При всей важности событий, имевших место в этот период в сфере внешней политики Турции, в первую очередь обратим все же внимание на некоторые тенденции развития внутриполитической ситуации в стране после ощутимого поражения правящей Партии справедливости и развития (ПСР) на состоявшихся 31 марта выборах в местные органы власти.
Пожалуй, не согласимся с поспешными, на наш взгляд, выводами ряда политологов о начале заката эры Р.Т.Эрдогана и возглавляемой им более 20-ти лет партии. Громадный опыт и бойцовский характер президента и лидера правящей партии, его профессионализм и умение «держать удар и баланс», когда многие срываются и навсегда исчезают из политики, отстаивать, прежде всего, национальные интересы страны, общеизвестны. И его оперативный анализ «по горячим результатам» выборов говорит о том, что лидер страны и проигравшей партии сохраняет этот набор качеств, необходимых для того, чтобы сделать верные выводы для движения вперед, несмотря на накопившиеся проблемы внутри партии и в стране. И главные из них, как мы и отмечали в предыдущей статье, – проблемы экономики и партийных кадров.
Уже спустя сутки после поражения Р.Т.Эрдоган заявил руководителям своей партии, что «результаты демонстрируют не только поражение на выборах, но и потерю души партии». Далее он отметил, что высокомерие среди представителей его партии как в национальном штабе, так и особенно на местном уровне стало «болезнетворным». ПСР была основана как массовое движение, обещающее разрушить барьеры между народом и государством, значительно трансформировалась, — полагает он. У партии всегда были свои противники, особенно среди сторонников жесткой линии секуляризма, которые ранее считались лидерами турецкой нации, ее элитой. Но Р.Т.Эрдоган сразу же указал на тот факт, что давние сторонники его партии пока не перешли в стан противников, они в этот раз в качестве протеста предпочли просто отсидеться дома и проигнорировать голосование.
Причины многогранны и затрагивают вопросы, с которыми сталкиваются турецкие избиратели в целом и, в частности, сторонники ПСР. Наиболее очевидной проблемой является экономика, ставшая камнем на шее турецкого правительства, и спровоцировавшая повсеместное разочарование и недовольство. Растущее неравенство доходов, безудержная инфляция, быстрое обесценивание национальной валюты, резкий рост расходов и снижение уровня жизни пенсионеров — это лишь некоторые из острых экономических проблем, с которыми сталкивается турецкий народ.
Цены на жилую недвижимость в Турции (важный для многих стран, но для турок особенно) выросли на 75,52% в декабре 2023 года по сравнению с тем же месяцем предыдущего года, что является самым высоким показателем в мире в годовом исчислении. Резкое снижение стоимости турецкой лиры повлияло как на бизнес, так и на население, а неравенство в доходах увеличилось. Прогнозы показывают, что доход почти 10% населения Турции в 2024 году составит менее 6,85 долларов в день, что ниже черты бедности для стран с доходом выше среднего, таких как, по определению Всемирного банка, Турция.
Ухудшение экономики особенно ударило по среднему и с низким доходом экономическим классам, которые составляют основу поддержки ПСР. Наряду с этим, вызывает негативную реакцию многих избирателей в отношении правящей партии тот факт, что кандидаты, которых их просили поддержать, были выбраны на основе конъюктурных решений, принятых разрозненным партийным руководством, без учета мнений и ожиданий местного электората. Это привело к разочарованию среди многих избирателей ПСР, которые потеряли веру в способность выбранных должностных лиц представлять их интересы, и значительная часть из них воздержалась от голосования.
И еще о важном ситуативном моменте. На этих выборах впервые избирателями стали 1,1 млн молодых людей, и это уже долгие годы учитывалось в Турции лидерами партий. Но в 2023 году ситуация изменилась, появился важный нюанс. К избирающему электорату добавились 2,2 млн недавно вышедших на пенсию избирателей. В 2023 году доля пожилых людей в Турции впервые превысила 10% населения. Средний возраст страны в 2023 году достиг 35 лет, что является историческим пиком. Турция быстро приближается к кризису старения, противостоять которому пытаются все развитые страны. Отсюда важный вывод: Турция меняется демографически и эти изменения выводят страну из категории стран с «молодым трудоспособным населением», чем страна все время заслуженно гордилась. Турция догоняет, в этом смысле, Европу опережающими темпами.
В этом контексте именно пенсионеры стали наиболее важным сегментом избирателей на этих выборах. Избиратели-пенсионеры, обеспокоенные экономическим кризисом, до последней минуты ждали дополнительного и более существенного повышения пенсий. Хотя их пенсии и были увеличены с начала года на 45%, этого повышения было совершенно недостаточно в условиях инфляции, приближающейся к 70% в год. Примечательно, что Р.Т.Эрдоган понял и признал это сразу же после выборов.
Результаты выборов, в частности, показывают, что кандидаты от ПСР и кандидаты от НРП на пост мэра Стамбула и глав районных муниципалитетов потеряли в общей сложности 800 тыс. голосов по сравнению с выборами 2019 года, при этом партия ПСР лишилась на 200 тыс. голосов больше, чем НРП. Партийные деятели районного масштаба слишком положились на личную популярность президента Р.Т.Эрдогана. Он действительно активно участвовал в предвыборной кампании, объехав за два предвыборных месяца 52 провинции и проведя более 100 предвыборных митингов. Однако популярности турецкого лидера оказалось недостаточно, чтобы убедить электорат преодолеть свои сомнения относительно состояния и эффективности правления ПСР, особенно когда дело коснулось экономических вопросов.
