В Иране утвердили шесть кандидатов для участия в президентских выборах, которые состоятся 28 июня, назначенных после внезапной гибели в авиакатастрофе президента Эбрахима Раиси. Наблюдательный совет, который утверждает претендентов на президентский пост в Исламской Республике, отобрал 6 из 80 зарегистрированных кандидатов. Это в основном консерваторы, и только одному реформисту разрешено баллотироваться. Среди отобранных Масуд Пезешкян, представляющий Тебриз в парламенте Ирана, который критиковал непрозрачность правительства во время общенациональных протестов, вызванных смертью 22-летней курдянки Махсы Амини в полицейском участке в сентябре 2022 года. Также были выбраны спикер парламента Мохаммад Багер Галибаф, бывший участник переговоров по ядерной программе Саид Джалили и бывший министр внутренних дел Мостафа Пурмохаммади, а также мэр Тегерана Али Реза Закани и Амир Хосейн Газизаде Хашеми, вице-президент при Раиси. Ряду видных деятелей, выдвинувших свою кандидатуру, не разрешили баллотироваться, в том числе экс-спикеру парламента Али Лариджани и бывшему президенту Махмуду Ахмадинежаду. Четыре женщины также зарегистрировали свою кандидатуру, но были дисквалифицированы, как это было на всех президентских выборах со времен Исламской революции 1979 года. Реформисты в Иране заявили, что, несмотря на гибель президента-консерватора Раиси в результате крушения вертолета 19 мая, его фракции, скорее всего, удастся сохранить власть. Ранее газета «Хаммихан» обсудила эту тему с аналитиками, и все они подчеркнули, что, несмотря на низкую активность избирателей на предыдущих выборах, новый президент и правительство будет придерживаться консервативных кандидатов. Политический аналитик Мохаммад Мохаджери заявил, что истеблишмент предпочитает слабого президента, и организация выборов была разработана с учетом этого: «Политическая фракция, которая сейчас выступает за правительство, фактически фундаменталистское движение, поддерживающее правительство, стремится помешать формированию рационального пространства в обществе для проведения этих выборов. При таких обстоятельствах фундаменталисты стремятся избрать президента, еще более слабого, чем предыдущий президент». Аналитик Хосейн Нагаши подчеркнул важную роль Наблюдательного совета на всех выборах посредством проверки кандидатов. По словам Нагаши, даже опасность переизбрания Дональда Трампа на предстоящих президентских выборах в США не изменит политику Наблюдательного совета: «Я не вижу никаких изменений или перспективы изменений в этой политике. Система не будет проводить более открытые, прозрачные выборы с участием отдельных лиц, политических деятелей и оппозиционных партий, критикующих текущую ситуацию». Таким образом, среди иранских аналитиков господствует точка зрения о том, что досрочные президентские выборы в Иране не приведут к изменениям в политике страны.
Гибель президента Эбрахима Раиси в крушении вертолета подогрела слухи о сдвиге в переговорах Тегерана с мировыми державами по подписанию нового соглашения, направленного на ограничение ядерной программы страны в обмен на ослабление международных санкций в отношении ее испытывающей трудности экономики. Опять же есть серьезные сомнения в этом сценарии. На прошлой неделе местные СМИ сообщили, что Али Шамхани, высокопоставленный бывший министр обороны, был назначен главной фигурой, ведущей ядерные переговоры. 1 июня Шамхани написал: «Если в преддверии президентских выборов в Иране некоторые невежественные европейские страны захотят занять враждебную позицию против мирной ядерной деятельности Ирана на предстоящем заседании Совета управляющих, они столкнутся с серьезной и эффективной реакцией нашей страны». Шамхани был одним из главных противников переговоров с Западом по ядерной программе Ирана. Официальные лица в правительстве бывшего президента Хасана Роухани показали, что до избрания Раиси в 2021 году Шамхани был серьезным препятствием для возобновления ядерной сделки 2015 года после ухода бывшего президента США Доналда Трампа. Несмотря на эти замечания, ежедневная газета «Арман» осветила новость о новой роли Шамхани в ядерных переговорах: «Ядерные переговоры зашли в тупик, что предполагает возможную необходимость нового подхода или дополнительной стратегии. Ключевой человек мог бы выйти из тупика; возможно, этим «открывателем замков» мог бы стать Шамхани». При этом надо учитывать, что Шамхани — доверенное лицо верховного лидера ИРИ (рахбара), за которым остается последнее слово во всех вопросах. Несмотря на несколько коррупционных дел против Шамхани и его близких родственников, он был ключевой фигурой, стоявшей за нормализацией отношений между Ираном и Саудовской Аравией. Но все эти прорывы были санкционированы рахбаром.
Вторая важная тема, обсуждаемая в Иране в связи с регистрацией кандидатов в президенты – тема борьбы с коррупцией, и каждый претендент обещает ее искоренить. Ежедневная газета «Каргарзаран», которая связана с группами сторонников открытой экономики, близкими к истеблишменту, проанализировала, как прошлые правительства справлялись с коррупцией: «Иранским политикам свойственно держать дела о коррупции в секрете перед выборами и использовать их для нападения на своих соперников». В сообщении объясняется, почему правительства не смогли бороться с систематической коррупцией, и обвиняются в причастности к ней высокопоставленных политиков. Газета рассмотрела некоторые из самых известных коррупционных дел в Иране. Одним из недавних примеров стал скандал, связанный с импортным и перерабатывающим оборудованием в чайной промышленности, который установил новый денежный рекорд по делу о коррупции: «Коррумпированные группировки проникли в круг принятия решений. Делая вид, что помогают бедным, они предлагают вредную политику. К ним относятся контроль цен, подавление рынка, угрозы собственности и ограничения экономических свобод. За последние 50 лет эта политика принесла плохие результаты, но она продолжается». Экономический кризис в последнее время стал серьезной проблемой для простых иранцев. Высокая инфляция, безработица и рост стоимости жизни усложнили повседневную жизнь, и многие надеются, что следующий президент принесет столь необходимое облегчение и стабильность проблемной экономике страны.