В течение последних дней в Израиле произошло ряд знаковых событий. Главное из них это естественно военная операция ЦАХАЛа совместно со спецслужбами как Израиля, так и США приведшая к освобождению из плена четырех израильских заложников. Все четверо были похищены 7 октября с фестиваля Nova, проходившего в лесу Реим и провели в плену 245 дней. Освобождение стало возможным благодаря профессиональной работе разведки и тщательному планированию операции, подготовка к которой шла более месяца. В ходе операции по спасению заложников в был смертельно ранен офицер МАГАВ Арнон Змора, из спецподразделения ЯМАМ.
Операция по спасению похищенных проводилась в густонаселённом районе лагеря палестинских беженцев, в результате чего пострадали и его жители. По информации полученной от пленных боевиков ХАМАСа, а также по данным из других источников, заложники удерживались в домах гражданских лиц. В частности дом, где удерживалась заложница, принадлежал врачу и его сыну и оператору катарского телеканала «Аль-Джазира». Так что не такое это уж и мирное население, что оказывает содействие террористам в удержании заложников. Тем более, что ЦАХАЛ неоднократно обращался к населению сектора Газы с просьбой , в том числе и за вознаграждения, предоставить информацию о заложниках. Но видимо некоторые выбрали другой путь, за что и поплатилась, ведь именно жильцов дома ХАМАС использовал в качестве живого щита при освобождении заложников.
Президент США Джо Байден приветствовал израильскую операцию по освобождению заложников. «Мы не прекратим работы, пока все заложники не вернутся домой и пока не будет достигнуто прекращения огня», – сказал он.
Естественно, что главным бенефициаром этой операции стал премьер-министр Биньямин Нетаньяху который встретился с заложниками в больнице и сделал ряд заявлений для СМИ. Одним из его заявлений стало обращение к главе «Лагеря государственников» Бени Ганцу не выходить из чрезвычайного правительства. «Сейчас время для единства, не для раскола. Мы должны оставаться едиными на фоне больших задач, стоящих перед нами. Я призываю Бени Ганца не выходить из правительства. Не пренебрегайте ценностью единства», – заявил Нетаньяху.
8 июня, истек срок ультиматума, который лидер «Лагеря государственников» Бени Ганц поставил главе правительства Биньямину Нетаньяху. Поскольку условия, названные Ганцем, так и не были выполнены, он планировал на исходе субботы заявить об уходе из чрезвычайного правительства.
Однако операция по освобождению заложников, в ходе которой службам безопасности удалось вернуть живыми четверых похищенных 7 октября граждан, отвлекла внимание общественности от политических маневров Бени Ганца, и он счел необходимым отложить свое судьбоносное заявление. 9 июня, было объявлено новое время заявления: в 20:00 Бени Ганц выступит с отложенным на сутки экстренным заявлением.
В тот момент было не ясно, действительно ли Ганц объявит о выходе «Лагеря государственников» из состава правительства, или вновь решит отложить этот шаг: ведь еще одним важным фактором, влияющим на принятие решений, является визит в Израиль госсекретаря США Энтони Блинкена, который прибудет в начале недели.
Однако вечером Бени Ганц все же объявил о выходе из правительства Нетаньяху и призвал к проведению досрочных выборов ближайшей осенью. Он произнес сильную предвыборную речь, речь ответственного национального лидера: извинился перед семьями заложников за то, что они до сих пор не вернулись домой, признал свою долю ответственности за провалы «плохого» правительства Нетаньяху и заявил, что «не обещает быстрой победы — но обещает настоящую победу».
Ганц подчеркнул, что Израиль, в отличие от лидера ХАМАСа в Газе Яхьи Синвара, которому «плевать на свой народ», обязан во что бы то ни стало спасти и вернуть домой своих граждан — это первый и главный шаг к «настоящем победе». Другим ключевым элементом этой «настоящей победы» он назвал возвращение эвакуированных жителей севера страны, третьим – «региональное сотрудничество». Другими словами, Ганц выступил за принятие и реализацию плана Дж.Байдена, подчеркнув при этом, что этот путь к «настоящей победе» будет долгим, трудным и займет «годы».