И еще об одном немаловажном факторе. За последние шесть месяцев в результате войны Израиля с ХАМАСом в секторе Газа появился еще один нюанс – широко распространенное мнение, что правительство проигнорировало эмоциональную реакцию своей основной избирательной базы на страдания в Газе и разочарование его политикой по этому вопросу. Это создало чувство отчуждения среди тех, кто традиционно поддерживал правящую партию из-за ее связей с исламской идентичностью, и стало одной из фундаментальных причин подъема консервативной Партии нового благоденствия (возглавляет сын Н.Эрбакана, в партии которого Р.Т.Эрдоган начинал свою политическую карьеру – авт.), которая активно выступает за прекращение всех торговых связей и разрыв дипломатических отношений с Израилем.
Судя по результатам местных выборов, число голосов за НРП не возросло резко, а снизилось количество тех, кто проголосовал за ПСР. Важным моментом является тот факт, что избиратели дистанцировались от своей партии, но еще не перешли в оппозицию. Традиционная база правящей партии после ее появления на политической арене в 2000-х годах была с широким охватом. У партии были сторонники среди умеренных, социал-демократов, консерваторов и курдов. Это гарантировало ей успех на протяжении более двух десятилетий. Теперь эта база сокращаясь, наказала Р.Т.Эрдогана и его партию, воздержавшись от голосования. Таким способом они сделали всё, чтобы их голоса были наконец-то услышаны.
Однако, если этот вакуум в избирательном контингенте продлится, он потенциально может стоить Р.Т.Эрдогану кресла президента, если ему не удастся реформировать свою партию и восстановить экономику, что является основной причиной общественного недовольства и вернуть своих избирателей. Эффективно и в короткие сроки это сделать будет непросто. Ведь и оппозиция постарается проявить себя. И для этого у нее есть все возможности. Как показывают результаты, провинции, в которых оппозиция получила большинство, составляют почти 60% населения страны, около 70% валового внутреннего продукта (ВВП) и 80% экспорта страны. Это дает оппозиции огромное преимущество перед правящей партией в экономическом, в т. ч. в плане эффективного использования административного рычага, и в демографическом отношении.
Однако несмотря на это преимущество, оппозиция сталкивается с не меньшими проблемами, чем власть. НРП по-прежнему подвержена кризису из-за продолжающихся внутренних конфликтов и борьбы за власть между ее лидерами. Управление делами муниципалитетов — это одно, управлять страной – это другое. На сегодняшний день НРП и ее наиболее популярный деятель Э.Имамоглу не представили убедительной программы демократических реформ или плана экономического восстановления и последующего динамичного развития.
Исходя из этого, можно утверждать с определенным акцентом, что на местных выборах оппозиция не победила, а проиграла правящая партия. Избиратели направили свое послание ПСР и лишь слегка протянули руку оппозиции, от которой они могут еще отказаться. У правящей партии есть шанс извлечь урок и исправить допущенные ошибки, которые дорого обошлись ей на местных выборах. Избиратели также дали оппозиции возможность проявить себя. Ведь правда заключается в том, что НРП не предложила модели успеха турецкому избирателю, а лишь только предстала в качестве альтернативы (единственной, впрочем) действующему руководству страны. От того, усвоит ли правящая партия эти уроки, а оппозиция мудро воспользуется этим шансом, в конечном итоге будет зависеть исход президентских выборов 2028 года и будущее Турции.
Говоря о причинах поражения ПСР, мы указывали на пробелы в кадровой политике, которые сказались и на подборе кандидатов на выборные должности. И в политических кругах страны все чаще звучат голоса о предстоящей кадровой чистке как в структурах государственной власти, так и в правящей партии. Так, влиятельный телеканал TGRT со ссылкой на свои источники утверждает, что только три действующих члена кабинета министров Турции гарантированно сохранят свои посты в случае вероятных перестановок в правительстве. Отмечается, что перед принятием конкретных решений по изменению состава кабинета министров, президент Турции намерен провести значительные перестановки в правящей ПСР, причем как в центральном аппарате, так и на региональном уровне. Могут произойти замены чиновников в муниципалитетах и управах, которые находятся под управлением функционеров ПСР. Изменится и состав руководящего костяка партии, в том числе в команде, отвечающей за работу предвыборного штаба.
Эти изменения, как ожидается, начнутся в ближайшее время и будут реализованы до съезда ПСР, на котором пройдут выборы лидера. Р.Т.Эрдоган, как ожидается, вновь выдвинет свою кандидатуру. Съезд должен пройти в октябре, однако существуют неподтвержденные слухи, что он может состояться ранее по внеочередному варианту. В повестке дня ближайшего окружения президента будет и смена состава правительства. О том, кто из министров может потерять пост, пока четкой информации или предположений нет. TGRT отмечает, что только три министра гарантированно останутся. Остальные руководители ведомств не застрахованы от замены. О каких трех министрах идет речь, телеканал не уточняет.
В рамках анализа начинающихся после первого с 2002 года поражения ПСР на выборах сложных кадровых передвижек необходимо не упускать из виду тот стержень, вокруг которого они будут происходить. Действующий президент Турции Р.Т.Эрдоган, переизбранный на второй срок, заявил накануне выборов 31 марта, что они станут для него «финальными в рамках полномочий, предоставленных законом». В то же время в политических кругах страны начали обсуждать возможность избрания Р.Т.Эрдогана на новый срок. По нынешней конституции это возможно лишь в случае, если парламент примет решение о проведении досрочных выборов. Однако власти Турции неоднократно ранее заявляли, что досрочных выборов в повестке страны сейчас нет.
И еще об одних партийных выборах. Кадровые перестановки имели место в этот период у оппозиции. Так, 27 апреля на внеочередном съезде Хорошей партии, который прошел в Анкаре, новым главой партии был избран Мюсават Дервишоглу, набравший 611 голосов. Другой кандидат Корай Айдын, считавшийся фаворитом, получил 548 голосов. Это решение было принято после трех туров голосования делегатов.
