Ситуация в Ливии: июнь 2010г.

Главным событием месяца в Ливии стало освобождение из тюрьмы гражданина Швейцарии Макса Гелди, которого власти Джамахирии сделали настоящим «козлом отпущения» в их тяжбе с Берном, возникшей в связи с кратким задержанием в июле 2008г в Женеве Ханнибала Каддафи — сына лидера ливийской революции Муамара Каддафи. 10 июня Гелди вышел из тюрьмы, где он провел 4 месяца по явно надуманному обвинению в «незаконном пребывании» на территории Джамахирии. Ранее, в феврале, власти Ливии позволили покинуть страну швейцарцу Рашиду Хамдани — соратнику Гелди по доставшимся им злоключениям.

13 июня Гелди покинул оказавшуюся столь негостеприимной для него Ливию. В первом заявлении по прибытии в Швейцарию он утверждал, что стал «жертвой конфликта», который никак его не касался. Говоря о 23-х месяцах, в течение которых он не мог покинуть Джамахирию, он охарактеризовал их одним словом — «кошмар». Одновременно он утверждал, что не совершал каких-либо деяний, подпадающих под санкции ливийского законодательства.

19 июня швейцарские СМИ сообщили, что в течение 2-х лет, когда Гелди и Хамдани не могли покинуть Ливию, Берн разработал по меньшей мере 4 плана их силового вывоза из Джамахирии, от которых в итоге отказались, расценив их слишком рискованными. Один из сценариев предусматривал вывоз швейцарцев через Алжир. Однако последний взамен потребовал выдачи нескольких алжирских оппозиционеров, скрывающихся в Швейцарии, на что Берн не пошел. Самым экзотичным был вариант вывоза швейцарцев из Ливии с помощью подводной лодки.

Возвращение Гелди в Швейцарию сделало возможным начать нормализацию отношений между двумя странами, которые тут же заявили о соответствующих намерениях. Так называемый «План действий», подписанный Ливией и Швейцарией при содействии Испании и Германии, предусматривает, в частности, учреждение «арбитражного трибунала», призванного расследовать обстоятельства ареста Ханнибала Каддафи и его супруги. Арест был произведен по заявлению прислуги отеля, где останавливалась супружеская чета. В нем утверждалось, что пострадавшие подверглись побоям со стороны Ханнибала. Ливийская сторона считает арест незаконным, поскольку у Ханнибала и его супруги были дипломатические паспорта. «Арбитражный трибунал» будет работать в Берлине.

План предусматривает также, что Швейцария извинится за публикацию в прессе фотографий Ханнибала, сделанных в тюрьме после его ареста в классических для этого жанра двух ракурсах. Берн также обязался начать судебное преследование против лиц, допустивших «утечку» фотографий в СМИ. Как утверждал в этой связи глава МИД Ливии Муса Куса, «ливийская Фемида посчитала, что в случае с публикацией фотографий Ханнибал прав, в этой связи ему будет выплачена компенсация в размере 1,5 млн швейцарских франков». Позднее Швейцария объявила, что указанная сумма переведена на один из банковских счетов в Германии.

Несмотря на очевидную капитуляцию Швейцарии, к которой приложил руку Евросоюз, 18 июня стало известно, что Берн прорабатывает возможность обращения в международные судебные инстанции. При этом он намерен обвинить Триполи в похищении двух граждан Швейцарии, поскольку одно время в течение 8 недель они без приговора суда находились в изоляции.

Тем временем за дело взялись общественные организации. 18 июня стало известно, что партия Движение граждан Женевы /ДГЖ/ подала в суд на Муамара Каддафи, обвинив его в похищении и насильственном удержании двух швейцарцев. Как заявил лидер ДГЖ Эрик Штауффер, «наша акция проводится с целью восстановить честь и гордость народа Швейцарии». ДГЖ также потребовала от властей Женевы объявить Ханнибала Каддафи персоной нон-грата.

В июне Триполи затеял новую международную тяжбу, на сей раз — с бюро Верховного комиссариата ООН по делам беженцев в Ливии, работавшим в стране с 1991 года. 2 июня власти Джамахирии предложили этому бюро вместе с сотрудниками-иностранцами покинуть страну. Всего в ливийском бюро были заняты 26 человек. Подобный шаг был обоснован тем, что бюро Верховного комиссариата ООН по делам беженцев якобы находилось в стране нелегально, поскольку Ливия не подписала Женевскую конвенцию 1951 года по правам беженцев.

Уже позднее, 24 июня, Ливия объяснила закрытие бюро Верховного комиссариата ООН по делам беженцев, обвинив его руководителя в сексуальной эксплуатации женщин-иммигранток, которым взамен якобы предоставлялся статус беженцев. Как утверждалось в коммюнике МИД Ливии, это ведомство якобы получило несколько жалоб на этот счет.

