О признании Норвегией палестинской государственности и возможных последствиях данного шага

Норвегия наряду с Ирландией и Испанией в середине текущей недели заявила о признании палестинской государственности с 28 мая 2024 года. Согласно заявлению главы правительства североевропейской страны Й.Г.Стёре на соответствующей пресс-конференции, данный шаг позволит «более решительно подтолкнуть другие страны к поддержке строительства палестинского государства», без создания которого, по словам политика, «не может быть мира на Ближнем Востоке». При этом норвежский премьер-министр не отрицал, что изначально «стратегия заключалась в том, что признание должно последовать за мирным урегулированием», однако «мы должны констатировать, что этого не случилось», а потому, следуя данной логике, шаг трех европейских стран с позиции Осло выглядит оправданным.

Министр иностранных дел Норвегии Э.Б.Эйде особо отметил важность времени, выбранного для публичной поддержки палестинских устремлений в области государственного строительства, перечислив при этом два фактора. Первый состоит в имеющейся, по данным Осло, готовности других государств последовать данному примеру, в то время как второй заключается в согласованности действий с представлениями о мирном процессе, которое разделяют арабские страны Ближнего Востока. Для дальнейшей координации усилий с представителями региона МИД Норвегии пообещал продолжить консультации.

В Иерусалиме подобную точку зрения явно не разделяют, поскольку рассматривают признание палестинской государственности как вознаграждение за агрессию в отношении страны и ее граждан, совершенную боевиками ХАМАС 7 октября прошлого года. Более того, израильская позиция находит подтверждение в заявлениях самой палестинской группировки, контролирующей Газу, с точки зрения которой решение Норвегии, Ирландии и Испании оказалось следствием теракта, называемого ими «операцией “Потоп Аль-Аксы”». В связи с этим глава внешнеполитического ведомства Израиля И.Кац сообщил, что Осло наряду с коллегами из Дублина и Мадрида, следует готовиться к последствиям того, что они «послали палестинцам всего мира сигнал: терроризм окупается».

В качестве одной из ответных мер в отношении государства, совершившего с израильской точки зрения недружественный шаг, министр финансов Б.Смотрич предложил отменить договоренности по переводу Палестинской национальной администрации собранных для нее налоговых поступлений, поскольку посредником в их передаче ранее стал Осло. Как подчеркнул член правительства Б.Нетаньяху, «Норвегия была первой, кто сегодня в одностороннем порядке признал палестинское государство, и она не может быть партнером ни в чем, что касается Иудеи и Самарии».

Несмотря на то, что при воплощении подобного сценария на практике в ухудшении ситуации в ПНА в случае нехватки средств виновным для большинства будет прежде всего Израиль, очевидно, что к срыву не без труда достигнутого компромисса по налогам Норвегия имеет прямое отношение. Причем в данном случае североевропейское государство подрывает не только положение Израиля, но и Соединенных Штатов, выступивших гарантом сделки по переводу налоговых средств, а также предпринимающих усилия для прекращения огня в секторе Газа. И это, в свою очередь, грозит для Осло определенными негативными дипломатическими последствиями не столько со стороны Иерусалима, сколько Вашингтона.

Так, на официальном уроне, комментируя решение Осло, Мадрида и Дублина, помощник президента США по национальной безопасности Дж.Салливан выразил несогласие со «способом достижения решения о создании двух государств», который избрали три указанные европейские страны, отметив, что единственно возможным для поиска путей мирного урегулирования в регионе средством для Белого дома остаются прямые переговоры непосредственных участников противостояния. Дополнительно, как свидетельствуют источники, близкие к американской администрации, наблюдается недовольство Белого дома тем, что перечисленные страны способствовали усилению изоляции Израиля, делигитимизация которого, несмотря на усиливающуюся напряженность с правительством Б.Нетаньяху, явно не входит в планы президента Дж.Байдена, особенно в условиях активной избирательной кампании.

