На текущей неделе в Париже состоялась Международная гуманитарная конференция для Судана и соседних стран, организованная совместно Францией, ФРГ и Европейским союзом. Событие, охарактеризованное внешнеполитическим ведомством Пятой республики как «беспрецедентная встреча “команды Европы”» была объявлена продолжением встреч, проведенных в 2020 г. в Берлине и в 2021 г. в Париже, а потому давала возможность немецкой дипломатии позиционировать свою роль не как вспомогательную. Для дополнительного закрепления на этом региональном треке Германия заявила по итогам события о готовности выделить на нужды Судана и его соседей 244 млн евро, что более чем в два раза выше аналогичного французского взноса и не слишком отстает от общеевропейского вклада в 350 млн евро.
Для обозначения позиции федерального правительства на площадке мероприятия выступила министр иностранных дел Германии А.Бербок («Зеленые»). По ее словам, происходящее в Судане является «худшим кризисом перемещения детей в мире», «крупнейшим кризисом беженцев» и «техногенной катастрофой». Кроме того, немецкий политик обратила особое внимание на «опасность насилия», «постоянные нападения» на представителей международных организаций, «целенаправленное сексуальное и гендерное насилие, используемое воюющими сторонами в качестве оружия» и «этнические зверства в Дарфуре, напоминающие ужасы начала 2000-х гг.». В связи со столь напряженным положением в стране целью указанной конференции, с точки зрения А.Бербок, стала необходимость «громко и ясно продемонстрировать следующее: мы видим ваши страдания, мы знаем, что на нас лежит ответственность. И мы не забудем вас, потому что каждая жизни имеет значение, будь то Украина, сектор Газа или Судан».
В практическом плане, как сообщила глава МИД Германии, перед встречей, созванной «командой Европы», стояла задача «ознаменовать начало существенного изменения поддержки» Судана. Речь в данном случае шла о том, что, по статистике, приведенной А.Бербок, более половины суданцев находятся в критической зависимости от гуманитарной помощи, однако из требующихся для ее оказания в таких объемах 2,7 млрд долларов пока удалось собрать лишь около 6 %. В связи с этим она призвала присутствовавших делегатов от 58 государств, международных и региональных организаций «присоединиться и нести общую ответственность». Отдельно министр обратилась к региональным государствам, принимающим суданских беженцев, пообещав им в обмен немецкую поддержку по линии сотрудничества в целях развития.
Наконец, помимо шагов в гуманитарной сфере, как следует из сказанного А.Бербок, ФРГ по-прежнему призывает к поиску путей урегулирования конфликта, делая ставку в данном случае на взаимодействие с ООН и т. н. инклюзивный политический процесс, частью которого должны быть представители местного гражданского общества. При этом для реализации поставленной задачи Берлин, цитируя пресс-релиз выступления А.Бербок, «Германия ясно дала понять, что мы готовы усилить давление на воющие стороны».
В целом участие ФРГ в Международной гуманитарной конференции для Судана и соседних стран полностью вписывается в стратегию Берлина в регионе, нацеленную на сохранение своего присутствия там через программы по линии сотрудничества в целях развития. Вместе с тем, как кажется, мероприятие раскрывает еще ряд важных нюансов, касающихся как внешнеполитической программы правительства О.Шольца или противоречий внутри него, так и обстановки в партии «Зеленых», которые, судя по всему, уже начали довольно активно готовится к следующим выборам.
Говоря о планах Германии, нельзя не отметить не явный, но весьма существенный акцент в миграционной политике, суть которого заключается в том, что ФРГ не хочет принимать у себя беженцев, вместо этого предлагая схему взаимодействия с властями соседних стран. Сводится она к тому, что в обмен на размещение у себя людей, бегущих от вооруженных конфликтов, региональные государства будут получать поддержку. Более того, речь идет, как было уже отмечено, о фондах программ сотрудничества в целях развития, неожиданно высвободившихся после досрочного завершения миссии в Мали. При этом, как и в случае с Мали, Берлин, вероятно, по-прежнему стремится действовать не самостоятельно, а разделять ответственность прежде всего с Парижем, в определенной степени повторяя тем самым опыт малийского развертывании, а одновременно рискуя прийти к аналогичному финалу.
Обращение к программам сотрудничества в целях развития представляет особый интерес еще и потому, что развивать его обещает не профильный министр С.Шульце от старшей коалиционной партии СДПГ, а министр иностранных дел, которая на ряде внешнеполитических направлений, а особенно в Сахеле, как раз была оттеснена на второй план своей коллегой по правительству. При этом присвоить часть функций министерства экономического сотрудничества и развития на суданском треке А.Бербок, вероятно, рассчитывает, опираясь на свой визит в Судан в январе текущего года. Тогда глава внешнеполитического ведомства презентовала 5 пунктов поддержки данной страны, включающие более активную координацию международных доноров Судана. Таким образом, следуя данной логике, хотя речь идет и о сотрудничестве в целях развития, МИД может его курировать для повышения консолидации усилий с зарубежными партнерами.
Самой А.Бербок такая стратегия необходима, как кажется, даже не столько для восстановления пошатнувшегося авторитета в действующем правительстве, сколько в контексте стартовавшей подготовки к следующим федеральным выборам, по итогам которых «Зеленые» хотят выдвинуть кандидатуру на пост канцлера. Главным конкурентом на партийном уровне для министра иностранных дел является министр экономики и защиты климата Р.Хабек, также занимающий пост вице-канцлера. Любопытно, что накануне рассмотренной конференции в Париже он призвал однопартийцев не спешить с решением не столь актуальной задачи, как борьба за ключевой пост в 2025 г. Впрочем, одновременно он отметил, что, хотя А.Бербок перемещается по кризисным регионам, «укрепляя роль Германии в мире», он сам решает задачи сразу на трех направлениях, подразумевая должность вице-канцлера, дающую право с санкции канцлера замещать его прежде всего в визитах и на международных переговорах, а также пост министра, где он руководит экономической и климатической политикой. Более того, частью его работы является и энергетика, а потому, вероятнее всего, исход противостояния внутри «Зеленых» в итоге определит то, кто будет более успешен: А.Бербок во внешней политике или Р.Хабек в решении вопроса о диверсификации источников энергоресурсов и нахождении баланса между климатической политикой и не спадающим интересом к ископаемому топливу, от контактов с поставщиками которого также серьезно зависит положение ФРГ на мировой арене.