Ливия также утверждала, что пошла в свое время на открытие бюро при условии, что «оно не предоставит статус беженца ни одному лицу, находящемуся в Джамахирии». Между тем известно, что это бюро предоставило статус беженцев примерно 9 тысяч человек, и зарегистрировало в качестве кандидатов на предоставление такого статуса 3689 человек. По логике Ливии, речь во всех этих случаях идет о «незаконных иммигрантах, которые никак не могут рассматриваться как беженцы или лица, добивающиеся статуса беженцев».

Уже 25 июня Верховный комиссариат ООН по делам беженцев сообщил, что получил разрешение ливийских властей на частичное возобновление работы его бюро в Джамахирии. Одновременно он указал, что ждет от ливийских властей подтверждения обвинений, высказанных в адрес главы бюро.

Также 2 июня правозащитная организация «Международная амнистия» /МА/ осудила приведение ливийскими властями 30 мая в исполнение приговора к смертной казни через расстрел в отношении 18 лиц, включая нескольких иностранцев. По данным интернет-издания «Курина», 18 лиц, приговоренных к смерти, в том числе выходцы из Чада, Египта и Нигерии, были расстреляны после того, как их признали виновными в предумышленных убийствах. Как заявил директор МА по Ближнему Востоку и Африке, в части, касающейся Ливии, «мы опасаемся, что смертные приговоры были вынесены в результате процедур, которые не соответствуют международно принятым нормам». МА призвала Ливию «сообщить имена 18-ти расстрелянных и отказаться от новых расстрелов».

По данным «Курины», 14 человек из 18 были казнены в Триполи, еще 4 — в Бенгази. По данным издания, в ливийских тюрьмах в ожидании казни находятся до 200 человек, среди которых немало иностранцев. Позднее Ниамей объявил, что среди казненных 30 мая значились трое граждан Нигера.

3 июня базирующаяся в США правозащитная организация «Фридом Хаус» представила в Женеве на 14-й сессии Совета по правам человека доклад, в котором среди «самых плохих» стран в части соблюдения прав человека были названы Бирма, КНДР, Ливия, Сомали и Судан. Как заметила на церемонии представления представительница «Фридом Хаус» Паула Шриефер, «самым постыдным является то, что три режима — худшие среди худших /Китай, Куба и Саудовская Аравия/ — являются в настоящее время членами Совета ООН по правам человека, а четвертый — Ливия — только что вошла в состав этой структуры».

В июне не обошлось и без политико-спортивных новостей. 2 июня стало известно, что власти Ливии запретили проводить какие-либо совместные спортивные мероприятия с участием команд из Египта и Алжира. Никаких объяснений на этот счет представлено не было при том, что за последние месяцы не было отмечено каких-либо инцидентов с участием ливийских команд, а также футбольных клубов из Египта и Алжира.

Как оказалось, соответствующее письмо было направлено еще 25 мая президентам Федерации футбола Ливии и Олимпийского комитета. Премьер-министр потребовал также от футбольных функционеров, чтобы ливийские футбольные команды запрашивали разрешение правительства на проведение игр против команд из арабских стран и «заранее предпринимали меры, которые бы гарантировали спортивный дух состязаний».

В 2013 году Ливия должна принять финальный турнир Кубка Африки. Это случится во второй раз в ее истории. В первый раз Джамахирия приняла такие соревнования в 1982г.

Тем временем непредсказуемая и импульсивная Ливия, похоже, нашла себе достойного партнера. Как сообщило Минобороны Белоруссии, с 15 по 19 июня на 230-м общевойсковом полигоне проводилось тактическое учение с 11-й отдельной гвардейской механизированной бригадой. «В соответствии с договоренностями, достигнутыми в ходе встречи министра обороны Белоруссии генерал-лейтенанта Юрия Жадобина и лидера ливийской революции Муамара Каддафи /она состоялась в ходе визита Жадобина в Ливию в период с 14 по 16 декабря 2009 года/, в целях обмена опытом в организации боевой подготовки в бригадном тактическом учении с 11-й омбр приняло участие подразделение ливийских военнослужащих, — отмечалось в сообщении Минобороны. — В соответствии с программой подготовки учений с 10 по 17 июня с ливийской танковой ротой были проведены занятия по огневой подготовке, вождению боевых машин, тактической подготовке и другим дисциплинам. После завершения этапа подготовки ливийские военнослужащие приняли учас тие в активной фазе учения».

52.31MB | MySQL:103 | 0,503sec