М.Дервишоглу в своем первом заявлении после победы пообещал приложить все усилия, чтобы оправдать доверие, подчеркнув при этом, что «ничего не будет как прежде». Бывший лидер партии Мераль Акшенер не стала участвовать в выборах. Причина её импульсивных действий как лидера во время президентских и парламентских выборов, которые не позволили эффективно использовать потенциал партии, а по итогам недавних муниципальных выборов Хорошая партия заняла шестое место по уровню полученной поддержки. Такие результаты стали причиной дискуссии об эффективности руководства партии. Несколько ее крупных функционеров подали в отставку. Партия решила провести внеочередной съезд для избрания нового председателя.
И важный момент — Хорошая партия в значительной степени партия одного человека, партия лидера. И потому есть определенные сомнения о ее будущем с кем-либо кроме М.Акшенер. Это партия позиционируется как политическое движение правее центра и в основном пытается представлять националистических, либеральных и консервативных избирателей. М.Акшенер является одним из старейших политиков на современной политической арене страны. В непростых с точки зрения внутриполитической ситуации 1996 — 1997 годах она занимала пост главы МВД. С 1995 по 2001 год состояла в Партии верного пути, с 2001 по 2016 — в оппозиционной Партии националистического движения (ПНД). В 2016 году в ПНД произошел внутренний раскол и часть ее членов вышли из состава и создали в 2017 году Хорошую партию, председателем которой до настоящего времени оставалась Акшенер. В свое время Хорошая партия была второй по значимости силой в альянсе оппозиционных партий. Сейчас у нее 38 мандатов в 600-местном турецком парламенте.
Как и следовало ожидать, власти, понимая, что одна из причин поражения на выборах правящей ПСР — сложная ситуация в экономике, активно прилагают усилия по улучшению ее основных показателей. Так, в деловых кругах Турции обратили внимание на тот факт, что Международный валютный фонд (МВФ) поддерживает программу реформ, действующую в Турции. Об этом заявил Альфред Каммер, директор Европейского департамента МВФ. «Это то же самое, что мы бы рекомендовали Турции. Именно этим и занимается их экономическая команда», — сказал А. Каммер 19 апреля на пресс-конференции, посвященной «Перспективам развития европейской экономики» в Вашингтоне. Он также отметил, что в середине 2023 года в Турции произошел абсолютный поворот политики в денежно-кредитной сфере с существенным ужесточением, а также в налогово-бюджетном секторе с бюджетной консолидацией. «Мы уже видим некоторые достижения в этой области. И дело не только в дезинфляции, для полной реализации которой потребуется больше времени. Благодаря новой политике уменьшилась финансовая уязвимость Турции», — добавил А. Каммер.
Наряду с этим, представитель МВФ сообщил, что 18 апреля он побеседовал с министром финансов Мехметом Шимшеком, который заверил его, что запланированные правительством реформы уже реализуются. По мнению чиновника МВФ, новая программа турецкого правительства еще больше снизит уязвимость турецкой экономики, с течением времени надолго уменьшит инфляцию, а также создаст климат для инвестиций, что приведет к изменению модели роста и перебалансировке. Кроме того, отвечая на вопрос о том, есть ли необходимость в новой программе МВФ в Турции и ведутся ли по этому поводу переговоры с турецкими властями, А.Каммер сказал, что обсуждение программы МВФ по поддержке Турции не ведется.
Все хорошо, по мнению финансового блока правительства, складывается у Турции и в отношениях со Всемирным банком, который увеличил финансовую помощь Турции с 17 млрд долларов США до 35 млрд долларов США, предоставив дополнительные средства в размере 18 млрд долларов США на следующие три года. Об этом заявил министр финансов и Казначейства Мехмет Шимшек. «Мы обсудили с советом директоров Всемирного банка программу сотрудничества, согласно которой банк предоставит нашей стране дополнительно 18 млрд долларов финансирования в течение первых трех лет. Достигнутые договорённости уже вступили в силу», — сообщил министр в интервью государственному информационному агентству Anadolu.
Министр, отметив, что предоставленное на данный момент финансирование в размере 1,5 млрд долларов США будет использовано для проектов по обеспечению энергетической безопасности Турции и поддержке процесса зеленой трансформации предприятий, отметил, что сейчас со Всемирным банком подписана важная программа, которая ляжет в основу финансового и технического сотрудничества на период 2024–2028 гг. «После объявления среднесрочной программы Всемирный банк решил увеличить сумму средств, выделяемую Турции, до 35 млрд долларов, добавив 18 млрд долларов к текущей программе в 17 млрд долларов. Турция занимает третье место в мире и первое в своем регионе среди стран, получающих льготные кредиты от Банка», — подчеркнул он.
По словам министра, в соответствии с приоритетами 12-го Плана развития Турции подготовлена программа по определению направлений инвестиций. «Программа будет сосредоточена на высоком и устойчивом росте производительности труда, инклюзивных услугах, а также укреплении занятости и устойчивости. Обозначены области сотрудничества между Всемирным банком и Турцией. В этом контексте поддержка Всемирного банка запланирована во многих областях, таких как устойчивость к стихийным бедствиям, энергетика, зеленая трансформация, смягчение последствий изменения климата, продвижение экспорта, реальный сектор, инфраструктура, логистика, промышленность, сельское хозяйство, образование, здравоохранение», — констатировал М.Шимшек.
