За последние месяцы появились сообщения о задержке завершения некоторых крупных проектов в Саудовской Аравии, включая гигантский проект NEOM. Первое официальное заявление о задержке реализации некоторых крупных проектов появилось в начале декабря прошлого года, когда министр финансов КСА Мухаммед аль-Джадаан заявил, что Саудовская Аравия откладывает некоторые проекты, которые были запущены в рамках плана экономических преобразований, на период до 2030 года. Он также сказал, что КСА было вынуждено изменить график достижения целей программы «Видение 2030», стоимость которой составляет несколько триллионов долларов, после того, как его министерство предсказало, что общий дефицит бюджета сохранится до 2026 года, ссылаясь на неспособность получить ожидаемые доходы от продажи нефти и достичь точки равновесия между доходной и расходной частями бюджета. Помимо финансовых факторов, министр также обосновал решение продлить эти проекты попыткой избежать огромного инфляционного давления и узких мест спроса и предложения, а также необходимостью более длительного периода для строительства заводов и наращивания достаточных человеческих ресурсов. Он добавил, что после пересмотра графика реализации проектов некоторые из них могут быть отложены на три года, некоторые — до 2035 года, другие — после этого, а некоторые из них будут оптимизированы. По оценкам Международного валютного фонда, Саудовской Аравии потребуется цена на нефть, близкая к 86 долларам за баррель, чтобы сбалансировать свой бюджет, что выше среднего показателя в этом году. Если добавить расходы связанных с правительством таких организаций, как Фонд национального благосостояния, Фонд государственных инвестиций, балансовая ставка, вероятно, вырастет до 110 долларов во второй половине этого года. Возможно, это подтверждает, что задержка в реализации проектов в основном связана с растущим финансовым давлением, которому бюджет КСА подвергался в течение последнего периода из-за значительных расходов на эти проекты, которые требуют многих лет, прежде чем они начнут приносить финансовую отдачу. В последнее время поступали сообщения о приостановке крупных саудовских проектов, которые продвигались в соответствии с «Видением 2030», которое включает проект NEOM, расположенный на северо-западе королевства на берегу Красного моря, проект Red Sea, который занимает площадь в 28 000 кв. км на западном побережье Саудовской Аравии, ROSHN, целью которого является развитие жилых кварталов с высокими стандартами качества, проект Qiddiya, который является будущей столицей развлечений, спорта и искусства, что делает его уникальным мировым направлением предлагая инновационные и захватывающие впечатления в области развлечений, спорта и искусства, в соответствии с тем, что говорит правительство Саудовской Аравии, и, наконец, проект Diriyah City, который призван стать культурной столицей королевства, подчеркивая более чем 300-летнюю аутентичную культуру и историю.
При это эксперты отмечают, что достаточных технико-экономических обоснований для этих проектов опубликовано не было, и сотни миллионов долларов были потрачены в основном на изменение ментального образа КСА в его новом развлекательном облике, но доходов от продажи нефти оказалось недостаточно для достижения поставленных целей. Начали появляться сообщения о том, что некоторые проекты будут остановлены, в то время как реализация других будет отложена. Это происходит с 2020 года, когда катарский телеканал Al Jazeera распространил спутниковые снимки, показывающие срыв сроков реализации проекта NEOM, который состоит из 12 современных городов по международным стандартам, причем первый город, Ривьера, должен был построен в 2020 году, но он еще не появился. По данным американского агентства Bloomberg, к 2030 году Саудовская Аравия надеялась, что в The Line, футуристическом городе, который она стремится построить между парой зеркальных небоскребов, будет проживать 1,5 млн человек, но официальные лица теперь ожидают, что к тому времени в городе проживет менее 300 000 жителей. Первоначально предполагалось, что проект в конечном итоге охватит территорию в 170 км вдоль побережья, но, согласно последним по времени данным, официальные лица ожидают завершить строительство всего 2,4 км к 2030 году, и в результате подрядчики начали увольнять рабочих, которых они наняли для строительства. Из-за бремени финансирования крупных проектов и отсутствия роста цен на нефть до уровня, который позволил бы, по крайней мере, сбалансировать общий бюджет государства, в дополнение к неспособности достичь целевого показателя прямых иностранных инвестиций, который должен был достичь 100 млрд долларов