Зитуни государство продолжит работу по сохранению низких цен на продукты и после месяца Рамадан с помощью нового подхода к управлению коммерческой деятельностью, предполагающего сокращение, а в перспективе и ликвидацию «наживающихся» на алжирцах посредников.
Таким образом, тысячи открытых перед и во время Рамадана торговых точек продолжат работу и в дальнейшем.
Также Зитуни сообщил о готовности властей продолжать усилия по стабилизации цен на «белое и красное мясо продолжением их импорта». Благодаря чему их стоимость «значительно снизились в течение месяца Рамадан и мясо оставалось широко доступным именно благодаря их импорту в больших количествах властями».
В целом же по данным Зитуни, алжирскому руководству удалось успешно решить все проблемы с завышением продуктовых цен за исключением бананов, цены на которые по его признанию «выросли неоправданно. Это обусловлено настойчивостью некоторых, желающих придерживаться старой практики обогащения и виновные будут наказаны по закону».
В частности, особенно суровые меры министр торговли и содействия экспорту 4 апреля обещал обрушить против руководства государственной компании по реализации и управлению оптовыми рынками Магрос после зафиксированных «ценовых завышений».
Его представители были оперативно уволены. Им также грозит уголовное преследование. Причем явно не только за резкое подорожание бананов.
Кроме того, согласно признанию Зитуни, он намерен окончательно сокрушить сотни тысяч мелких торговцев при помощи «перехода к организованному рынку с крупными розничными сетями и системой распределения, а также центрами закупок». Все это, по его мнению, «решит проблему дефицита и контроля цен».
Между тем, говорить о победе над ценами рано и потому, что Рамадан еще не кончился.
Кроме того, заявление Зитуни косвенно свидетельствует в пользу пересмотра давней практики алжирского правительства по искусственному ограничению импорта. Вопрос – сколько это будет стоить алжирской казне с учетом того, что подобные закупки контролируются государством.
Однако в любом случае дальнейшее расширение программы продуктов субсидирования приведет к дополнительным серьезным тратам средств из и без того дефицитного бюджета.
В целом же на субсидирование товаров даже без предпринятой в текущем году продуктовой интервенции ранее ежегодно уходили многие миллиарды долларов. Достаточно указать на примере молока, что это весьма значительные суммы. Так, литр этого пакетированного продукта в Алжире по закону положено продавать за 25 динар (0.19 доллара), тогда как в мире средняя его стоимость составляет порядка 1.57 доллара. И если даже власти АНДР вкладывают в дешевое молоко по доллару за пакет при учете того, что ежегодно в этой стране потребляется миллиарды литров молока, становится понятна нагрузка на алжирский бюджет только по одному виду этой продукции.
Вопрос – как долго руководство Алжира сможет искусственно сохранять столь дорогостоящий для него социализм с учетом неуклонно увеличивающегося населения.