Важным для турок является и тот факт, что Программа будет реализовываться совместно Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорацией (IFC) и Многосторонним агентством по инвестиционным гарантиям (MIGA). Влияние операций Банка в Турции будет усилено. Это будет сделано с помощью подхода, который фокусируется на решении конкретных проблем страны, и направлен на расширение участия частного сектора. Ожидается, что из общей суммы 6 млрд долларов поступят от МБРР и 9 млрд долларов от IFC. В связи с тем, что MIGA мобилизует 3 млрд долларов США посредством краткосрочных гарантий, ожидается, что около двух третей финансирования, которое будет предоставлено в течение трех лет, будет использовано для развития частного сектора.
М.Шимшек заявил, что Всемирный банк продолжит проводить макро- и отраслевые технические и аналитические исследования в новом периоде. «Мы также будем изучать возможности формирования новых партнерских отношений с другими заинтересованными сторонами в области развития. На протяжении более 70 лет Всемирный банк был ключевым партнером в достижении целей развития Турции. Это сотрудничество демонстрирует также уверенность Всемирного банка в экономической и инвестиционной программе нашей страны на ближайшие пять лет. Приток ресурсов в нашу страну продолжит увеличиваться в новом периоде», — подчеркнул турецкий министр.
Наряду с этим, экономические эксперты обратили внимание на уверенную позицию и заявления М.Шимшека во время пребывания в США, где он принял участие в весенних встречах представителей Международного валютного фонда и Всемирного банка. На мероприятии он также встретился с инвесторами и руководителями кредитно-рейтинговых агентств в Нью-Йорке. В частности, он заявил, что иностранные инвесторы доверяют Турции, и их опасения по поводу экономической программы, которую реализует правительство, сегодня исчезли. «В прошлом году мы рассказали иностранным инвесторам о нашей экономической программе. У них было много вопросов. Мы увидели, что в этом году все эти колебания исчезли, потому что наша программа работает. Экономическая программа дает результаты и успешно реализуется, поэтому интерес инвесторов очень велик», — указал он в интервью государственному телеканалу TRT HABER в Нью-Йорке. «Мы продолжим реализовывать эту программу. Мы снизим инфляцию, мы постепенно восстанавливаем бюджетную дисциплину, накапливаем резервы и уменьшаем уязвимость Турции», — сказал министр.
Турецкий министр напомнил также, что кредитно-рейтинговые агентства повысили прогноз Турции до позитивного. «Это означает, что они вновь повысят кредитный рейтинг Турции в предстоящий период, однако неправильно комментировать сроки повышения. Но для нас важно следующее: если вы посмотрите на цены турецких активов на рынках, то увидите, что они уже оцениваются как минимум в два раза выше текущего кредитного рейтинга. Рынок уже принял свое решение», — сказал М.Шимшек.
Интерес иностранных инвесторов к Турции увеличил приток средств в экономику страны, добавил он, отметив, что портфельные инвестиции достигли 17 млрд долларов США. М. Шимшек заверил, что инфляция резко снизится, начиная с июня, и это произойдет в соответствии с прогнозами экономической программы. Годовой уровень инфляции в Турции ускорился с 67,07% в феврале до 68,5% в марте. Однако ежемесячный уровень инфляции снизился с 4,3% до 3,2%. «С одной стороны, мы снизим инфляцию, одновременно установив бюджетную дисциплину и сократив внешний дефицит. В то же время мы укрепляем Турцию с помощью структурных реформ», — подчеркнул он.
И еще об одном заявлении министра. Он опроверг слухи о «кризисе» между ним и президентом Р.Т.Эрдоганом по поводу жесткой денежно-кредитной политики, которая стоила правящей ПСР победы на местных выборах. М.Шимшек разместил пост в своем аккаунте в социальной сети, утверждая, что новости о разногласиях с президентом не соответствуют действительности и призваны создать ложное восприятие ситуации в правительстве. Министр заверил, что Р.Т.Эрдоган полностью поддерживает монетарную политику с момента начала ее реализации в 2023 году после всеобщих выборов в мае. «Мы полны решимости снизить инфляцию, профинансировать текущий дефицит, установить бюджетную дисциплину и решить структурные проблемы», — написал М.Шимшек в своем аккаунте.
О важности, которую турецкое руководство придает опровержению подобных сведений, говорит тот факт, что Центр по противодействию дезинформации Управления по связям с общественностью президента Турции также выступил с заявлением относительно заявлений о кризисе. «Утверждения в некоторых средствах массовой информации о «кризисе», возникшем между президентом Эрдоганом и министром Шимшеком, являются ложными», — говорится в заявлении. Центр заявил, что между министром и президентом не существует напряженности, а дорожную карту экономики Турции, как и прежде будут определять среднесрочная программа и 12-й план развития.
Инфляция в Турции ожидается по итогам текущего года на уровне 44,1%. С таким прогнозом выступили участники рынка, традиционно опрошенные Центробанком республики в апреле. Месяцем ранее этот показатель составлял 44,2%. Согласно ожиданиям опрошенных, учетная ставка ЦБ к концу года составит 50%, то есть не изменится с последнего повышения в марте. Тогда комитет по денежно-кредитной политике турецкого Центробанка повысил ключевую ставку с 45% до 50%. Обменный курс национальной валюты, как считают участники рынка, составит к концу года 40,01 турецкой лиры за доллар. В настоящее время курс составляет 32,6 лиры за доллар. Прогнозы экономического роста Турции к концу года не изменились и, как при опросе в марте, остались на уровне 3,3%. Напомним, ЦБ ежемесячно проводит анкетирование среди участников рынка. В апреле в опросе приняли участие 68 влиятельных участников рынка.
И еще позитивная новость, косвенно подтверждающая оптимистичный настрой экономического блока турецкого правительства. Доля Турции в мировом экспорте товаров увеличилась с 1,02% в 2022 году до рекордных 1,08% в прошлом году, говорится в заявлении министерства торговли. Согласно официальным данным Турецкого статистического института (TurkStat), в 2023 году экспорт Турции составил 256 млрд долларов США по сравнению с 254,2 млрд долларов США в 2022 году.
