Обострение вооруженного конфликта в Судане в середине прошлого года оказывает разностороннее негативное воздействие на развитие всего региона, включая рост миграции в соседние страны, обострение гуманитарной и продовольственной ситуации в наиболее уязвимых из них, таких как Чад, и общую геополитическую дестабилизацию. Одним из прямых угроз для национальной безопасности соседнего Южного Судана стала проблема блокирования транзита нефти через территорию Судана. Поскольку нефть является важнейшим компонентом южносуданского экспорта, обеспечивающим сегодня значительную часть доходной статьи национального бюджета, в условиях неразвитости других секторов экономики, является по сути стержнеобразующим элементом. В денежном измерении, ключевыми позициями экспорта Южного Судана по итогам прошлого года стали сырая нефть (471 млн долларов), очищенная нефть (24 млн долларов), затем следуют золото, кормовой фураж и ячмень (36 млн долларов в совокупности на эти три категории). При этом, основное направление южносуданского экспорта – Китай, Италия, Сингапур, Япония и ОАЭ. Соответственно, транзитный маршрут поставок проходит через соседний Судан, и затем вывозится морским транспортом из Порт-Судана.
Соответственно, любые отклонения от запланированных объемов поставок, а также транзитные задержки ставят власти Южного Судана в весьма сложную ситуацию, обостряя угрозу экономического коллапса и острого голода в стране ввиду нехватки финансирования для обеспечения важнейших социальных обязательств со стороны государства.
В конце февраля с. г. возникли первые существенные перебои с транзитом южносуданской нефти. Суданская сторона официально уведомила своих соседей о блокировке основного трубопровода, по которому поступала южносуданская нефть. Это произошло, по словам cуданского руководства, ввиду обострения вооруженных действий между суданской армией и оппозиционными Силами быстрой поддержки (СБП). Эскалация произошла в непосредственной близости от терминала в районе Порта-Судана, при том что анонимные источники в Хартуме сообщили, что форс мажор возник на территории, контролируемой вооруженной опозицией. Ситуация была урегулирована. Однако впоследствии, в начале марта с. г. возник второй аналогичный эпизод и поставка нефти по основному трубопроводу вновь была приостановлена. 16 марта с. г. министр энергетики и нефти Судана М.Саид на этот раз обратился с официальным письмом к руководству ряда компаний, вовлеченных в добычу нефти в Южном Судане, в котором информировал о том, что не в состоянии предоставить гарантии беспрепятственного транзита нефти. Проблема в перебоях в поставках сырой нефти по вектору Джабалаин-Порт-Судан (трубопровод Bapco), где в районе насосных станций PS4 и PS5 и возникли сбои. Письмо было адресовано в частности руководству Китайской национальной нефтяной компании (CNPC), Китайской интегрированной энергетической и химической компании (Sinopec), Малайзиской нефтегазовой компании (Petronas) и Египетской нефтегазовой компании SSTO. Все эти четыре международных партнера совместно с южносуданской национальной компанией Nile Petrolium сформировали несколько лет назад консорциум, который контролирует основую долю нефтегазовой отрасли Южного Судана. Примечательно, что о масштабах уже нанесенных физических потерь поставляемой нефти и соответствующем финансовом убытке Южному Судану официально не сообщается.
По состоянию на сегодня Южный Судан в среднем производит 175-180 тысяч баррелей нефти в сутки. Этот показатель последовательно рос с начала создания независимого государства, в 2015 году он составлял лишь 145-148 тысяч баррелей в сутки. Имея в распоряжении 3.5 млрд баррелей подтвержденных запасов нефти (23-е место в мировом списке), власти Южного Судана активно стремятся капитализировать этот ресурс.
С учетом геополитической напряженности и высоких рисков перебоев с поставками сырой нефти через Порт-Судан на Красном море азиатским и европейским потребителям, власти Южного Судана ищут альтернативные варианты. Новая стратегия предполагает движение вперед как за счет наращивания объемов экспорта сырой нефти (с надеждой на разблокирование логистики через Судан), так и за счет расширения мощностей по нефтепереработки внутри страны, что реализуется для удовлетворения собственных потребностей в топливе, но также и для налаживания продаж в соседние страны продукции с более высокой добавленной стоимостью. В начале 2024 года власти Южного Судана аноносировали, что вынашивают амбициозный план удвоения показателя производства нефти и доведения общего объема до 350 тыс. баррелей в сутки, как это было до раскола Судана на две части в 2013 году. При этом, власти стремятся перейти к расширенному циклу нефтепереработки в стране для налаживания последующего экспорта продукции в соседние страны, включая Кению, Уганду и Республику Конго. Единственное в стране нефтеперерабатывающее предприятие в Бенту на северо-западе страны, запущенное после пандемии в 2021 году, на сегодня имеет мощность порядка 7-10 тыс. баррелей нефти в сутки. В марте с. г. национальная нефтяная компания Nilepet анонсировала планы по сооружению нового нефтеперерабатывающего завода в стране, для чего компания активно привлекает необходимые инвестиции. Более того, в долгосрочной перспективе на ближайшее десятилетие Южный Судан нацелен построить еще четыре новых нефтеперерабатывающих предприятия. В частности, компания Trinity Energy на низком старте для запуска строительства нового НПЗ рядом с месторождением Палуч в провинции Верхний Нил.
В любом случае, нефтяная промышленность является стратегическим ресурсом Южного Судана, на котором построена вся экономическая модель этого нового государственного образования. Диверсификация производственного цикла, устойчивое обеспечение поставок и расширение добычи и переработки нефти – на базе этих принципов будет построена энергетическая стратегия Южного Судана. При этом, в его коренных интересах – скорейшее урегулирование вооруженного конфликта в Судане, что позволит обеспечить гарантированный транзит нефти через его территорию.