ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
В марте Израиль продолжил проведение операции «Железные мечи» в секторе Газа, а также точечные действия против «Хизбаллы» в районе своих северных границ. В области внешней политики основное внимание было приковано к Совету Безопасности ООН и БАПОР, а также нарастающим противоречиям с США. Центральным внутриполитическим событием можно считать принятие Кнессетом обновленного бюджета на текущий год. Об этих и других событиях пойдет речь в настоящем обзоре.
Вопросы войны и мира
В марте операция ЦАХАЛ «Железные мечи» была сосредоточена на Хан-Юнисе и его окрестностях, включая город Аль-Карара, а также на районе эз-Зейтун. Помимо этого, повторная миссия по ликвидации террористической инфраструктуры проводилась в больнице «Аль-Шифа» палестинских боевиков. Среди ликвидированных значился заместитель командующего «Бригад Изз ад-Дина аль-Кассама» М.Исса.
Неспокойной оставалась обстановка на севере, где «Хизбалла» продолжила ракетные обстрелы Израиля, в ходе которых пострадали не только граждане страны, но и иностранные рабочие из Индии. В ответ ЦАХАЛ атаковал позиции ливанской шиитской группировки и проиранского ополчения в районах Эн-Накура и Баальбека. 29 марта Сирия сообщила о воздушном ударе по Алеппо, в результате которого были ликвидированы 6 членов «Хизбаллы».
Официальные визиты и переговоры
Динамика обмена официальными визитами в марте вновь была не слишком интенсивной, что можно объяснить сосредоточенностью на военной кампании в Газе, продолжающейся активизацией внутриполитической борьбы, а также дополнительными выходными по случаю Пурима. Вместе с тем, общение на различных уровнях с ключевыми государствами-партнерами поддерживалось. В Иерусалиме состоялись переговоры премьер-министра Израиля с канцлером ФРГ О.Шольцем и главой правительства Нидерландов М.Рютте, в ходе которых затрагивались такие вопросы, как освобождение израильских заложников, отправка гуманитарной помощи палестинскому гражданскому населению в секторе Газа, демонтаж власти ХАМАС и стратегическая значимость расширения операции «Железные мечи» на Рафах.
Диалог с США продолжил свидетельствовать о непростых отношениях ближневосточной страны с ключевым глобальным партнером. В течение месяца были организованы встречи с делегациями Конгресса США, одна из которых была двухпартийной, в то время как на второй, проведенной президентом И.Герцогом, присутствовали только члены Демократической партии. 18 марта состоялся разговор Б.Нетаньяху и Дж.Байдена, по итогам которого пресс-релиз МИД Израиля рапортовал о том, что до администрации Соединенных Штатов была доведена израильская позиция по достижению целей операции «Железные мечи». Примечательно, что данный раунд общения последовал за заочной конфронтацией в ходе которой американский лидер обвинил Израиль в излишней жесткости при ведении боевых действий, а глава правительства ближневосточной страны продемонстрировал решимость нарушить «красные линии» Белого дома в том, что касается операции в Рафахе.
Последней теме была посвящена и личная встреча Б.Нетаньяху и госсекретаря Э.Блинкена 22 марта, завершившаяся, судя по всему, сохранением полярных точек зрения на то, каким должно быть будущее «Железных мечей». В конце месяца правительство Израиля объявило об отказе направить в Вашингтон делегацию для переговоров по Рафаху, что стало следствием решения США не использовать право «вето» на голосовании в ООН по резолюции, призывающей к прекращению огня в секторе Газа. Однако затем последовало уточнение, что визит будет перенесен на «удобную дату», а сам Б.Нетаньяху отметил, что его критичная риторика в действительности была адресована ХАМАС, дабы донести до палестинской группировки, что принятие резолюций ООН как стратегия борьбы «не сработает».