Следует отметить, что в 2013 год доля страны в мировом экспорте товаров приравнивалась к 0,85%, постепенно увеличиваясь в последующие годы и впервые превысив отметку в 1% в 2021 году. По данным Всемирной торговой организации (ВТО), в прошлом году мировой экспорт сократился на 5% до 23,8 трлн долларов, однако Турции удалось увеличить свою долю в мировой торговле до рекордно высокого уровня, несмотря на неблагоприятные события, такие как слабый спрос и разрушительные землетрясения, отмечается в заявлении министерства.
В соответствии с заявлением, в 2023 году импорт резко упал в Европе, снизился в Северной Америке и остался на прежнем уровне в Азии, в то время как торговля стран-экспортеров энергоносителей выросла. В заявлении подчёркивается, что объем мировой торговли товарами в 2023 году сократился на 1,2% после роста на 3%. «ВТО прогнозирует, что объем мировой торговли увеличится на 2,6% в 2024 году и на 3,3% в 2025 году, но предупреждает о рисках снижения своих прогнозов из-за региональных конфликтов, геополитической напряженности и политической неопределенности», — говорится в заявлении.
По предварительным данным министерства, экспорт страны за первые три месяца 2024 года вырос на 3,6% до 63,7 млрд долларов США. В связи с тем, что импорт Турции уменьшился почти на 13%, дефицит внешней торговли сократился на 41,2% в годовом исчислении до 20,5 млрд долларов. По состоянию на март доход от экспорта в годовом исчислении достиг 257,7 млрд долларов США. В среднесрочной программе турецкое правительство прогнозирует, что экспорт страны вырастет до 267 млрд долларов в 2024 году. «Чтобы еще больше укрепить наши позиции в глобальной цепочке поставок, мы будем максимально использовать тенденции в мировой торговле и продолжать увеличивать достигнутые нами успехи», — говорится в заявлении в министерстве торговли.
На внешнеполитическом векторе деятельности в этот период правительства ПСР выделим подписанный президентом Р.Т.Эрдоганом указ, в котором внесены значительные структурные изменения в министерстве иностранных дел Турции с целью повышения его эффективности. В указе, опубликованном в «Официальном вестнике» страны 6 апреля, излагаются ключевые изменения, включая создание новых управлений и реорганизацию существующих подразделений.
В соответствии с этим указом Америка и Латинская Америка были разделены на отдельные направления, что свидетельствует о более тонком подходе к региональной дипломатии. Кроме того, в рамках генерального управления Южной Азии вопросы, касающиеся Ирана и Ирака, были разделены, что привело к созданию генерального управления по Ирану и Ираку. С целью укрепления связей с Организацией тюркских государств создано Главное управление Центральной Азии и Организации тюркских государств.
Среди недавно созданных подразделений следует отметить Генеральное управление гуманитарной и технической помощи, которому поручено координировать двустороннее и многостороннее сотрудничество в области стихийных бедствий, эпидемий и гуманитарной помощи. Еще одним изменением является преобразование Главного управления информации в Главное управление общественной дипломатии и стратегических коммуникаций. В рамках реструктуризации отдел пресс-секретарей Министерства станет отдельной структурой, что повысит его статус.
Активное многолетнее участие Турции в процессе международного посредничества отмечается созданием нового генерального управления, подчеркивающего более целенаправленный подход к реализации этих усилий. Более того, в соответствии с указом консульские и иммиграционные вопросы распределятся по отдельным управлениям. Дальновидная, по мнению турецких экспертов, инициатива включает создание Генерального управления политики в области науки и технологий, которому будет поручено следить за технологическими достижениями и их последствиями для международных отношений.
Важным событием стало то, что надзор за оборонной промышленностью был передан в ведение Министерства иностранных дел наряду с существующими обязанностями Министерства обороны и Агентства оборонной промышленности (SSB). Кроме того, Главное управление по вопросам исследований и безопасности было преобразовано в Главное управление по вопросам разведки и безопасности с расширенными полномочиями, охватывающими кибербезопасность, борьбу с терроризмом, организованной преступностью и финансовыми преступлениями.
По словам источников, реформы знаменуют начало более широкой программы преобразований. В настоящее время разрабатываются планы по реформированию зарубежной организации МИД в будущем. «Мы будем целеустремленно, изо всех сил работать над тем, чтобы сделать министерство иностранных дел максимально эффективным, отвечающим современным требованиям и превратить его в институциональную структуру, достойную нашего государства. Сильное Министерство иностранных дел является обязательным условием прочных позиций Турции в международных отношениях», — заявили источники.
Одна из важных сфер деятельности в этот период обновляемого турецкого МИД – это безопасность в Черноморском регионе. Переговоры по вопросу заключения соглашения об обеспечении безопасности судоходства в Черном море продолжаются. Однако по информации турецких СМИ Украина по итогам двухмесячных переговоров с участием России и Турции отказалась подписывать такой документ. Переговоры, насколько стало известно, ведутся в контексте ранее направленного генсеком ООН письма президентам Турции, России и Украины по вопросу обеспечения безопасности судоходства в Черном море. Ведущая роль в этом процессе отводится ООН, Турция выступает посредником. Агентство Reuters выступило с утверждением, что Турция в течение двух месяцев вела переговоры о соглашении по обеспечению безопасности судоходства в Черном море с Украиной и Россией, однако Киев в последний момент от него отказался.
