Структура террористического ландшафта Пакистана. Часть 3

В последние месяцы подрывную деятельность против правительственных сил и китайских проектов в Пакистане активизировали белуджские сепаратисты. В первом квартале 2024 года белуджские боевики совершили 62 нападения, в результате которых погибло 65 сотрудников сил безопасности и гражданских лиц. Округ Макран и прилегающие к нему районы остаются наиболее пострадавшими от действий экстремистов, поскольку на их территории действуют два крупнейших сепаратистских формирования – «Освободительная армия Белуджистана» (ОАБ) и «Фронт освобождения Белуджистана» (ФОБ). Боевики этих организаций совершили 14 нападений в районе Кеч, 6 в Гвадаре, 10 в Панджгуре и 6 в районе Харан. Подрывная деятельность ОАБ и ФОБ ведется и в других частях провинции Белуджистан. При этом наибольшей угрозе подвержен округ Гвадар, поскольку на его территории реализуются масштабные проекты в рамках Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК) и другие китайские инициативы. Пакистанские силы безопасности не могут подавить экстремистскую угрозу в провинции  Белуджистан с тех пор, как в 2005 году на ее территории вспыхнули боевые действия. Повстанцы используют глубоко укоренившееся недовольство местного населения, которое считает, что ресурсы провинции используются в интересах пакистанской политической элиты. Белуджистан сильно отстает от остальной части Пакистана по показателям развития – от дохода на душу населения до уровня грамотности. Недовольство местных жителей только усугубляется тем, что центральное правительство открыто приветствует реализацию китайских инвестиционных проектов на территории провинции. Белуджи опасаются, что наплыв в район зарубежных специалистов усугубит проблему безработицы, что, в свою очередь, проложит путь к дальнейшей маргинализации местного населения. С 2014 по 2021 год нападения белуджских повстанцев происходили с разной частотой. В этот период они пытались максимально расширить свое влияние в провинции Пенджаб. Однако в основном их деятельность была сосредоточена на Карачи, где им удалось организовать нападения на китайское консульство и Пакистанскую фондовую биржу. Карачи на протяжении долгого времени оставался целью белуджских группировок, поскольку в нем были сосредоточены крупные китайские проекты. Однако в центре их внимания также находился регион Макран. Каждое крупное нападение на китайские проекты и пакистанские силовые структуры в регионе вынуждало власть принимать строгие контрмеры, включающие поисковые операции и увеличение числа контрольно-пропускных пунктов. Сложившаяся ситуация породила гневные настроения среди местного населения и спровоцировала движения протеста, в основном со стороны рыбаков Гвадара, которые выступали против незаконного лова траулерами в их водах и отправкой улова в Китай. Серия нападений на погранкорпуc в Панджгуре и Ношках в 2022 году положила начало новому этапу в эволюции движения белуджских сепаратистов. На этом этапе бригада «Маджид» – подразделение ОАБ, состоящее из террористов-смертников, стала более мощной и организованной. Ее боевики организовали серию нападений, включая атаку террористки-смертницы на Институт Конфуция в Университете Карачи. Таким образом, сепаратистское движение белуджей полностью вышло из-под контроля его сосланных лидеров, в числе которых – Хирбиайр Марри (ОАБ), Брахамдаг Бугти (Республиканская партия Белуджистана) и депутат ассамблеи провинции Белуджистан Бахтияр Домки. Следующий этап роста террористической активности белуджских группировок начался в первом квартале 2024 года, когда боевики напали на город Мах и осуществили скоординированное нападение на порт Гвадар в марте. На этом этапе сепаратистское движение начало оказывать давление на проконституционные националистические партии, в частности, «Национальную партию» доктора Малика Белуджа и «Национальную партию Белуджистана», возглавляемую кланом менгалов. Эти партии столкнулись с падением доверия к ним со стороны местного населения и продемонстрировали низкий результат на всеобщих выборах 8 февраля. В свою очередь, их руководство, будучи несогласным с результатами, поднимает вопросы о справедливости избирательного процесса. Уровень гнева среди населения провинции возрос после убийства молодых белуджей сотрудниками государственного управления по борьбе с терроризмом.  Данный инцидент спровоцировал протесты со стороны семей пропавших без вести белуджей, что положило начало народному агитационному движению в Белуджистане. В случае, если недовольство белуджских сепаратистов продолжит развиваться такими же темпами, вскоре их движение приобретет политическое лицо, что будет иметь негативные последствия для пакистанских властей, поскольку Исламабаду придется разработать альтернативную политическую стратегию взаимодействия и примирения, чтобы справиться с проблемой, которую он в течение долгого времени избегал. Стратегия противодействия сепаратизму белуджей на первом этапе развивалась вокруг решения проблем провинции. В 2008 году «Пакистанская народная партия» инициировала специальную программу поддержки населения «Агаз-е-Хукук-е-Белуджистан», которая представляет собой многоплановый комплекс мер, объединяющий политические, административные и экономические инициативы федерального правительства. Целью программы, которая так и не была полностью реализована, являлось решение давних проблем провинции и улучшение положения ее жителей. Аналогичным образом, бывший премьер-министр Пакистана Наваз Шариф в 2015 году представил инициативу «Пур-Аман (мирный) Белуджистан», призванную интегрировать белуджей в общенациональное русло. Позже правительство партии Имрана Хана «Техрик-е-Инсаф» решило продолжить реализацию этой стратегии. Инициатива соответствовала Национальному плану действий, согласно которому правительство провинции наделялось полномочиями решать ряд проблем самостоятельно. Однако проблемы в сфере безопасности затмили эти политические инициативы. Процесс примирения, начатый правительством провинции при участии бывших главных министров Наваба Аслама Райсани и Малика Белуджа, был сорван без каких-либо веских причин. Правительственные силы безопасности предпочли «политику капитуляции» и объявили о поощрении боевиков, сложивших оружие. Инициатива «Пур-Аман Белуджистан» выстраивалась вокруг политики капитуляции, хотя большинство политических деятелей и аналитиков считают этот подход ошибочным. Многие вожди местных племен и белуджские политические деятели воспользовались этой политикой и устроили фальшивую капитуляцию ради финансовой и политической выгоды. Пакистанские эксперты считают, что число реальных боевиков, сдавшихся властям, гораздо меньше, чем утверждается. Второй этап стратегии противодействия сепаратизму заключался в том, чтобы начать диалог государства с обществом сразу после нападений в Ношки и Панджгуре. Представители правительства посещали университеты, организовывали публичные встречи молодежи с политическими деятелями и пытались ответить на непростые вопросы. Диалог помог ослабить ограничения на контрольно-пропускных пунктах, вновь открыть и расширить торговые маршруты через границу с Ираном. Также правительством были закрыты глаза на теневую торговлю нефтью с целью осуществления более пристального контроля над повстанцами. Тем не менее, недавние теракты белуджских сепаратистов подвели ситуацию к тому, что пакистанское правительство с высокой долей вероятности вновь прибегнет к жесткому подходу, откажется от диалога и сотрудничества с националистическими политическими партиями и движением пропавших без вести белуджей.

55.71MB | MySQL:118 | 0,831sec