Гади Айзенкот так же подал заявление об отставке с министерского поста. Он заявил, что Нетаньяху руководствуется не столько национальными интересами, сколько «посторонними соображениями»”, из-за этого не принимаются необходимые стратегические решения, и это наносит вред Государству Израиль. Ганц и Айзенкот подчеркнули, что, находясь в оппозиции, поддержат «любое правильное решение» правительства.
После заявления Ганца Итамар Бен-Гвир немедленно потребовал от Нетаньяху включить его в состав военного кабинета. Сам премьер-министр выпустил первый комментарий, не дожидаясь даже окончания речи, — он обвинил Ганца в дезертирстве «в разгар экзистенциальной войны» и заявил, что дверь его правительства «открыта для всех сионистских партий».
Правящая коалиция по-прежнему располагает 64 мандатами в Кнессете, однако распад чрезвычайного правительства — удар по моральной легитимации правительства Нетаньяху и внутри страны, и на международной арене.
Напомним, «Лагерь государственников» условно присоединились к правительству 11 октября, заявив, что делает это только на время военных действий в рамках «экстренной ситуации». 13 мая от этого блока откололась фракция Гидеона Саара «Новая надежда», которая взяла название «Правые государственники» и перешла в оппозицию после того, как премьер-министр отказался назначить Саара полноправным участником военного кабинета. Таким образом, Ганц остался с 8 мандатами вместо 12. К тому же в последнее время он стал резко проседать в опросах.
Все это привело к тому, что, несмотря на продолжающуюся войну, «государственники» решили покинуть правительство и добиваться досрочных выборов.
Даже после их ухода это будет не так просто – у коалиции насчитывается 64 мандата. Даже учитывая слабость ее отдельных звеньев, таких как склоняющиеся влево Юлий Эдельштейн и Йоав Галант в Ликуде, развал коалиции в ближайшем будущем маловероятен.
В то же время Бени Ганц объявив, что страна должна уже этой осенью провести досрочные выборы – но не пояснил, с какой целью и чем его не удовлетворяет нынешнее правительство.
Хотя политик выступил, как всегда, туманно, можно предположить, что под «судьбоносными стратегическими решениями» он подразумевал капитуляцию перед ХАМАСом и выполнение условий террористов. Под «нерешительностью и проволочками», судя по всему, имелась в виду неготовность Биньямина Нетаньяху поддаваться требованиям ХАМАСа, а также передавать послевоенную Газу под власть Палестинской национальной администрации.
Вместе с тем Ганц дал некоторое (хотя и тоже не слишком внятное) объяснение того, что такое «подлинная победа», к которой «не дает продвигаться Нетаньяху».
«Подлинная победа ставит возвращение заложников превыше пребывания у власти, – сообщил политик, не пояснив, что имеет в виду. – Настоящая победа сочетает военный успех с политической и гражданской инициативой. Настоящая победа приведет к ликвидации ХАМАСа и его замене. Настоящая победа – вернуть жителей севера домой и обеспечить им безопасность. Настоящая победа – установить антииранский региональный союз под руководством США и всего западного мира», – добавил Ганц, также не объясняя, что все это значит и какие «политические и гражданские инициативы» имеются в виду.
Напомним, что несколько лет назад Ганц, занимая должность министра обороны Израиля, приглашал к себя домой главу ПНА Махмуда Аббаса (Абу-Мазена) и говорил журналистам, что намерен «продолжать дело Рабина».
Однако как уже отмечалось, вряд ли выход Ганца поколеблет коалицию Нетаньяху, но вот внутренние проблемы коалиции, как и всегда могут привести к ее распаду. Это и оппозиция в Ликуде и проблемы с ультраортодоксами из-за закона о призыве и неумное желание Бен-Гвира довести до конца «зачистку» сектора Газа и оккупировать его. Вот с этими проблемами , наряду с непрекращающимся давлением со стороны администрации США Нетаньяху и придется разбираться буквально в ближайшие дни.