По данным агентства, к переговорам стороны «подтолкнула» ООН, а Анкара выступила в качестве посредника. Украина согласилась с тем, что 30 марта президент Турции Р.Т.Эрдоган объявит о заключении соглашения, однако в последний момент отказалась, утверждает Reuters. Причины этого решения неизвестны. Президент Турции в конце февраля сообщал, что во взаимодействии с ООН продолжаются контакты по выработке нового регламента судоходства в Черном море. Заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Вершинин отмечал, что эта инициатива не связана с зерновой сделкой, которая прекратила действие в июле 2023 года.
На американском векторе турецкой политики имели место важные события, которые демонстрировали желание сторон, несмотря серьезные разногласия, преодолеть или хотя бы обозначить устойчивый тренд на их урегулирование. В турецких СМИ была даже обнародована дата (9 мая) долгожданного визита в США президента Р.Т.Эрдогана. Глава МИД Турции Хакан Фидан заявлял, что поездка и переговоры с Дж.Байденом намечены на начало мая. По дипломатическим каналам на высоком уровне велась активная подготовка американо-турецкого саммита.
Однако, как в конце апреля писали турецкие СМИ, в Белом доме сообщили, что в графике президента США Джо Байдена на текущий момент нет встречи с Р.Т.Эрдоганом. Тем не менее, обозреватель информированной турецкой газеты Hurriyet Абдулкадир Сельви, сославшись на собственные источники в политических кругах, утверждает, что подготовка визита президента Турции Р.Т.Эрдогана в Вашингтон продолжается, распоряжения об отмене приготовлений не было. Он также отметил, что «спекуляции относительно отмены визита продолжаются». Однако, по его данным, никакой информации о том, что он не состоится, нет. Сам Р.Т.Эрдоган не отменял визит, и обе стороны продолжают подготовку, ожидается, что он состоится 9 мая.
Обратим внимание, что сам А.Сельви накануне сообщил, что некоторые политические группы в США пытаются добиться отмены визита. Американские лоббисты якобы считают, что после недавней встречи Эрдогана с главой Политбюро радикального палестинского движения ХАМАС Исмаилом Ханией переговоры турецкого лидера с Байденом могут оказать негативный эффект на уровень поддержки со стороны электората действующего президента США. Переговоры с лидером ХАМАС возмутили и израильское лобби в США. Как пишет А.Сельви, в связи с этим оно тоже пытается помешать приезду Р.Т.Эрдогана. И в конце апреля агентство Reuters сообщило, что «запланированная на 9 мая встреча Р.Т.Эрдогана с президентом США Джо Байденом в Белом доме отложена». Можно констатировать, что очередная попытка активизировать двусторонний политический диалог не удалась, хотя и сторонами была проведена большая подготовительная работа.
В русле противоречивой атмосферы перенесенного визита и турецко-американского саммита развивались и реальные события. Так, Министерство иностранных дел Турции раскритиковало опубликованный Госдепом США Доклад о правах человека за 2023 год, назвав его необоснованным и ложным. МИД также указал на двойные стандарты Вашингтона в области прав человека. В заявлении министерства говорится, что вышеупомянутый доклад был «подготовлен на основе обвинений неизвестного происхождения и риторики кругов, связанных с террористическими организациями».
Дипломатическое ведомство подчеркнуло, что Турция «твердо привержена демократии, правам человека и верховенству закона, несмотря на многоформатные террористические угрозы. В МИД подчеркнули, что антитеррористические операции Турции проводятся на основе самообороны и нацелены исключительно на террористов, а настойчивость Вашингтона в отношении противоречивых заявлений, искажающих факты, непонятна. «Мы также глубоко обеспокоены тем, что в докладе не отражены должным образом продолжающиеся бесчеловечные нападения в секторе Газа, которые существенно ущемляют не только неотъемлемые права палестинского народа, но и общие ценности всего человечества», — заявили в министерстве, добавив, что предвзятый доклад США политически мотивирован и далёк от беспристрастности и объективности. Турецкий МИД призвал США сосредоточиться на своей собственной ситуации с правами человека, прекратить сотрудничество с террористическими организациями и лицемерную политику в области прав человека.
Есть смысл чуть подробнее обратить внимание на событие, которое сыграло определенную раздражающую Вашингтон роль и стало одной из причин переноса визита Р.Т.Эрдогана в США. Турецкий лидер принял председателя Политбюро палестинского движения ХАМАС Исмаила Ханию в рабочем офисе в Долмабахче в Стамбуле. Как сообщает Управление по связям при администрации турецкого президента, на встрече обсуждались вопросы, связанные с атаками Израиля на палестинские земли, особенно в секторе Газа, с шагами по обеспечению бесперебойной доставки гуманитарной помощи в палестинский анклав, а также справедливым и прочным мирным процессом в регионе. В ходе встречи Р.Т.Эрдоган заявил, что Турция продолжает дипломатические усилия по привлечению внимания международного сообщества к бесчеловечным атакам на палестинцев. По словам главы государства, Анкара при каждой возможности подчеркивает необходимость прекращения жестокости и срочного постоянного прекращения огня в Газе. Он отметил, что Израиль однажды заплатит за эти действия против палестинцев.
Турция будет продолжать рассказывать о массовых убийствах в секторе Газа на всех платформах, прилагать все усилия для создания независимого Государства Палестина, что является ключом к региональному миру и установлению прочного мира в регионе, подчеркнул турецкий лидер. Он отметил, что единство палестинцев является жизненно важным в данном процессе. По его словам, самый сильный ответ Израилю и путь к победе лежит через единство и целостность. Турецкий лидер подчеркнул, что о справедливом деле Палестины и фактах против Израиля, которые вводят в заблуждение международную общественность, следует рассказать больше. Глава государства заявил, что Турция продолжает оказывать гуманитарную помощь Палестине, чтобы хоть в какой-то степени облегчить страдания. Он подчеркнул, что на сегодняшний день в регион отправлено более 45 тысяч тонн гуманитарной помощи, а также введен ряд санкций против Израиля, включая ограничения на торговлю. В случае необходимости будут приняты и более жесткие меры. Р.Т.Эрдоган выразил также соболезнования главе Политбюро ХАМАС в связи с гибелью его сыновей и внуков во время израильских атак в Газе.
