Оценки в Израиле возможности заключения с США договора об обороне. Часть 4

На сайте Института исследований национальной безопасности (INSS) опубликован аналитический материал под названием «Американо-израильский договор об обороне: время пришло». Авторы — эксперты INSS Чак Фрайлих и Эльдад Шавит — исходят из того, что самостоятельность и стратегическая автономия всегда были фундаментальными принципами стратегии национальной безопасности Израиля. Отмечается, что отец-основатель еврейского государства, премьер-министр Давид Бен-Гурион, еще в 1950-х гг. стремился заключить договор об обороне с Соединенными Штатами как средство дальнейшего укрепления безопасности страны. В последующие периоды премьер-министры Ицхак Рабин и Эхуд Барак серьезно рассматривали договор об обороне в 1990-х и 2000-х гг. Эксперты объясняют это стремлением компенсировать значительную военную опасность в виду предложенных Израилем палестинцам и сирийцам территориальных уступок в рамках мирного процесса. Они также хотели тем самым смягчить глубокие и даже экзистенциальные страхи, которые эти уступки породили в израильском обществе.

Помимо преимуществ и возможных осложнений для Израиля от заключения договора об обороне с США, Ч.Фрайлих и Э.Шавит перечисляют его недостатки для самой Америки, а также предлагают средства смягчения ее озабоченностей.

  1. Договор об обороне с Израилем создаст проблематичный прецедент. Прежде всего, указывается на то, что США, несмотря на большое количество взятых на себя за несколько десятилетий обязательств в области безопасности, за последние полвека (с учетом масштаба уже предоставленных гарантий) ни с одной страной не заключили формальный договор об обороне.

Эксперты отмечают, что все предыдущие договоры об обороне США были подписаны в контексте «холодной войны», тогда как сегодня в отношении Израиля не существует каких-либо жизненно важных национальных интересов аналогичного масштаба. Более того, договоры с Израилем и Саудовской Аравией создадут прецеденты, которые будут стимулировать других американских союзников по всему миру требовать аналогичных инструментов в отношении себя.

Предполагается, что для самих США было бы стратегически и политически неудобно предоставить гарантии безопасности Саудовской Аравии, а не своему ближайшему союзнику в регионе (Израилю), который сталкивается с еще большими угрозами своей безопасности. Если договор с Израилем станет следствием аналогичного соглашения с Саудовской Аравией или будет поставлен в зависимость от прорыва к установлению регионального мира и созданию антииранской оси, США смогут утверждать, что исключения из их устоявшегося подхода вызваны смягчающими обстоятельствами.

  1. Потенциальная потеря американской свободы маневра. В INSS допускают, что Договор об обороне может потребовать от США поддержки Израиля при обстоятельствах и способами, которые не соответствуют их более широким региональным и глобальным интересам. Эта обеспокоенность особенно велика в регионе, который, как полагают эксперты, останется нестабильным в обозримом будущем и в котором продолжится арабо-израильское и особенно палестинское и ирано-израильское соперничество, что потенциально будет втягивать США в нежелательные конфликты. Фактически, договоры об обороне не обязывают США действовать заранее определенным курсом и являются достаточно гибкими, чтобы удовлетворить их меняющиеся стратегические потребности. Отмечается, что на практике США часто проводили политику и действовали способами, которые не полностью соответствовали предпочтениям их партнеров по договору. Опыт НАТО и Южной Кореи говорит сам за себя.
  2. Договор об обороне парадоксальным образом может привести к фактическому увеличению свободы независимых действий Израиля, прежде всего, в отношении иранской ядерной программы, и, следовательно, уменьшению желаемых (в Вашингтоне) американских ограничений на процесс принятия решений в Израиле. Ч.Фрайлих и Э.Шавит объясняют это следующим образом. Иран уже де-факто является пороговым ядерным государством и способен преодолеть последнее препятствие – создать ядерное оружие – в любой момент на свое усмотрение. Предполагается, что в этом случае Израиль выполнит свои договорные обязательства по консультациям с США, но при наличии гарантии американской поддержки у него может появиться смелость действовать независимо. Многие полагают, что если Иран решит получить ядерное оружие, у Израиля в конечном итоге не будет иного выбора, кроме как принять меры практически любой ценой. Пункт о признании права сторон на самооборону во всех аналогичных договорах США даже способствует реализации такой ​​возможности.
  3. Неблагоприятная реакция Китая и России; потенциальное установление более глубоких связей с Ираном. В INSS считают, что США должны принять во внимание потенциальную реакцию Китая и России на договор об обороне с Израилем. Предполагается, что Пекин и Москва будут рассматривать это соглашение, особенно если оно будет сопровождаться аналогичным договором с Саудовской Аравией и появлением более широкой архитектуры региональной безопасности, как угрозу своим региональным интересам, и это будет мотивировать их к дальнейшему углублению стратегических связей с Ираном и другими партнерами на Ближнем Востоке. При этом договор может усилить напряженность между сверхдержавами в регионе и даже во всем мире.

Эксперты обращают внимание на то, что в прошлом США были бы обеспокоены тем, что договор об обороне с Израилем может вызвать потенциально серьезную напряженность в отношениях с его арабскими союзниками и партнерами. Сегодня это больше не является серьезной проблемой: большинство американских арабских союзников стремятся к большей роли Израиля в архитектуре региональной безопасности.

  1. Влиятельные круги в США выступят против договора. Конгресс одобрит американо-саудовское соглашение только при поддержке Израиля. Ч.Фрайлих и Э.Шавит исходят из того, что Израиль стал в США спорным и даже узкопартийным вопросом, особенно после войны в секторе Газа. В этих условиях важные политические круги будут решительно выступать против договора об обороне, особенно если он не будет явно связан с прорывом в отношениях с палестинцами и не станет частью более широкой региональной архитектуры. И наоборот, Конгресс США, скорее всего, одобрит и без того спорное американо-саудовское соглашение (двусторонний договор об обороне, поставки передового американского вооружения и саудовскую гражданскую ядерную программу в обмен на нормализацию отношений), если оно будет сопровождаться значительным израильским компонентом и пользоваться сильной поддержкой Израиля.
  2. Возможная необходимость отхода от политики нераспространения ядерного оружия. Договор об обороне с Израилем может потребовать, чтобы США отклонились от следования давней политики в сфере нераспространения ядерного оружия и признали Израиль в качестве единственного американского партнера по договору, помимо Великобритании и Франции, который, является ядерным государством[i].

[i] A US-Israeli Defense Treaty: The Time Has Come / INSS. May, 2024. https://www.inss.org.il/publication/defense-treaty/

55.75MB | MySQL:118 | 0,674sec