Отношения с международными организациями
Одним из основных направлений деятельности израильской дипломатии на данном треке в марте стало Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР). В начале месяца внешнеполитическое ведомство охарактеризовало как «неудачное решение» перечисление Европейской комиссией 50 млн евро в фонды (БАПОР) до завершения официального расследования о причастности сотрудников данного специализированного учреждения ООН к террористической атаке на Израиль 7 октября прошлого года. В связи с этим МИД анонсировал передачу имеющихся у него данных о БАПОР странам-донорам, а также призвал оказывать необходимую гуманитарную помощь палестинцам в секторе Газа по линии иных организаций.
23 марта глава МИД Израиля И.Кац приветствовал замораживание американского финансирования БАПОР на ближайшие 12 месяцев, отметив, что шаг, поддержанный обеими палатами Конгресса, следует трактовать как признание того факта, что агентство представляет собой «часть проблем, и не может быть частью решения» палестино-израильского конфликта. Вместо этого Вашингтон планирует направить заложенные на нужды БАПОР 175 млн долларов на гуманитарные проекты на Западном берегу и в секторе Газа. Вместе с тем, существует мнение, что указанная мера в отношении специализированного учреждения ООН является не настолько жесткой, насколько ее трактуют сторонники пропалестинских позиций. В частности, запрет на перевод средств вводится на период с марта 2024 г. по март 2025 г., но не на финансовый год, что упрощает последующее размораживание.
11 марта экс-министр иностранных дел Франции К.Колонна, возглавившая независимую группу по изучению деятельности БАПОР, начала визит в Израиль. Поездка включала встречу с генеральным директором МИД ближневосточного государства Я.Блитштейном, помимо этого Иерусалим предоставил имеющиеся в его распоряжении данные, как об участии сотрудников агентства в преступлениях, совершенных против израильтян в «Черный шаббат», так и общие факты использования данного учреждения ХАМАСом, в том числе для размещения террористической инфраструктуры под гражданскими объектами.
Несмотря на оказанное содействие в конце месяца внешнеполитическое ведомство выразило разочарование промежуточным отчетом группы, отметив, что документ «представляет собой попытку скрыть неудачи БАПОР, дабы обеспечить возврат средств агентству». Высказанные предложения по реформированию специализированного учреждения ООН были сочтены «косметическими», «бессмысленными» и «игнорирующими реальность». Отдельно в МИД сделали акцент на том, что обнародованные на данном этапе выводы бросают тень не только на БАПОР или группу по изучению его деятельности, но также на ООН и Генерального секретаря.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
Деятельность правительства
В марте канцелярия главы правительства выпустила заявление, в котором констатировалась «полная незаинтересованность» ХАМАС в переговорах по освобождению израильских заложников, демонстрирующая «отвержение компромиссного предложения Америки». Последняя оговорка, судя по всему, была сделана для Белого дома, продолжавшего, как отмечалось выше, подталкивать Иерусалим к введению режима прекращения огня без соблюдения израильских интересов. В дополнение к этому в течение всего месяца на заседаниях кабмина Б.Нетаньяху подчеркивал готовность добиться всех ранее обозначенных целей военной кампании в секторе Газа. В марте правительство также вело подготовку к Рамадану. На совещании по этому вопросу Б.Нетаньяху обещал «сделать все, чтобы защитить свободу вероисповедания на Храмовой горе, принимая во внимание потребности охраны и безопасности».
Пожалуй, наиболее спорным с точки зрения международного сообщества шагом стало утверждение министерством обороны проекта строительства 2402 новых единиц жилья в Маале-Адумим, 694 – в Эфрате, 330 – в Кейдаре. Данное решение последовало за февральским призывом министра финансов Б.Смотрича санкционировать расширение строительства в указанных населенных пунктах, что он счел «адекватным сионистским ответом» на теракт близ Маале-Адумим 22 февраля. Впрочем, можно предположить, что в реальности такой ответ был дан американской администрации, которая ранее ввела санкции против нескольких поселенцев.