Обращает на себя внимание состав сторон на этих переговорах. С турецкой стороны приняли участие глава МИД Хакан Фидан, глава Национальной разведывательной организации Ибрагим Калын, глава Управления по связям Фахреттин Алтун, главный советник президента по иностранной политике и безопасности Акиф Чагатай Кылыч и советник президента Сефер Туран. С палестинской стороны — представитель ХАМАС по иностранным делам Халед Машаль, член Политбюро Халиль аль-Хайя, член Политбюро и представитель по Западному Берегу Захир Джеббарин и член ХАМАС Муса Аккари.
Как один из результатов переговоров Анкары с руководителями движения ХАМАС следует рассматривать обнародованные в апреле данные Министерства торговли Турции. В соответствии с ними объем торговли между Турцией и Израилем значительно снизился с момента начала военной операции Израиля в секторе Газа в октябре 2023 года. По данным ведомства, с 7 октября 2023 года по 20 марта текущего года общий объем турецко-израильской торговли упал почти на 33%. Объем экспорта Турции в Израиль упал на 30%, а импорт из этой страны снизился на 43,4%. Частные лица и компании в Турции постепенно отменяют коммерческие операции с Израилем. При этом оставшаяся торговля ведется в основном с частными фирмами, включая ряд международных, а не с государственными предприятиями. Товары, отправляемые из Турции в Палестину, проходят через Израиль и его таможенные посты из-за отсутствия в Палестине собственных таможенных структур. Товары, предназначенные для Палестины, должны иметь маркировку «Израиль» или «через Израиль».
Кроме того, Израиль не признает правовые отношения между Палестиной и третьими странами, а также отказывается разрешать коммерческие сделки через КПП «Рафах» на границе с Египтом. В результате торговля между третьими странами и Палестиной в подавляющем большинстве в статистических данных регистрируется как торговля с Израилем. Ряд турецких экспертов не исключает, и не без оснований, что в ближайшей Анкара может полностью «заморозить» торговые отношения с Израилем.
Израиль пригрозил в ответ на торговые ограничения со стороны Турции тоже принять меры и попросит США прекратить инвестиции в турецкую экономику и ввести санкции против Анкары, заявил израильский министр иностранных дел Исраэль Кац. По мнению Израиля, ограничения Турции являются нарушением торговых соглашений. «Израиль примет параллельные меры против Турции, которые нанесут ущерб турецкой экономике. Я поручил связаться со странами и организациями в США, убедить их прекратить инвестиции в Турцию и предотвратить импорт продукции из Турции, а наших друзей в американском конгрессе я попросил изучить нарушение законов и соответственно ввести санкции против Турции», — сказал И. Кац.
Следует, на наш взгляд, обратить внимание на визит 22 апреля президента Турции в Ирак с учетом вышеуказанной реорганизации турецкого МИД. Это его первый визит в Багдад за последние 12 лет. Стороны обсудили вопросы борьбы с терроризмом и региональной безопасности. После Багдада Р.Т.Эрдоган прилетел в Эрбиль. Турецкий телеканал CNN Türk называл в эфире эту поездку исторической. Поездка Р.Т.Эрдогана в Эрбиль также связана с желанием решить или смягчить некоторые из многолетних проблем между центральным правительством Ирака в Багдаде и региональным правительством в Эрбиле. Существуют значительные политические разногласия между Багдадом и Эрбилем, особенно касающиеся распределения власти и ресурсов, включая нефтяных доходов. Анкара видит в своем посредничестве способ укрепить свои отношения с обеими сторонами, что также усилит позиции Турции в регионе. Турция заинтересована в стабильности Иракского Курдистана как важного экономического партнера, особенно в контексте энергетической безопасности и торговли. Решение проблем между Багдадом и Эрбилем может способствовать более стабильному и предсказуемому экономическому сотрудничеству.
Еще одной важной целью поездки Р.Т.Эрдогана, судя по комментариям турецких экспертов, являются переговоры по предстоящими действиями Анкары против запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана (РПК). Турция заинтересована в укреплении военных связей с иракскими курдами, включая совместные учения, обмен разведывательной информацией и координацию действий для обеспечения безопасности в пограничных районах. Как утверждают турецкие политологи, Анкара хочет более активных действий и поддержки от пешмерга (вооруженные силы Иракского Курдистана) в ее борьбе с боевиками РПК в регионе.
В рамках визита Ирак и Турция подписали новое важное стратегическое соглашение о модернизации ирригационных систем сроком на 10 лет. Об этом объявил иракский премьер Мухаммед Шиа ас-Судани в ходе совместной пресс-конференции в Багдаде с турецким президентом. «Сегодня мы подписали соглашение о модернизации ирригационных систем сроком на 10 лет, результаты которого непосредственным образом отразятся на повышении уровня воды, приходящейся на долю Ирака», — подчеркнул ас-Судани.
Согласно заявлению, опубликованному канцелярией иракского премьера, стороны обязуются сотрудничать в рамках совместных проектов по управлению водными ресурсами Тигра и Евфрата, а также привлечь турецкие компании к взаимодействию с иракскими коллегами в области развития инфраструктуры проектов, связанных с ирригацией, таких как построение плотин, облицовка каналов, опреснение и очистка воды. Кроме того, документ предусматривает обмен опытом между турецкими и иракскими специалистами, а срок его действия может быть автоматически продлен при согласии сторон.