в прошлом году и столько же в последующие годы, но их количество достигло только 33 млрд долларов. Это в дополнение к сокращению денежных потоков в суверенный фонд Саудовской Аравии (Фонд государственных инвестиций), который страдает из-за нехватки государственных активов, которые могут быть переведены, и это может объяснить вынужденную продажу акций нефтяного гиганта Saudi Aramco, а также продолжающиеся заимствования из-за рубежа путем размещения международных облигаций. Государственный инвестиционный фонд уже продал облигаций на сумму 7 млрд долларов с начала 2024 года. Королевство начало продавать облигации в октябре 2016 года, когда было продано облигаций на 17,5 млрд долларов. Национальный центр управления долгом в Саудовской Аравии объявил в ноябре прошлого года, что он завершил организацию синдицированного международного кредита на сумму 11 млрд долларов. Этот кредит был предоставлен на срок более 10 лет при участии 14 международных финансовых институтов из Азии, Ближнего Востока, Европы и США. В январе прошлого года издание IFR, посвященное рынкам капитала, сообщило, что Саудовская Аравия намерена снова постучаться в двери долговых рынков, продав рекордного размера облигации тремя траншами сроком на 6, 10 и 30 лет. Добавлено, что королевство установило начальные ориентировочные цены для трех основных облигаций примерно на уровне 115, 135 и 195 базисных пунктов соответственно по отношению к облигациям UST. В апреле с. Г. появились сообщения, что Саудовская Аравия надеется привлечь более миллиарда долларов для проекта NEOM от продажи исламских облигаций после сообщений о том, что амбиции по проекту в пустыне были сокращены. NEOM рассматривает план привлечения до 1,3 млрд долларов за счет исламских облигаций, или сукук, поскольку надеется увеличить финансирование проекта строительства мегаполиса стоимостью 1,5 трлн долларов. В июле агентство Bloomberg сообщило, что NEOM надеется привлечь займы на сумму 2,7 млрд долларов от местных кредиторов. Пока что большая часть финансирования проекта NEOM поступала из Фонда национального благосостояния королевства. В марте Саудовская Аравия сообщила, что ее ненефтяная экономика достигла исторического рубежа в 2023 году, внеся 50% в реальный ВВП страны. Но как выясняется этого далеко не достаточно для покрытия расходов на реализацию мега-проектов. Планы королевства привлечь миллионы иностранных резидентов и инвесторов сталкиваются с препятствиями, в том числе с консервативной культурой, где алкоголь по-прежнему в целом запрещен. В январе СМИ сообщили, что королевство намерено открыть первый в стране винный магазин, обслуживающий исключительно дипломатов. Западные туристы, посетившие побережье Красного моря Саудовской Аравии, отреагировали неоднозначно, отметив не только его красоту, но и высокие цены и запутанную бюрократию. Саудовская Аравия также сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны Катара, Омана и Объединенных Арабских Эмиратов на рынке элитной застройки. Война в Газе и активность йеменских хуситов только усилила геополитические опасения среди инвесторов и туристов. Хотя хуситы и заявили, что не нацелены на своих арабских соседей, их атаки с применением беспилотников и ракет привели к отмене круизов в Красном море, подчеркивая, как их атаки могут отразиться на амбициях Саудовской Аравии в области туризма и развития.
Как полагают ряд серьезных международных экспертов, очевидно, что наметившийся переход к последовательному внешнему заимствованию одним из крупнейших мировых экспортеров нефти стал результатом серьезных ошибок в осуществимости проектов «Видение 2030». Руководство Саудовской Аравии пытается их минимизировать, объявив о снижении темпов реализации и отсрочке некоторых проектов, но важно также принять новое экономическое видение, которое тщательно изучается экспертами, является заслуживающим доверия и прозрачным и проверяется лояльными саудовскими специалистами перед утверждением. В целом, несмотря на череду этих займов, несомненно, что экономике КСА ничто не угрожает, поскольку его долги составляют всего около 26,5% ВВП к концу 2023 года (по сравнению с 65% в Германии и 112% во Франции). Бюджет Саудовской Аравии по-прежнему обладает широкими возможностями маневрирования за счет сокращения расходов, чему способствуют растущие возможности, по крайней мере, стабильных, а возможно и растущих цен на нефть в свете высоких геополитических рисков по всему миру и увеличения спроса на энергоносители. Короче говоря, это означает, что долговые риски для КСА все еще находятся в пределах расчетного и безопасного диапазона, но по-прежнему очень важно предвидеть, что произойдет дальше.