Кандидат от Республиканской партии на предстоящих в ноябре президентских выборах в США Д.Трамп пока к решительным действиям против признавших палестинскую государственность стран не призывает, в то время как среди его однопартийцев уже наблюдаются попытки торпедировать институты законодательной власти. Так, член Палаты представителей штата Флорида от республиканцев Р.Файн призвал применить к Норвегии, Испании и Ирландии санкции, аналогичные тем, что действуют в отношении Кубы и Северной Кореи. В контексте электоральной борьбы с Соединенных Штатах эта идея интересна тем, что Р.Файн был членом партии, голос которого в поддержку Д.Трампа, а не Р. Десантиса был среди факторов, подтолкнувших последнего прекратить борьбу за номинацию кандидатов в президенты от республиканцев. Причем решение свое Р.Файн принял именно исходя из подходов двух претендентов на выдвижение от партии к операции ЦАХАЛа «Железные мечи» в секторе Газа. Как следствие, пока Р.Файн добивается ограничения норвежского, испанского и ирландского бизнеса на уровне штата, но в силу близости взглядов с кандидатом в президенты данная практика в случае избрания Д.Трампа имеет шанс в той или иной форме распространиться на всю страну.

С точки зрения экономических последствий решение норвежских властей по Палестине рискует негативно отразиться на собственной рыбной промышленности. В 2023 г. объемы экспорта морепродуктов в Израиль составили порядка 2 млрд норвежских крон, из которых 1,85 млрд пришлось на лосось. Данные показатели позволили ближневосточному государству занять 16-е место среди 103 импортеров норвежского лосося и 20-е из 140 по всем морепродуктам. А потому представители отрасли, опасаясь сокращения объемов торговли или ее полной остановки, просят власти в Осло разделять политику и экономику, минимизируя ущерб для последней.

Еще одно направление ухудшения отношений касается Израиля и еврейской общины Норвегии, которая пока хотя и старается придерживаться курса на равноудаленность от Осло и Иерусалима, но все же более склонна к солидарности с местными властями. В частности, лидер главной норвежской еврейской зонтичной организации Det Mosaiske Trossamfund Р.Бахар в общем поддерживает решение правительство Норвегии, но полагает, что время для его объявления было выбрано не совсем подходящее. При этом реакцию Израиля на признание палестинской государственности он счел «преувеличенной».

В заключении особо хотелось бы отметить рассуждения о последствиях признания палестинской государственности экс-посла Норвегии в Израиле Й.Ханссена-Бауэра, обратившего внимание на риск изоляции в отношениях с Иерусалимом, аналогичный тому, что произошел на шведско-израильском треке в октябре 2014 г. после признания Палестины премьер-министром С.Лёвеном. Смягчить такого рода угрозу помог бы более правильный выбор партнеров, среди которых предпочтительнее были бы Франция, Германия или Великобритания, а не Испания и Ирландия. Кроме того, не в пользу поддержания двусторонних контактов говорит и позиция МИД Норвегии, который отдает приоритет не сохранению диалога с Израилем, а выверенной реакции на операцию «Железные мечи». В связи с этим путь выхода из назревающего кризиса Й.Ханссен-Бауэр видит в налаживании связей с израильской оппозицией, причем наиболее левой, а не центристской ее частью. Однако даже сам экс-посол сомневается, что такая тактика в скором времени принесет плоды, поскольку идея создания палестинского государства в Израиле, особенно в политических кругах, крайне непопулярна после террористической атаки ХАМАС 7 октября 2023 г.

В целом Норвегия пока, судя по всему, не ожидает серьезных отрицательных последствий от признания палестинской государственности. Об этом свидетельствуют заявления МИД страны о том, что оно, во-первых, готовилось к критической реакции из Иерусалима. Во-вторых, в Осло подчеркивают, что недовольство озвучивают именно представители крайне правых политических кругов, такие как Б.Смотрич, или И.Кац, которому в норвежских СМИ припоминают его прошлую несдержанность, к примеру, в диалоге с Польшей. Вместе с тем, риск дипломатических потерь для Норвегии все же присутствует, и связан он как раз с тем, что по сути три малых государства, среди которых Норвегия по многим причинам воспринимается лидером, бросили вызов США и европейским центрам силы, работающим над прекращением огня в Газе по собственным планам, в которые столь явная политическая, а не гуманитарная поддержка Палестины вполне может не вписываться.

55.72MB | MySQL:116 | 0,792sec