О связях турецкой Рабочей партии Курдистана (РПК) с Ираном

Рабочая партия Курдистана (РПК)  использовала иранский боеприпас для уничтожения турецких вооруженных беспилотников, сообщили региональные источники, предполагая укрепление связей между Тегераном и РПК, объявленной Турцией вне закона. 27 мая РПК, которая с 1984 года борется с турецким государством в борьбе за расширение прав курдов, опубликовала видеозапись, предположительно показывающую сбитый турецкий вооруженный беспилотник, идентифицированный как Aksungur. Это заявление следует за аналогичным утверждением, сделанным в марте, когда РПК сообщила, что она приобрела технологию, способную поражать турецкие беспилотные летательные аппараты. Три независимых эксперта по обороне, проанализировавших последнее видео РПК на условиях анонимности из-за деликатности темы, заявили, что весьма вероятно, что турецкий беспилотник был сбит иранским боеприпасом 358 loitering. Два эксперта отметили, что 358-й боеприпас является относительно медленным, именно поэтому его может не быть видно на кадрах из-за отсутствия ракетного двигателя. «Это не реактивная ракета. Он летит очень медленно, и, поскольку у нее нет реактивного двигателя, в случае промаха он пытается развернуться и снова поразить цель», — указал один эксперт. Иракский источник, близкий к РПК, с которым связалось MEE, заявил, что Иран поставлял боеприпас 358 по частям, которые затем собирала РПК. Этот процесс, согласно источнику, продолжается около двух лет, при этом некоторая сборка происходит к югу от Сулеймании в Иракском Курдистане. Источники в Министерстве обороны Турции отказались комментировать этот вопрос. Два эксперта подчеркнули, что РПК потребуется радарная система или аналогичная технология для управления «блуждающим» боеприпасом, учитывая, что турецкие беспилотники часто летают на больших высотах. Они предположили, что, помимо Ирана, единственной страной, способной предоставить такую информацию о местоположении турецких беспилотных летательных аппаратов в Ираке, являются Соединенные Штаты: «Технология должна быть передана из Ирана. Возможно, РПК создала техническую группу для использования этой технологии».

В прошлом месяце министр обороны Турции Яшар Гюлер заявил в интервью одной  турецкой газете, что Тегеран не сотрудничал с Анкарой в ее борьбе против РПК, несмотря на усилия Турции отслеживать передвижения группировки и информировать об этом Тегеран: «К сожалению, наши иранские друзья не относятся к террористам РПК так же, как мы.  Мы говорим: «В том доме, это адрес, по которому они остановились», и через некоторое время приходит ответ: «Сэр, мы проверили этот адрес, такого человека там нет». Конечно, это неприемлемо». Иран отрицает, что закрывает глаза на передвижения и деятельность сторонников  РПК. Кандильские горы, часть которых находится на территории Ирана, служат главным оплотом РПК в Северном Ираке. По словам турецких официальных лиц, руководящие кадры РПК пережили турецкие авиаудары, укрывшись на иранской стороне. Турецкие источники в сфере безопасности заявили, что Иран все больше укрепляет свои связи с РПК, направленные как против Турции, так и против Регионального правительства Курдистана (РегПК) в Ираке. «Растущие связи между иракским Патриотическим союзом Курдистана (ПСК) и РПК, а также поддерживаемыми Ираном иракскими группировками выходят за рамки обычных взаимодействий», — сказал один из источников в службе безопасности, имея в виду один из основных политических кланов в Иракском Курдистане. Другой турецкий источник, знакомый с вопросом, сказал, что Анкара внимательно следит за недавними действиями Ирана и его ставленников в Ираке, подозревая их в попытке дестабилизировать регион в ответ на усилия Турции по сближению и сотрудничеству с Ираком. Боеприпас 358 является излюбленным оружием доверенных лиц и союзников Ирана на всем Ближнем Востоке. В конце 2019 года он был обнаружен в иранской партии, захваченной Соединенными Штатами по пути в Йемен. Вторая партия была перехвачена в феврале 2020 года. Иран, который проводил длительные атаки на истощение против Соединенных Штатов в Ираке, также отправил боеприпас 358 своим ставленникам в стране. Иракские ополченцы продемонстрировали этот боеприпас в 2021 году. С начала войны между Израилем и ХАМАСом в Газе 7 октября  2023 г. 4 американских беспилотника MQ-9 Reaper, действовавших в регионе для предотвращения нападений хуситов в Йемене на Израиль и цели в Красном море, были сбиты хуситами ракетами класса «земля-воздух» иранского производства. Боеприпас 358 также находится в арсенале «Хизбаллы» в Ливане и использовалась против Израиля в трансграничных боевых действиях с начала войны в Газе. Израильские СМИ и «Хизбалла» сообщили, что различные израильские беспилотные летательные аппараты были поражены боеприпасом 358. Третий эксперт по обороне предупредил, что распространение передовых систем, таких как боеприпас 358, вскоре может поставить под угрозу воздушное сообщение, включая вертолеты и операции по экстренной эвакуации, во всех государствах региона.

В общем и целом надо констатировать, что выводы турецких источников о тесной связи ПСК и РПК с Ираном абсолютно верны. Эти связи образовались не вчера и собственно именно через ПСК РПК получает иранское оружие. Смысл этой политики Тегерана также очевиден: он выступает против нейтрализации фактора РПК на севере Ирака, поскольку  это означает: а) резкое усиление влияния ДПК (и США, и Турции) в Иракском Курдистане; б) проиранским шиитским группировкам не хватает потенциала для перекрытия всех зон на турецо-иранской границе, и фактор РПК в данном случае  имеет важное значение. Появление иранского оружия у РПК по факту является ответом Тегерана на последние по времени предложения Анкары Багдаду по отводу курдских отрядов с приграничных районов.

56.03MB | MySQL:118 | 0,541sec