Напомним, что на Тигр и Евфрат, которые берут свое начало на юго-востоке Турции, приходится около 98% всех ключевых водных ресурсов Ирака. Строительство плотин в верховьях и притоках этих рек уменьшило сток воды и привело к перенаправлению соляного потока из Персидского залива вверх по течению в реку Шатт-эль-Араб. В связи с этим решение проблемы водных ресурсов в регионе требует конструктивного диалога между Ираном, Ираком, Турцией и Сирией.
На российском векторе турецкой политики все в ожидании с прояснением вопроса об объявленном ранее визите российского президента В.Путина в Турцию. Не внесло ясности в этот вопрос и очередное заявление турецкого лидера. «Мы с господином Путиным часто проводим телефонные переговоры. Относительно его визита в Турцию дата пока не определена. Надеюсь, в скором времени в этом вопросе появится конкретика», — заявил Р.Т.Эрдоган. Ранее пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что у В.Путина готовится несколько визитов и контактов на высшем уровне.
Несмотря на жесткое давление со стороны США, Турция в апреле импортировала из России продукции более чем на 3,3 млрд долларов. Об этом свидетельствует статистика турецкого Минторга, которую привел глава министерства Омер Болат. По его данным, первое место по импорту Турцией продукции заняла КНР, на долю которой пришлось 3,753 млрд долларов. За ней следует РФ — 3,33 млрд и ФРГ — 2,244 млрд.
В сфере энергетики Москва и Анкара успешно продолжают реализовывать головной проект экономических отношений двух стран – строительство АЭС «Аккую». На блоке № 1 начались пусконаладочные работы. Гендиректор «Росатома» Алексей Лихачёв посетил в апреле площадку и ознакомился с ходом работ сооружения атомной электростанции. Пусконаладочные работы являются заключительной стадией строительства энергоблока АЭС, они включают комплекс операций по настройке, контролю и испытаниям. «В этом году мы полностью проверим все системы — первый контур, проведём гидравлические испытания, выполним загрузку имитаторов топлива непосредственно в реактор. Мы делаем всё, чтобы в будущем году первый блок АЭС «Аккую» стал частью энергосистемы Турецкой Республики», — сказал Лихачёв.
Напомним, что АЭС «Аккую» станет первой атомной электростанцией в Турции. Проект состоит из четырёх энергоблоков с реакторами российского дизайна ВВЭР поколения 3+. Министр энергетики Турции Альпарслан Байрактар отмечал, что хотел бы, чтобы первый энергоблок АЭС «Аккую» был введён в эксплуатацию в 2024 году. По условиям межправительственного соглашения ввод в эксплуатацию первого энергоблока АЭС должен состояться в течение семи лет после получения всех разрешений. С учетом получения лицензии на строительство первого энергоблока в 2018 году этот срок приходится на 2025 год.
Госкорпорация «Росатом» заинтересована в реализации в Турции новых проектов, в частности в области возобновляемых источников энергии. Об этом сообщил зампредседателя совета директоров проектной компании «Аккую Нуклеар» Антон Дедусенко. По его словам, «Росатом» заинтересован в реализации проектов строительства ветропарков и солнечных электростанций на территории Турции и уже начал работу над этими инициативами. «Росатом» всегда открыт для обсуждения возможностей расширения сотрудничества с Турцией. «Учитывая наш технологический потенциал и производственные мощности, мы готовы рассмотреть предложения турецкой стороны по строительству новых АЭС в стране и в ответ предложить эффективные и взаимовыгодные решения. Мы сможем использовать полезный опыт, накопленный при реализации проекта строительства АЭС «Аккую», включая постепенную локализацию поставляемых материалов, развитие партнерства с турецкими компаниями», — сказал А.Дедусенко.
Туризм остается сферой активного сотрудничества двух стран. Девятое заседание российско-турецкой подгруппы по безопасности и защите прав туристов прошло в Анталье с участием заместителей министров ответственных ведомств. Как сообщило генеральное консульство РФ в Анталье, в состав российской делегации вошли представители МИД, Минпромторга, Роспотребнадзора, Росавиации и туристического сектора. «Заместитель министра экономического развития России Владимир Ильичев отметил активный рост числа турпоездок из Турции в Россию. За 2023 год турецкие путешественники совершили 82 тыс. поездок, что на 67% больше показателя 2022 года и сопоставимо с допандемийным 2019 годом.
«Граждане Турции заняли четвертое место среди стран дальнего зарубежья», — сообщил минэкономразвития РФ связи с прошедшим заседанием в Анталье. Турецкая сторона, в свою очередь, информировала российских коллег о ходе реализации мер по повышению контроля качества услуг в отелях Турции по вопросам питания, экскурсионного обслуживания и пользования инфраструктурой. Представители турецкой делегации выразили готовность помогать в решении сложных жизненных ситуаций, в которых могут оказаться российские туристы. Министерство культуры и туризма Турции сообщило, что Иран, Германия и Россия заняли первые три строчки в списке стран, из которых с января по март в Турцию прибыло наибольшее число туристов.
Москва и Анкара продолжали в этот период усилия для решения проблем с отказами россиянам в перелетах на рейсах авиакомпании Turkish Airlines (Турецких авиалиний) в Латинскую Америку. Они возникли в результате давления и санкций со стороны США. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, эту проблему удастся решить благодаря дружественным отношениям между Москвой и Анкарой. «Здесь, не дожидаясь контактов на высшем уровне, очень активно работает наше дипломатическое ведомство, активно работает наше правительство, которое неустанно ставит этот вопрос, говорит о неприемлемости такой ситуации для нас и для российских граждан, конечно», — сказал представитель Кремля. Он подчеркнул, что у РФ с Турцией «очень конструктивные и дружественные отношения, и мы будем использовать эти отношения с тем, чтобы решать те проблемы, которые, к сожалению, неизбежно возникают».