О применении смертной казни в Иране

Иранская организация по правам человека объявила, что в период с 28 апреля по 11 мая в Исламской Республике каждые пять часов казнили одного человека. Однако в один из этих дней в ИРИ был установлен и своеобразный «рекорд» — был приведен в исполнение смертный приговор десяти осужденным. 26 мая правозащитниками было озвучено, что за последний месяц в различных тюрьмах Ирана были казнены по меньшей мере 103 человека. Очевидно, что молчание международного сообщества по поводу таких массовых казней неприемлемо.

В то же время, осуждение представителя этно-конфесссионального меньшинства -еврея — в Иране по такому обвинению, как убийство, особенно за смерть гражданина-мусульманина, является редким случаем. Вот почему в потоке новостей о продолжающихся смертных казнях, внимание многих привлекло сообщение о недавнем  вынесении высшей меры наказания еврею Эрвину (Натанелю) Кахрамани, родом из г.Керманшаха. Надо отметить, что этот город сейчас не относится к месту компактного проживания иранских евреев. Ныне они сосредоточены в основном в Тегеране, Исфахане и Ширазе, хотя еще совсем недавно география городов со сколько-нибудь заметным еврейским населением была более обширной. Евреев в стране осталось в пределах 8 тысяч человек, тогда как накануне исламской революции их число превышало 100 тысяч. Как отмечают фарсиязычные СМИ, осуждение иранского еврея по такому обвинению как убийство, которое привело к смерти его согражданина-мусульманина, является чрезвычайным событием.

Иранские правозащитные СМИ информируют о том, что на днях ходатайство о пересмотре дела Эрвина (Натанеля) Кахрамани, было отклонено после рассмотрения Верховным судом, а в истекшую пятницу Иранская правозащитная организация предупредила, что «его жизнь находится в серьезной опасности, связанной с тем, что смертный приговор может быть исполнен в любой момент». В опубликованном в СМИ письме родственников осужденного говорится, что выделенный судебными инстанциями адвокат, по неизвестным причинам, не смог эффективно защитить Эрвина, и вообще, вопрос легитимности защиты в этом серьезном  деле досконально не рассматривался. У родственников Эрвина много претензий к суду. Суд проигнорировал многие обстоятельства дела. Он не учел и не принял во внимание то, что Эрвин оказал помощь пострадавшему,  доставил его в больницу, делал попытки спасти ему жизнь. Ничего этого в документах следствия не отображено. Вот почему иранская правозащитная организация хотела бы расследовать дело Эрвина в рамках максимально прозрачного судебного процесса.

Согласно источникам, сам инцидент со смертельным исходом произошел в Керманшахе 2 года назад в ходе уличной драки, когда Эрвину было 18 лет. Когда на него напали с холодным оружием, в ходе защиты он выхватил оружие из рук одного из нападавших. К этому времени он уже был ранен, и пытался спасти свою жизнь. Однако, его осудили за предумышленное убийство в ходе уличной потасовки, и почти сразу же поместили в центральную тюрьму своего родного города. Просьбы правозащитников не приводить в исполнение смертный приговор не получают официального ответа. Пока отсрочка приговора связана с тем, что родственники Эрвина пытаются убедить семью жертвы отказаться от наказания. В этом, как написало иранское правозащитное издание «Харана», родственникам помогают известные деятели искусства, которые пытаются получить согласие родителей покойного, по имени Амир Шокри, как последний способ спасти этого заключенного от смерти, и заменить наказание, как предусмотрено иранским законодательством, денежным штрафом. Если этого не произойдет, смертная казнь может быть немедленно приведена в исполнение.

Упомянутое агентство «Харана» написало, что сам судебный процесс был достаточно скоротечным, и вряд ли он сумел глубоко исследовать существо выдвинутого в отношение подсудимого обвинения. Кроме того, источники в еврейской общине Ирана сообщили СМИ, что обычно в таких случаях иранское законодательство предоставляет месячный срок, однако в данном  случае такого сделано не было, и срок оказался куда более коротким. Выдвинутые суду родственниками осужденного претензии были отклонены. Несколькими днями ранее мать Эрвина  — Соня Кахрамани  — в опубликованном в социальных сетях аудиофайле попросила помолиться за отмену смертного приговора ее сыну. Этого же попросили  и израильские СМИ, широко освещающие угрозу смерти иранского еврея. Реагируя на это, тысячи верующих евреев пришли в субботу в Израиле к могиле праматери еврейского народа Рахели, расположенной в святом для иудеев городе Хевроне недалеко от Иерусалима, чтобы помолиться за освобождение иранского еврея от опасности казни. Они выкрикивали еврейское имя Эрвина — Натанель.

В то же время влиятельная израильская газета газета «Едиот ахаронот» сообщила, что предпринимаются разносторонние усилия по отмене смертного приговора осужденному через международные организации и видных политиков  разных стран, согласившихся посредничать в этом вопросе. По иранским законам, с согласия семьи убитого смертный приговор может быть заменен длительным тюремным заключением путем выплаты выкупа. Как написали израильские СМИ, семья Кахрамани предложила собранные во многих еврейских общинах деньги (дие, перс. плата за пролитую кровь) за отмену смертного приговора, но семья погибшего жертвы настаивает на обязательности мести. Однако, по данным газеты  The Jerusalem Post, сбор средств все еще продолжается, чтобы побудить семью жертвы-мусульманина принять больше денег, чтобы преодолеть самовозмездие.

Отметим в заключение, что ныне действующие иранские законы демонстрируют правовое предпочтение мусульман по отношению к проживающим в стране религиозным и этническим меньшинствам. Для немусульман по прошествии 45 лет после установления в стране исламского строя все еще никак не урегулированы вопросы гражданского состояния, возмещения ущерба, социального страхования. Уголовный кодекс страны до сих пор дифференцированно оценивает те или иные противоправные действия, и за одно и то же преступление мусульмане получают более мягкое наказание, чем немусульмане. В утвержденной меджлисом несколько лет назад новой редакции Уголовного кодекса эта разница несколько смягчена, но это не говорит о торжестве конфессионального равноправия, декларированного статьей 13 действующей Конституции. Что касается иранских евреев, то объявление Израиля врагом номер один исламского Ирана вызывает частые вспышки антисемитизма как на бытовом, так и на государственном уровне. Война в Газе, которую всемерно поддерживает Иран, сделала нередкими  проявления антисемитизма в СМИ в выступлениях высших руководителей страны, декларирующих антиизраилизм неизменной частью своей политической риторики.

Как видно, межконфессиональное согласие, о котором любят говорить руководители ИРИ, еще не стало в стране свершившимся фактом и существенно влияет на внутреннюю межэтническую и межконфессиональную безопасность. При этом заметим, что согласно ныне действующей Конституции, в Иране, кроме ислама, официально признаны христианство, иудаизм и зороастризм, имеющие своих представителей в парламенте. В Конституции ИРИ по этому поводу говорится: «Согласно аяту Корана, правительство ИРИ и мусульмане обязаны с добротой и исламской справедливостью обращаться с немусульманами и соблюдать их человеческие права»

55.7MB | MySQL:116 | 0,497sec