Повестка дня Кнессета
В середине марта 62 голосами «за» при 55 «против» Кнессет принял обновленный с учетом операции «Железные мечи» бюджет на текущий год. В соответствии с главным финансовым документом страны, лимит расходов составит порядка 160 млрд долларов, что почти на 19 млрд выше довоенной версии. В рамках согласованных дополнительных ассигнований планируется 15 млрд выделить на оборонные нужды, а оставшиеся 4 млрд – на сопутствующие гражданские.
По мнению министра финансов Б.Смотрича, предложенный вариант бюджета «имеет четкие цели: выиграть войну, поддержать армию, укрепить тыл и продолжить рост израильской экономики». Глава партии «Еш атид» Я.Лапид, в свою очередь, назвал одобренный проект наиболее «отраслевым, разрозненным и расточительным в истории Государства Израиль». При этом важно, что добиться прохождения соответствующего закона удалось лишь после преодоления разногласий с внутренней оппозицией в правительстве, включая министра сельского хозяйства А.Дихера, выразившего обеспокоенность урезанием ассигнований на вверенное ему направление на 20 %.
Второй значимый законопроект, успешно прошедший итоговые чтения в Кнессете, позволяет жертвам терактов и их родственникам подавать судебные иски против финансирующих терроризм организаций при возможности взыскания ущерба с любого их имущества. Предполагается, что под действие данной меры будет подпадать Палестинская национальная администрация, а для компенсации пострадавшим Израиль получит право использовать средства из фондов налогов, собранных для Рамаллы.
Фокус опросов общественного мнения в марте сместился с выявления электоральных предпочтений израильских избирателей на степень популярности идеи проведения досрочных выборов. С их необходимостью до завершения военных действий в Газе, по статистике 12 канала, согласились 30% всех респондентов и порядка половины из тех, что поддерживают правый лагерь. Еще одной интересной тенденцией, обозначившейся в марте, оказался постепенный рост симпатий в отношении партии «Новая надежда» Г.Саара, вышедшей из союза с «Лагерем государственников» Б.Ганца. Данная политическая сила, решившая действовать далее самостоятельно, пока может рассчитывать на 6 мандатов в Кнессете следующего созыва, ослабляя как конкурентов из партии Ликуд, так и прежних партнеров по блоку.
Ситуация в экономике
Оценки динамики хозяйственной жизни Израиля в марте оказались весьма полярными. Центральное статистическое бюро страны обнародовало итоговую статистику за прошлый год, отметив, что в четвертом квартале экономика сократилась на 20,7% в годовом исчислении под влиянием снижения расходов населения, экспорта и инвестиций. При этом глава Центробанка А.Ярон заявил о высоком уровне готовности к любым сценариям. Также восстановление после октября 2023 г. продолжили акции израильских компаний, причем как на Тель-Авивской, так и на мировых фондовых биржах, тем самым давая возможность поддерживать курс шекеля. При этом среди зарубежных экономистов возникло мнение, что подобный оптимизм не в полной мере соответствует геополитической реальности, в частности, практически исключая вероятность полномасштабной военной операции на северном фронте против «Хизбаллы».
ЦИТАТА МЕСЯЦА
«Явным отходом от последовательной позиции США в Совете Безопасности» было названо в комментарии канцелярии главы правительства Израиля упоминавшееся выше решение Белого дома не использовать свое право вето на голосовании по резолюции, призывающей к прекращению огня в зоне ближневосточного конфликта. При этом возмущение Иерусалима было обусловлено главным образом тем, что указанный документ требовал «немедленной» остановки операции «Железные мечи» на время Рамадана, не увязывая данный шаг напрямую с освобождением израильтян, остающихся в плену у палестинских террористов с 7 октября 2023 г. В более широком смысле, как счел ряд израильских политических обозревателей, опасность резолюции состояла в том, что, с одной стороны, она создала основания для выживания ХАМАС. С другой стороны, в позиции американской администрации начала прослеживаться тенденция к тому, чтобы бороться с правительством Б.Нетаньяху и лично премьер-министром, пренебрегая при этом экзистенциальными интересами Израиля и основами особых отношений двух государств.